Site icon ИА Русские новости

ИСТОЧНИКИ ПО ОБЩЕЙ ИСТОРИИ СЕРБОВ И РУССКИХ

Й. И. Деретич


ИСТОЧНИКИ ПО ОБЩЕЙ ИСТОРИИ СЕРБОВ И РУССКИХ


Перевод Савы Росич

 

         Многочисленные и богатые источники по древней общей истории сербов и русских еще недостаточно исследованы. Вследствие почти полного уничтожения трудов наших античных писателей, в Средневековье, мы вынуждены пользоваться греческими и римскими писателями, увы, прошедшими цензуру, так что их подлинные произведения до нас не дошли. Особой проблемой является греческое языковое насилие, ибо греки переводили иностранные имена, по смыслу, на греческий язык. Они также переводили и имена иностранных правителей и полководцев, с которыми соприкасались. Кто сегодня сможет узнать имя Воислав под греческим переводом Стратоклес, или Доброслав под греческим переводом Агафоклес? Все это в значительной степени затрудняет исследование античной истории сербскими и русскими исследователями.

         Вообще говоря, в написании названий населенных пунктов, народов или племен поныне соблюдается греческое правописание, так что во многих случаях имеем ошибочное написание названий на современных мировых языках. Как раз об этом речь идет и при написании имен сербов и русских.

         Среди разнообразных написаний сербского имени весьма часто упоминается имя сарматы. Первое гласное в данном имени то и дело меняется: «е» заменяется гласными «а», «и», «о» и «у». В имени сарматы заменена и буква «б» буквой «м». Причина тому следующая. Древние греки имели букву «бета», знак которой был тождественным сербской букве «веди». Греки под сербским влиянием перешли на букву «веди», произнося ее «вита», для бывшей буквы «бета». Таким образом они остались без буквы бета». Чтобы возместить потерянную «бету», они ее изображали двумя буквами «мп», что соответствует написанию «беты» в современном греческом языке. Во многих случаях они писали только «м», вместо «мп», подразумевая прочтение «б», но иностранцам это не было известно. Поэтому они вместо сарбаты писали сарматы, вместо Сирбиум писали Сирмиум и т.д.

         Когда речь идет о русском имени, чаще всего встречаемом в форме расы или рашане, а иногда росы, роксоланы или расены, то наше звонкое «р», в особенности в начале слова, сегодня не может произнести ни один из западных народов, за исключением испанцев. Также не могли и древние греки, так что перед буквой «р» они добавили свою «тету», и вместо расы произносили трасы. Римляне это читали как траки. Таким образом, вместо расы и рашане мы имеем искаженное траки и трачане, а на современном русском фракийцы.

         Одним из надежных источников по общей истории сербов и русских является т. наз. «отец истории» Геродот. Он говорит: «Народ фракийский после индийцев – самый многочисленный на земле. Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то, я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость. Племена их в каждой местности носят особые названия. Нравы и обычаи у всех одинаковы, кроме гетов, травсов и племен, живущих севернее крестонеев» [10,V:3].

         Геродот нам говорит, что страна Расия огромная, и что Дунай берет начало в Расии. [10,IV:99]

         Сербию в Средневековье называли двумя именами, Сербия и Расия, т.е. Рашка. Греки расов, т.е. трасов (фракийцев), считали сербами, т.е. сербов считали расами, о чем имеем превосходное свидетельство в речи Георгия Гемиста на похоронах царицы Елены, около 1430 года. Елена была дочерью сербского вельможи Константина Деяновича Драгаша, и супругой византийского царя Мануила Второго Палеолога. На ее похоронах выступил известнейший византийский философ платоник 15-го столетия Георгий Гемист Плифон. Он говорит: «Именно, она по народности была фракийкой. Фракийцы же являются древним народом, входящим в число крупнейших народов мира, не только потому, что по эту сторону Дуная распространяются от Черного моря вплоть до Италии, но и потому, что по ту сторону Дуная достигают до тамошнего океана, и даже до почти незаселенной из-за холода суши живет по языку тот же со здешним народ. А он тоже является многочисленным, более того, он значительно многочисленнее данного ответвления по эту сторону Дуная. Сей фракийский народ издревле не являлся плохим, а напротив – храбрым и духовно образованным. Так, например, Евмолп, установивший элевсинские празднества среди афинян для достижения бессмертия души, являлся фракийцем, а говорят, что и хору Муз греки научились преклоняться у фракийцев» [1:84].

         Древним обычаем среди сербов и русских являлись тризны при похоронах правителей и вельмож. Геродот описал тризну у трасов (фракийцев) [10,V:8].

