Как помочь ребенку в учебе?
Что бы это осуществить, мы, отправляя ребенка в первый класс, ищем хорошую школу.
От школы мы ожидаем многого – английского уклона, квалифицированных педагогов, индивидуального подхода, определенного количества секций и кружков, где ребенку было бы интересно.
Если, увы, какие-либо предметы у нашего малыша или подростка являются «камнем преткновения», мы начинаем подыскивать способы решения проблем в школе: нанимаем частных учителей, узнаем о специальных занятиях, курсах и т.д. Как быть, если у ребенка трудности в каком-либо предмете, а денег для репетитора или для дополнительных занятий нет?
Есть разные варианты.
1. Попробуйте вначале откровенно поговорить с ребенком, поспрашивайте о том, как проходит урок, что ему было непонятно, какие трудности он испытывает во время урока. На этом этапе выясняются разные вещи, те, о которых вы и не подозревали. Быть может, у него плохое зрение и он плохо видит, что написано на доске. Ученик начальных классов может вам не сказать, что именно ему непонятно. В таком случае попробуйте взять учебник и поспрашивать его по пройденным темам. Вы сами увидите чего он не понял. Поспрашивайте ребенка о том, как он общается с друзьями, кто как к нему относится, что они делали во время переменки. Порой, незаметно ребенок может увлечься на уроке и не услышать то, что задано на дом. Допустим, красивая наклейка, которую он попросил у соседа по парте или вопрос о том, куда отнести котенка, найденного вчера во дворе.
2. Программа начальной школы рассчитана главным образом на то, чтобы ученик всесторонне развивался, познавал окружающий его мир, учился общаться, бережно относиться к природе, приобрел различные навыки, развивал мышление, память, воспринимал информацию, обрабатывал ее, умел пользоваться книгой. Если у вас есть хотя бы час в день – вы вполне можете помочь своему ребенку. Научите его пользоваться детской энциклопедией, живо интересуйтесь происходящим вокруг вас и это не замедлит дать результат. Ваш сын или дочь будет находить ответы на вопросы в книге, сможет пользоваться не только поисковой программой в компьютере, но и сумеет извлечь пользу из своего учебника. По сути, там есть все необходимое – таблицы, формулы, подсказки, словарики. Если нет возможности купить словари и энциклопедии – попробуйте сходить с ребенком в школьную библиотеку после уроков. Пусть малыш выберет книги вместе с вами или с тем из близких, кому он доверяет. Порой дети стесняются ходить в библиотеку. Нужно побуждать их к этому. Если у вас есть какое-либо хобби – вполне можно приучать к нему сына или дочь. Так, совместное решение кроссвордов или головоломок поможет развить память, нестандартную логику. Это, в свою очередь поможет ему на уроках русского языка, математики. Если вы заядлый рыбак – вполне можно ходить вместе на рыбалку. Поверьте, на уроках естествознания ваше чадо с удовольствием расскажет о насекомых в пруду, рыбках и многом другом. В начальной школе вовсе не обязательно быть гениальным ребенком, чтобы хорошо учиться. И вовсе не обязательно до вечера делать уроки. Просто нужно искренне интересоваться окружающим миром, заниматься творчеством, которое очень помогает ребенку, развивать память и мышление. Учите дома стихи, наклейте на дверь сделанную вместе большую таблицу умножения, на выходных придумывайте спектакли и игры. Если есть возможность пойти в зоопарк или на детский спектакль – не пренебрегайте этим. Такие впечатления надолго запоминаются.
3. Если у вашего чада трудности, которые нужно исправлять с помощью специалиста, а такового в школе нет или нет возможности ходить к нему регулярно, можно своими силами частично помочь. Конечно, заменять логопеда или профессионального психолога не стоит, но помочь при плохом произношении или страхах можно. Сейчас существует множество рекомендаций для родителей. В пособиях для родителей предлагают разные способы помощи детям. Это и ролевые игры, и специальные упражнения, и упражнения – всего не перечислить. Главное – выбрать наиболее подходящее и не переусердствовать. Можно дома рисовать и лепить, учить скороговорки и мастерить поделки.
4. У ученика среднего звена, как правило, трудности возникают по разным причинам. Причем, чаще всего ваш сын или дочь скажут, что у них «все хорошо», но «плохая учительница». Или, «много задают». О количестве домашних заданий сейчас говорить не стоит. Вопрос в том – как выяснить причину трудностей. Может быть, ученик часто болел и пропускал уроки, или на определенном этапе чего-либо не понял и последующий материал стал представлять для него определенную трудность. Программный материал взаимосвязан. Так, пропустив пять тем подряд, трудно освоить шестую. Допустим, пропущено десять уроков по иностранному языку. На уроке дают новые слова, над которыми впоследствии работают. Их употребляют в устной и письменной речи, слушают, запоминают. Ваш ребенок этих слов не усвоил. Когда он возвращается в школу, то чувствует себя в какой-то степени неполноценным – он ничего не понимает. Все вокруг говорят, а ему непонятно. Остальные отвечают, а он молчит. Пишут контрольную работу, а он даже не знает что нужно сделать. Причем освоить такой колоссальный материал за неделю – крайне трудно. Особенно самостоятельно. Представьте себе, что вам надо за неделю или две выучить около 20-30 китайских слов и запомнить их написание. И еще поговорить с преподавателем китайского. А за незнание вам грозит штраф. Что испытывает ребенок после болезни? Стресс? Мягко сказано. А если его еще за «двойку» мама и папа ругать станут? Конечно, учитель так сразу плохую отметку не поставит. Однако потом все равно пробелы в знаниях обнаружатся. В таких случаях лучше заниматься с ребенком дома. Допустим, он болеет, но если он в состоянии смотреть телевизор или играть в компьютер, то лучше это время потратить на освоение школьной программы, повтор изученного. Конечно, самому разобрать тему и понять – чрезвычайно сложно, особенно если ребенок неусидчив. В таком случае на помощь могут прийти старшие братья и сестры, хорошие знакомые родителей, кто имеет педагогическое образование, друзья или студенты старших курсов. Обычно урок студента стоит не так дорого, как урок репетитора. Обычно дети любят молодых учителей, особенно если это вн6ешне привлекательный человек с чувством юмора и имеющий подход к вашему ребенку. Если такой возможности нет, то можно позаниматься самим родителям, если они имеют представление о тех предметах, которые нужно пройти в школе. Конечно, помочь ученику 10-го класса в математике или физике не каждому родителю по силам, особенно если школьная программа давно забыта или человек «не дружил» с предметом. Однако разобрать тему вместе возможно, если внимательно прочесть объяснение и обратиться к справочникам. Пусть задачку по физике вы не решите, но понять, как устроен атом или пояснить ученику как появляется радуга или почему сверкает молния вы сможете при помощи книги или интернета.
