Иванов спросит с американцев за героинизацию всей России?
Глава российских наркополицейских предлагает засудить страны НАТО за увеличение наркопотока из Афганистана
Глава Федеральной службы по контролю за наркотиками (ФСКН) России Виктор Иванов не исключил, что страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) подадут судебные иски в международные инстанции в связи с невыполнением НАТО миссии в Афганистане по мандату СБ ООН.
Как сообщил Иванов на пресс-конференции в четверг, объемы производства наркотиков в Афганистане с начала операции НАТО возросли в 40 раз. Иванов уверен, что санкционированное Советом безопасности ООН международное вмешательство привело не к улучшению, а к ухудшению ситуации и поэтому вполне логично будет потребовать от стран, чьи воинские контингенты находятся на территории Афганистана, неких компенсаций за ущерб. Логика, учитывая, что Россия, предоставила для проведения операции НАТО своё воздушное пространство и тем самым сама оказалась косвенно в ней задействована, сомнительна. Однако Иванов, что называется, удивил оригинальностью постановки вопроса. Возможно ли вообще наказать страну за «неправильное» использование мандата ООН?
– Я бы несколько иначе поставил вопрос, чем это сделал Виктор Иванов, – говорит первый заместитель председателя Госдумы по международным делам Леонид Калашников. – Мандат ООН странам НАТО был выдан для борьбы с талибами, а не для того, чтобы они снизили или увеличили количество выращиваемых в Афганистане наркотиков. Проблема в том, что операция, которую НАТО выполняла в этой стране, привела к тому, что количество производимых в ней наркотиков увеличилось в 44 раза. Это, кстати, не российские цифры, это расчёты экспертов всё той же ООН. От такой массированной наркоэкспансии страдают прежде всего страны ШОС, граничащие с Афганистаном. Поэтому подобный иск имеет перспективу на то, чтобы, по крайней мере, получить общественный резонанс. Вряд ли удастся из стран НАТО выжать какие-то денежные штрафы или иного рода компенсации. Но всё равно, мне кажется, это надо сделать – предложение правильное. Тем более, что скоро американцы выведут свои войска и мы получим новый шквал наркотиков на своих границах.
«СП»:- Какие международные организации могли бы взяться за рассмотрение такого рода исков?
– Вероятно, это будет какой-то международный суд, вроде суда в Гааге. О юридических подробностях говорить пока рано. В любом случае, надо подготовить грамотный иск, в котором будет подсчитано увеличение смертности в странах ШОС из-за резкого роста наркотрафика из Афганистана, а также экономические и другие потери.
«СП»: – Вы упомянули суд в Гааге. Однако известно предвзятое отношение его судей к участникам некоторых международных конфликтов. Есть ли вообще шанс, что иски от стран ШОС против государств-участников НАТО будут приняты к рассмотрению?
– Я бы не стал говорить, что все международные суды работают в интересах стран НАТО. Это неверно. Иначе, зачем бы тогда наши экономические субъекты прописывали в своих договорах пункт о разрешении конфликтов в международных судах? В любом случае странам ШОС, если они будут подавать международный иск, надо для этой цели подобрать наименее ангажированную международную судебную инстанцию.
Политолог, бывший первый заместитель Министра иностранных дел России Фёдор Шелов-Коведяев, считает подачу подобного иска в принципе возможным. Однако, дьявол в данном случае кроется в деталях – иск должен быть сформулирован очень ясно и предметно.
– Из иска должно быть понятно, на что мы жалуемся и чего требуем. Чего хотим добиться: выплат денежных компенсаций? Или, может быть, нам хочется обязать страны НАТО, чтобы они перекрыли наркопоток на внутренних границах Афганистана, или создали условия, чтобы мы могли как-то влиять на ситуацию в этой стране? Можно так сформулировать иск, что он попросту не будет принят.
