Как прибалты стали «англотаджиками»? Часть 2

Как прибалты стали «англотаджиками»? Часть 2


Почти массовый отъезд жителей Латвии, Литвы и Эстонии в Европу называют уже не эмиграцией, а эвакуацией

Два разных человека в одно и то же время независимо друг от друга пишут два романа об эмигрантском рабстве… Вряд ли совпадение случайно. Что подкупает в этих текстах – искренность: обычно эмигранты предпочитают делать красивое лицо и, работая официантами и дворниками, пишут домой, что они – менеджеры…


Герой произведения Алексея Иванова в итоге повесится на проволоке, прямо в грибном туннеле, рядом с длинными рядами белых шампиньонов-«опарышей». Сам автор, слава богу, жив – а вот та ферма, где он горбатился, разорилась. Но он смог вытащить себя за загривок, как барон Мюнхгаузен, перевезти в Ирландию семью и окончить с отличием институт. И мы с ним даже вместе сходили на церемонию получения ирландского гражданства. 3800 человек, из которых людей с европейской внешностью было, наверное, человек 30 (все остальные – из Пакистана и Сомали), хором повторяли клятву и слушали речи министра юстиции о том, что теперь все они – ирландцы и в их рядах наверняка сидит будущий ирландский президент, – вот стал же другой ирландский эмигрант, Джон Кеннеди, президентом Америки… Ирландский паспорт стоил Алексею Иванову 13 лет жизни, 5 из которых были проведены в рабстве по цене два евро в час. «Я повесил своего героя, чтобы люди поняли, что это преступление – относиться к человеку вот так. Стоит ли ирландский паспорт таких мучений? Для того я свою книгу и писал, чтобы объяснить людям, что не надо никуда уезжать!»


Другой Алексей, Лукьяненко, – тот, что написал эссе о работе в Британии, – наоборот, вернулся обратно в Ригу, когда понял, что треугольник: завод – интернет – пиво – это слишком большая плата за то, чтобы называть себя европейцем. Что люди в эмиграции деградируют очень быстро, сами не замечая того: сначала думают, что все это временно, потом перестают ходить на набережную и смотреть на морских котиков, потом спиваются… Но даже те, кто находит в себе силы вернуться, очень быстро понимают, что сделали это зря, – родине они не нужны. Работы в Латвии Алексей за полгода так и не нашел.


Дело не в котиках, конечно, а в том, что из прибалтийских столиц самолеты каждый день улетают переполненными. Хочу заметить, что последнее не является «пропагандой Кремля». «Кремль» давно машет всем ручкой из каждого балтийского соцопроса. Вот самый свеженький, примерно недельной давности: 56 процентов литовских школьников в возрасте от 15 до 19 лет хотят эмигрировать в Европу. И 40 процентов молодежи в возрасте до 29. Разве это не катастрофа?


Рабы XXI века


В Россию эта информация не попадает, потому как нас вроде бы не касается. А по прибалтийским СМИ подобные новости – рутина: «В ходе операции британская полиция провела рейд в графстве Кембриджшир против рабского использования гастарбайтеров из Латвии и Литвы на сельскохозяйственных работах».


Сажусь в электричку и немедленно еду в город Марч, это примерно в часе езды от британского Кембриджа. Кто такие рабы в XXI веке? Те, кто, по мнению британской полиции, живут в нечеловеческих условиях (по нескольку человек в комнате с клопами), работают по 12 часов в день, зарабатывают копейки, а паспорта отдают на хранение посреднику, – тоже выходцу из балтийской среды.


С точки зрения самого раба все вышеперечисленное «рабством» не является. Поэтому представители британского Красного Креста на прямой вопрос, были ли рабы благодарны им за свое освобождение, смущенно отвечают: нет. Рабы выходили из своей общаги с несчастными лицами, потому как потеряли и жилье, и работу…


И где их теперь, интересно, искать? Ясно где – в магазине восточноевропейских продуктов. Это раньше эмиграция собиралась в церкви, а сейчас – здесь, у прилавков с литовскими колбасками, латышскими творожными сырками и российскими пельменями ручной лепки. Все, чем исторически питаются британцы, нашим людям кажется несъедобным.


– Сейчас закончится рабочий день, и они пойдут, – обещают продавщицы-литовки Данута и Иоланта.