         Не так уж легко сменить народные обычаи и воспринять чужие, от других народов.

         Греческие писатели говорят, что Трасия, т.е. Расия, в древние времена простиралась от Черного моря до Адриатического. Это озна­чает, что Расия охватывала всю материнскую сербскую территорию.

         Когда Геродот впервые упоминает сарбатов (сарматов), он находит их в России, на Дону [10,IV:19].

         Таким образом, согласно Геродота, русские находятся в Сербии и на Дунае, а сербы в России и на Дону.

         Французский историк Э. Прико де Сен-Мари сербов называет скордисками, искаженно от сорбы, и говорит: «Племя скордисков во время римлян было таким многочисленным, что владело Иллирией, Паннонией, Мезией и Фракией» [13:51]. Прико потом находит скордисков в Герцеговине, в Черногории, Боснии, Старой Сербии, Мезии и Македонии.

         Другой французский историк Ди Канж говорит: «Scordiskorum Thraciae populationes», что в переводе гласит: «Сербы являются рашским, т.е. русским народом» [9].

         Из вышеприведенных данных проистекает, что имеем два имени для одного и того же народа, и давайте посмотрим что же эти имена означают. Из сербских законов и прочих исторических сообщений нам известно, что наше древнее общество было организовано как сословное. Также нам известно, что это – имена первых двух сословий, а их было всего три. Сербами называлось сословие воинов, а расами – сословие землевладельцев и земледельцев. Эти два сословия везде упоминаются, а третье сословие безземельных крестьян, называемое меропы, редко упоминается. Первых два сословия тесно взаимо­связаны, и переходят друг в друга, поэтому они везде неразлучно вместе.

         На юго-западе Франции, еще до римского завоевания Галии, находилась страна Сарбия со столицей Рускином [12,III,IX]. Ныне французы данную область называют Русьон. Город Рускино сейчас называется Перпиньян. Общеизвестно, что в Италии этруски назывались расенами, рашна, т.е. русскими. Менее известно то, что они назывались и сербами, так как и у них было сословное устройство. Их имя расены греки переиначили в тирсены, так что и море, получившее их название, называется не Расенское, а Тирренское. Но, Геродот Тирренское море называет Сарбским (Сардонийским) морем [10,I:166]. Это говорит, что расены (этруски) назывались и сербами, так как речь идет об их море.

         В Сербии Россию вплоть до 17-го века, и даже позже, называли Сарбатией (Сарматией) [3].

         Под европейской и азиатской Сарматией подразумевалась вся территория современной России. Геродот около 450 г. до н.э. впервые упомянул сарматов в России. Говорят, что сарматы на Доне происходят из Ассирии. Ассирия представляет значительный источник сообщений по общей истории сербов и русских.

         Ассирия возникла после первого похода арийцев, около 2020 г. до н.э., под предводительством Нино Белова, создавшего первую мировую империю на пространствах от Дуная до Инда. Центр этой империи Нино находился в Месопотамии. Имя этой арийской империи было Сербия, что на Ближнем Востоке произносили Сурбия. Остаток этого имени сегодня находим в имени Сирии, Сурия. В Священном Писании Сурбия называется Сенаар.

         В данной Сурбии упоминаются и расы, в качестве второго и непременного арийского сословия. Сурбия приобретает особое значение после второго похода арийцев, около 1330 г. до н.э., под предводительством Сербо Макеридова. Данный вождь второго похода арийцев олицетворен в боге Сербоне, сугубо солнечном божестве, так что и вся его империя была под знаком солнца.

         Джон Камбел описывает весьма любопытную надпись, найден­ную в Мераше, т.е. Марасии, как еще называют данную область. Надпись была высечена на каменных львах, и датируется между 930 и 858 гг. до н.э. В данной надписи упоминается народ рас или раса [5:134]. Потом упоминаются города рашские и народ рашский. Камбел приходит к выводу, что данные расы – то же что и рош из Ветхого Завета. (с. 136) Потом Камбел продолжает: В Эламе находились и эти расы и Саргон их называет – рас, Сенахериб их упоминает как раса, Ашшурбанипал – расы, а Тиглатпаласар II – марусы. Их связывают с еврейским «Лихатаху», т.е. лидианами (т.е. иудеями). (с. 136) «Луадах» является отцом «Марешах», говорят евреи. (с. 137)