Кстати, хотя значительная часть афганского героина оседает в России и других странах ШОС, главным его потребителем являются Европа и США. И получается, что в борьбе с потоком наркотиков мы союзники со странами НАТО. И в какой-то мере тоже ответственны за то, что перекрыть наркопоток не удаётся
Пока из той информации о заявлении Иванова, которая попала в СМИ, можно сделать вывод, что это, скорее всего, некая идея. Как идея, она имеет право на существование. А вот перспективность её оценить сложно. Тем более, что сейчас весьма неопределённая ситуация в самом Афганистане. Предполагалось, что войска НАТО полностью уйдут оттуда в ближайшие два года, но, похоже, что часть войск останется даже после 2014 года.
– Надо учитывать контекст, в котором сделано заявление Иванова, – считает заместитель директора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. – Сейчас и Россия, и НАТО обмениваются угрозами и обвинениями тактического характера. В США идёт предвыборная президентская кампания, и американские политики пытаются получить популярность за счёт резких выпадов в отношении России. У нас, в свою очередь, сохраняется непростая политическая ситуация, при которой власть для сплочения сторонников вынуждена концентрировать их внимание на внешней угрозе.
Что касается наркоугрозы из Афганистана, то США не только не могут остановить поток героина из этой страны, но, по некоторым данным, оседлали великий героиновый путь, и беззастенчиво наживаются на этом «бизнесе». Недаром в последнее время спецслужбы США активно борются с кокаиновой мафией в Южной Америке. А вот об их успехах «на героиновом фронте» слышать не приходилось.
Поэтому заявление главы российского наркоконтроля имеет под собой основание. Но тут важен ещё и аппаратный момент. Виктор Иванов перед формированием нового правительства пытается напомнить Владимиру Путину о своём существовании. В своё время он был одной из ключевых персон в окружении нынешнего премьер-министра, во многом отвечал за кадровую политику в правительстве. Но после его ухода в ФСКН влияние и аппаратный вес Иванова стали слабеть. Поэтому с его стороны имеют место попытки заново встроиться в Кремль и продемонстрировать Путину готовность активно работать в окружении президента после 7 мая. Поэтому совершенно не факт, что Иванов или кто-то ещё собирается всерьёз заниматься официальным оформлением исков к странам НАТО.
«СП»: – Были ли прецеденты, когда одни страны судились с другими из-за «неправильного» использования мандата СБ ООН?
– Нет, ничего подобного не было. Надо понимать, что сегодня иски превратились в политическое оружие. Их можно подавать сколько угодно и куда угодно, не очень задумываясь об их перспективах. К тому же позиции России в ООН слабы. Там сложилась хорошо знакомая нам ситуация, когда тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Платят деньги в основном США и крупные страны Западной Европы. Выводы делайте сами.
«СП»: – Похоже, история с «перевалочной базой» НАТО под Ульяновском и вовсе поставили Россию в двусмысленное положение по отношению к происходящему в Афганистане..
– Да, это так. Россия не раз заявляла о поддержке натовской операции в Афганистане. И эта позиция – палка о двух концах. С одной стороны, в своё время нам действительно было необходимо укротить движение «Талибан» в направлении Средней Азии – «мягкого подбрюшья России». И нельзя отрицать, что на первом этапе «Талибан» был ослаблен вмешательством НАТО. С другой стороны, всё ближе время, когда американцы с союзниками уйдут из Афганистана. До США и Европы далеко, достать их «Талибану» будет сложно. А вот Россия под боком – поэтому велика вероятность, что именно с нами талибы захотят свести счёты, не говоря уже о том, что они изначально были нацелены на экспансию на территорию бывшего СССР. Хотя роль России в нынешней операции в Афганистане минимальна, именно нас могут назвать агрессорами.
Справка СП
Шанхайская организация сотрудничества (IШОС) – постоянно действующая межправительственная международная организация была создана 15 июня 2001 года в Шанхае. В неё входят республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. Ей предшествовал механизм «Шанхайской пятерки».
К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.
В отношениях внутри организации, исходя из «Шанхайского духа», государства-члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости.
Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации. Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2010 эти посты соответственно занимают М.С.Иманалиев (Кыргызстан) и Д.М.Джуманбеков (Казахстан).