«Они» – это и есть рабы. Которые не догадываются о том, что они рабы. А откуда им это знать, если жизнь на минимальную зарплату на родине считается не рабством, а нормой?


– Вот сейчас придет одна девушка, – заговорщицки делятся со мной девчонки, – просто супермодель! А пахнет от нее луком-пореем!












Ирландский паспорт стоил Алексею Иванову 13 лет жизни, 5 из которых были проведены в рабстве.
Ирландский паспорт стоил Алексею Иванову 13 лет жизни, 5 из которых были проведены в рабстве.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Девушка заходит. И, схватив черный литовский хлеб, быстро убегает, увидев камеру, – зачем ей такая слава? В воздухе и правда остается стойкое луковое амбре…


А вот совсем молодой парень-латыш Армандс. По рукам видно, что в третьем поколении интеллигент. Эти руки явно скорее играли на рояле, чем дергали сорняки.


– В детстве я мечтал стать полицейским, – рассказывает Армандс. – Но не стал, потому что за это мало платят. И пошел учиться на прораба. Но тут в Латвии начался кризис и строить перестали. Родители у меня сидят дома, отец – строитель, мама – бухгалтер. Мы живем в Латгалии, и там совсем нет работы.


Англичане Армандсу нравятся, а вот его работодатели-латыши – нет. «Чувствуешь себя, как недочеловек», – изумленно говорит он. Эх, рассказать бы ему, что кричало на перестроечных митингах поколение его родителей и как оно сделало «недочеловеками» полмиллиона русских, лишив их гражданства… Впрочем, упрек не в его адрес – он тогда еще не родился.


А вот еще один персонаж – Анжела, флорист из Елгавы, – яркая, с макияжем и жемчужными клипсами. В Латвии ее цветочные композиции никому не нужны. Она ездит подрабатывать сюда: то помидоры полет, то режет салат. После вычета платы за комнату, которую она делит с еще одной латышкой, страховки и билета на раздолбанный автобус у нее остается на руках примерно 140 фунтов в неделю. В пересчете – семь тысяч рублей. Негусто… Но дома, в Латвии, невозможно заработать и этого.


Если в эмиграции так плохо, то что прибалтов там держит? Вон, правительство Латвии даже приняло программу по репатриации, щедро выделив аж по 14 долларов на каждого латышского возвращенца, – тщетно. Не возвращаются! Во-первых, потому что дома делать нечего, а во-вторых, при всех ужасах эмигрантского рабства плюсы в виде ирландских и британских социальных пособий и разлитого в воздухе европейского прекраснодушия, до которых балтийским республикам как до Луны, – все равно перевешивают.


…Внезапно воздух становится тяжелым, и картина меняется – в магазин входит пожилой латыш и что-то отрывисто говорит. Все замирают. Сцена напоминает кадры из фильма «Красная капелла». В этом магазине, фантазирую я, не зная языка, наверняка собирается подпольная организация движения Сопротивления, а этот латыш – связной, сообщает о том, что схвачена радистка Кэт… Нет, все банальнее: «связной» сказал о том, что из-за того, что их работодатели признаны «рабовладельцами», зарплату за прошлую неделю никому из «рабов» не заплатят…


Заметим, это была не первая и не последняя британская операция по «вызволению из рабства». Месяца через три все повторится – и латыши, и литовцы, и эстонцы снова поедут на эти дождливые острова, убеждая себя и окружающих, что «лучше мыть сортиры за деньги, чем жить в сортире и ждать, пока правительство выльет на тебя очередную порцию дерьма». Грубо, но зато правда.


Втискиваться в эту их беду со своими вопросами неуместно, но я все же рискну.


– Послушайте, а если бы вас позвали работать в Россию – вы бы поехали?


– Но мы же для вас «фашисты», – вяло возражают они. А потом вдруг рассказывают, приглушив голос: на самом деле латвийские гастарбайтеры в Питер и Москву давно ездят, но только нелегально. Их вывозят на ландшафтные работы на дачи чиновников.


Резюмирую: если бы проблемы с визами и получением разрешений на работу в России были упрощены – в Москву вместо братьев с Востока вполне могли бы заехать братья с Запада. И что-то мне подсказывает, что они не сидели бы на корточках, не плевались шелухой от семечек и не организовывали эсэсовские парады.