5. Обратитесь к учителю – он поможет вам увидеть в каких именно вопросах подростку трудно. Бывает, что класс, в котором учиться сын или дочь – агрессивно настроен по отношению к хорошистам и отличникам. Оставлять ребенка в таком классе или нет – решать вам, но нужно знать что мешает человеку ответить на уроке или написать контрольную работу. Вполне возможно, что ваше чадо старательно учиться, но насмешки в классе и плохая атмосфера, унижения и оскорбления не позволяют ему раскрыться, чувствовать себя комфортно и уверенно в себе. Вспомните свои школьные годы и обсудите этот вопрос с ребенком. Вмешиваться в дела подростков и бороться с насмешками не всегда результативно, потому что в конечном итоге нападки могут быть еще более ожесточенными. А дать совет, как и что, сказать одноклассникам, как защитить себя, отстоять свои интересы или отвести ученика в какую-либо секцию, где он почувствует себя уверенным в своих силах, найдет друзей вполне возможно. Если вопрос в учителе – нужно пробовать найти контакт с ним. Опять-таки, рекомендаций для родителей сейчас великое множество. Можно настроить конструктивный диалог с педагогами, разрешить конфликт между учеником и учителем, обратиться к администрации школы. Трудно бывает не только ученику, трудно и учителю. Конечно, есть разные учителя. Одни объясняют более понятно, другие, на взгляд учащихся, менее понятно. У одних во время урока – «гробовая тишина», у других – «рабочий» шум, бурные обсуждения, различные творческие проекты. Однако, нужно принять и тот факт, что есть ученики, которые понимают всегда, независимо от того, какой учитель. И есть те, которым просто неинтересен предмет.
6. Как заинтересовать ребенка тем или иным предметом? Главная рекомендация, конечно – интересуйтесь сами, благодаря вашему личному примеру и побуждению, ребенок может изменить свое отношение к той или иной области. Когда ученик говорит о том, что ему не интересно, то это не всегда означает, что виноват учитель, который не умеет увлечь. Есть еще и внутренняя мотивация и заинтересованность самого учащегося. В конце концов, некоторые вещи нужно тщательно изучать и осваивать, анализировать, выучивать. При этом необходимо время, усидчивость, сила воли. А как сделать скучное более увлекательным? Например, в освоении многих предметов могут помочь телевизионные передачи о животных, растениях, специальные компьютерные игры, обучающие аудиоматериалы, пособия, не говоря уже о кружках по интересам. Кружок фотографии поможет понять оптику, кружок рисования способствует развитию пространственного мышления, что пригодится в геометрии, журналы «Юный натуралист» (техник, художник и т.д.) можно найти в библиотеке или одолжить у тех, кто хранит старые номера. И в данном случае могут помочь ваши личные увлечения, хобби и даже работа: спорт, походы, рыбалка, программирование, конструирование, приготовление еды, рисование, дизайн, политика, история и прочее.
7. Если хотите экономить на репетиторах в выпускных классах школы, главный совет, конечно, не запускать обучение в среднем звене, но если все-таки это необходимо, то подойти к выбору нужно тщательно. Во-первых, решите, для каких целей вам нужен репетитор- для поступления в какой-то конкретный ВУЗ или для улучшения оценок, во-вторых что необходимо ученику – просто «подтянуть» предмет или основательно объяснить темы и так далее. Опытный педагог поможет «залатать дыры». Очень хорошо обращаться к преподавателям университета, но пренебрегать помощью студентов тоже не стоит. Главное, узнайте, как учится студент, есть ли у него «хвосты», поспрашивайте, как он сам поступал в университет. Если такой возможности нет, просто подберите с выпускником подходящие книги для упражнений с ответами или справочники для самостоятельной работы с подробными объяснениями. Лучше спросить рекомендации учителей либо тех, кто недавно успешно сдавал экзамены. Здесь важно проследить, чтобы юноша или девушка систематически занимались по выбранной книге и сверялись с ответами. Таких качественных книг огромное количество по самым разным ценам и вам только нужно выбрать наиболее подходящую. Какой-то материал можно копировать, только при этом листы нужно скрепить, чтобы это был не разрозненный материал, а единое целое.
8. И, самое главное, хвалите и подбадривайте своего ребенка, верьте в него, старайтесь прислушиваться к нему. Конечно, на многое нам просто не хватает времени, но иногда 30 минут ненавязчивой беседы с ребенком творят чудеса.