Как эмиграция вправляет людям мозги


Вы, кстати, не хотите спросить, на каком мы с эмигрантами разговаривали языке? На русском, конечно! Дома, в которых в складчину живет весь прибалтийский СССР и дружно празднует бывшие советские праздники, – здесь обычная история.


Несколько лет назад я прилетела в Лондон прямо из Риги, наутро после отвратительного парада латышских ветеранов СС, на котором их более молодые поклонники кричали «Смерть русским» и рассказывали о том, как советский солдат изнасиловал всю Европу… Настроение омерзительное, аж пальцы дрожат. Прихожу на интервью к руководителю ассоциации русскоязычных иммигрантов Наталье Николаевой, а она разговаривает по телефону. И что же я слышу? «Здравствуйте! Я Аусма, латышка из Манчестера. Скоро у нас великий праздник – 9 Мая! Можно, я приеду на концерт и еще 37 латышей с собой привезу?»


Как будто бы есть Латвия. И Латвия. В одной подсчитывают ущерб от «оккупации», в другой эту самую «оккупацию» вспоминают с ностальгией…


«Пройдя сквозь жернова эмиграции и настрадавшись, они излечиваются от русофобии и становятся нормальными людьми», – записала я в блокнот умную мысль.


Все оказалось сложнее. Не в страданиях дело. Вернее, не только в них.


Что возвращает людей в реальность? Во-первых – отсутствие идеологического тумана. Перестав ежедневно самозомбироваться на тему оккупации – депортации – преступлений коммунизма, прибалты как будто просыпаются от гипноза, отряхиваются и понимают, насколько они нелепы в мире, который думает совсем о другом. О том, как именно вправляет мозги эмиграция, мы долго разговаривали с Ингуной и Имантсом Миезисами – они живут в Дублине, поют в латышском хоре и ведут сайт для латышей-эмигрантов. «Бабушка рядышком с дедушкой…» – дружно запели супруги, когда я попросила их сесть поближе, чтобы сделать фотографию. Абсолютно прекрасные, советские – в лучшем смысле этого слова – люди, какими латыши и были до тех пор, пока им не объяснили, что во всем виноваты русские.


– Это правда, что, когда люди сюда приезжают, национальные проблемы из их голов улетучиваются?


– Изменяется мышление, – согласились Ингуна и Имантс. – Отсюда видно гораздо лучше и больше. Здесь кругом все улыбаются, и ты это отношение к миру впитываешь в себя. Как-то по-людски все. Мы не думаем, что у людей нет проблем, но они не озлоблены. А если тебя кто-то обгоняет на дороге, значит, это стопроцентно наши.


– И что, даже вопрос «оккупации» не обсуждается?


– Меняется общий взгляд на мир, и ты начинаешь уважать историю, какой бы она ни была… Кроме того, люди здесь очень часто одиноки, у них нет друзей и родственников. И они стараются искать тех, с кем есть хоть что-то общее. И тогда уже никто не различает, кто ты: латыш, русский, литовец или эстонец. Многие предрассудки растворяются. Мы все здесь как родные уже.












Это раньше эмигрантов следовало искать около церкви. Сейчас - в магазине продуктов из Восточной Европы.
Это раньше эмигрантов следовало искать около церкви. Сейчас – в магазине продуктов из Восточной Европы.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Для того чтобы это понять, стоило потерять родину…


«Кина не будет»


Хожу по Лондону – Дублину с видеокамерой и понимаю, что ношу ее с собой зря… «Кина не будет» – герои мои упорно прячут лица и соглашаются говорить только анонимно. Дело даже не в том, что они боятся раскрыть страшную тайну – что работают никакими не менеджерами, а мусорщиками и уборщицами. Есть еще одна тонкость: они говорят то, что может очень не понравиться на родине.


«Что нужно сделать для того, чтобы вы вернулись?» – задавала я совершенно одинаковый вопрос литовцам, эстонцам и латышам, встречая их в метро, магазинчиках и электричках.


«Поменять страну», – совершенно одинаково отвечали мне.


В принципе этот ответ можно сравнить с попыткой госпереворота…


Хорошо, что к концу командировки я уже научилась справляться с эмоциями и осталась стоять на ногах, когда услышала от стопроцентного латыша Яниса в типографии ирландского города Бирр следующий текст:


«Если бы мы остались при Советском Союзе – то жили бы как люди».


Думала, ослышалась. Попросила его повторить еще раз, под запись. Он повторил, не споткнувшись.


Думаю, нет, не буду я об этом писать, все равно никто не поверит…


Возвращаюсь в Лондон и рассказываю об этом приятельнице. Девчушка в «Старбаксе» заваривает нам кофе и вдруг радостно спрашивает по-английски: «Вы ведь сейчас по-русски говорили?» Это Илона из литовского Шяуляя, ей 21 год, и в Лондон она рванула сразу после выпускного бала.


«Ты в Литву когда-нибудь вернешься?» «Никогда!» – счастливо смеется она. «Но почему?» – «Потому что в России нам было лучше!»


Она, может, и на камеру это не побоялась бы повторить – да жаль девчонку: подпадет ведь под статью об отрицании факта советской оккупации и умалении страданий литовского народа! Два года тюрьмы или три тысячи евро штрафа… Пусть уж лучше «кина не будет».


Для кого я все это рассказываю? Не для Украины, которая «стремительным домкратом» спешит сейчас повторить судьбу Прибалтики. И не для России, которая может сейчас торжествовать, узнав, к какому результату пришли республики, которые всю дорогу демонстрировали высокомерие и надменность. Песочные часы имеют свойство переворачиваться – об этом нелишне помнить всем, и нам в том числе, – когда мы брезгливо морщимся в метро при виде смуглых гастарбайтеров, засыпающих от усталости. Народы не виноваты, виноваты правители – и эта мысль ценна вдвойне, когда она приходит в голову не политологам и журналистам, а простым трудягам – таким, как Алексей Лукьяненко.


P. S. …Пристально наблюдая за Эстонией, Литвой и Латвией последнюю четверть века, я думала, что меня уже сложно чем-либо удивить. Что судьба этих республик определена, фильм отснят и отправлен на полку. А оказалось, что до титров еще далеко да и жанр пока непонятен: трагедия может стать комедией, а лав стори с обязательным хеппи-эндом, к которому нас столько лет готовили, на наших глазах превращается в банальную кинодраму.


Проблема не в том, что премьера фильма откладывается. В том, что к финалу в зале не останется зрителей. Все уедут.


 


Алексей ЛУКЬЯНЕНКО: «Европе нужны налогоплательщики»


Подводя итог, я хотел бы высказать мое субъективное мнение о ситуации в целом. Находясь в Латвии, мы представляем себе Английский остров, как некое сказочное место. Где нас любят, ждут и только мечтают нас встретить, расцеловать у трапа самолета и дать нам любимую работу за огромные деньги. Там нас ждёт доступное жилье, дешёвые машины, приветливые люди, и невиданные перспективы роста. Это великолепный миф, созданный не знаю кем, но в принципе догадываюсь. Я догадываюсь, кто и зачем направо и налево раздавал здесь кредиты, зачем людям дали возможность вставить голову в петлю, а потом взяли за эту верёвку и отвели на рабочее место. Только уже не около родного дома, а где-то в Европе. Зачем создана эта убийственная экономическая ситуация, зачем сравниваются с землёй заводы и фабрики. А я скажу зачем. Потому, что стремительно стареющая Европа не в состоянии вытянуть свои производственные мощности, и содержать своих пенсионеров, привыкших к хорошей и обеспеченной жизни. Европе нужна рабочая сила и налогоплательщики. А как их привлечь? Очень просто. Надо открыть рынок труда, и принять в Еврозону страны, где еще остались рукастые и головастые кадры, а потом создать внутри этих стран невыносимую экономическую обстановку. Это ведь нетрудно. Нужно только продвинуть несколько нужных решений в Брюсселе, по просьбе некоторых «высокоразвитых» стран, которые приняли у себя несметное количество бездельников из своих бывших и настоящих колоний. А теперь схватились за голову, потому что те, никогда не работали у себя, и не планируют это начинать по приезду. Своя рабочая сила постепенно выходит на пенсию, а заменить ее реально некем. Поэтому надо что-нибудь пообещать нам, приведенным в скотское состояние, и мы сами побежим и будем с благодарностью целовать им руки. Я очень хорошо понимаю, что многие люли в Латвии доведены до ужасного состояния и что вынуждены ехать туда, потому что там после оплаты всех счетов хотя бы остаются деньги на еду и одежду».

Источникkp.ru

Ещё похожие новости