Здесь находим сообщение о том, что данные рашане происходят од иудеев, сместившихся из Малой Азии на восток, так же как и расены, ушедшие в Италию. Даже племена, называвшие себя сербами, часто употребляли имя рашане в качестве своего второго имени, и эти два имени находятся вместе везде, где бы ни появились. Камбел прослеживает далее данных рашан и говорит: «…Тиглатпаласар II относит Саррабану к Вавилонии, где, как и в Эламе, живут южные рас». В Сирии и Каппадокии они упоминаются как «Сараката», для которых классические географы используют название «Сараване» и «Араване». (с. 157) У Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского), согласно Бероза, указано, что «Зерван» являлся государем страны во время Ксисутра, которого халдеи упоминают как Асис-атра, а Хаттушане как Ачаштари. К данной линии принадлежат «Рас», от которых происходит Бетх-Зур или Зерувуне, а также мосхи или каппадокийцы представляющие Яфета. Бероз здесь говорит об историческом времени, когда мосхи и расы владели Халдеей. (с. 158) Камбел еще добавляет: «Рас» являлись древнейшими жителями, давшими имя России. (с. 160) В вышеуказанном тексте имеем целый ряд пояснений одновременно. Ассирийский царь Тиглатпаласар II относит «Сарабану», т.е. сербов, к Вавилонии, т.е. на сербском Вардунии, где, как и в Эламе, присутствовали и рашане. Речь на деле идет об одном и том же народе с двумя именами. «Зерван» государь страны – это Сербон, во времена когда мосхи и расы владели Халдеей.

         Официальным языком в Ассирии являлся «сарбейский», называемый «арамейским». Два столетия тому назад это было известно: «Современными авторами… установлено, что славянский язык являлся диалектом, применяемым в Персии, Мидии и Ассирии» [15].

         Что же касается мосхов с реки Раши, т.е. Волги, то это позднейшее племя москвичей, по которым Москва получила свое имя. Бошар говорит: Мешехом называют государство Россия, выше Черного моря [4,I.IV.XXXVI].

         Геродот описывает морское сражение между фокеянами и расенами, и говорит, что фокеяне отправились расенам навстречу в Сардонийское море [9,I:166], где и состоялось морское сражение. Потом говорит, что греки одержали «Кадмейскую победу», а это то же что и «Пиррова победа». Но, судя по событиям после сражения, получается, что его греки проиграли, ибо 40 кораблей из 60 осталось на месте сражения, и только 20 менее поврежденных смогло добраться до Корсики. Расеняне вытащили на берег негодные корабли и выживших греков с этих 40 кораблей, у города Агилла, позднее Каере, современный Черветри, и там всех убили. Факт извлечения разбитых кораблей на берег говорит о том, что сражение имело место у самого берега, так как в противном случае это невозможно было бы сделать. Данное событие произошло в современном Тирренском море, которое еще при Геродоте называлось «Сардонийское море», т.е. Сербиское море. Их греки называли тирсенами, а латиняне позднее тирренцами, но они, наряду с рашанами, назывались еще и сербами, так что и их море так назвали.

         В войне между мятежными сербами с пространства от Савы до Адриатики и римлянами, завершившейся договором в 9 г. н.э. сербы упоминаются под именем сарматов. Тиберий каицар подчинил римлянам далматов и сарматов.

         «Tiberius Caesar Dalmatas Sarmatasque in Romanum redegit potestatum.» (в. Eusebius Pamphili: Opera Omnia, Chronicorum lib. 2. pagus 531.) Patrologiae, Migne, Paris 1857.

         Еврейское Мешех в переводе Библии 72 – «Мосхи». Евсевий Памфил говорит: «Мосхи – это иллирийцы».

         В походе на скифов в 514 г. до н.э. мидийский царь Дарий, наступая через Фракию, прежде чем достигнуть Дуная, покорил гетов… почитаемых благороднейшим и правосуднейшим из всех фракийцев, говорит Геродот [10,IV:93].

         Готы (геты) – это славяне, говорит Ломоносов [2:11].

         Славяне и венды, вообще говоря, это древние сарматы. (с. 5) Одноплеменными являются: сарматы, венеты, славяне, фракийцы и мидяне. (с. 14)

         Роксоланы, русские и аланы являются одним народом. Все они сарматы, говорит Ломоносов. (с. 48)

         Венеты в Пафлагонии и Малой Азии являются ассирийцами, говорит Диодор [9,II,3].

         Иорданес в Сарматии находит венетов, антов и славян [11,XXIII:66].

         Венетов преимущественно называют славянами и антами, говорит Иорданес [11,V].

         Аноним Равенский пишет, что часть Сарматии переименована в Роксоланию, а также, что, согласно Птоломея Лагича, государя Египта, Сарматия называется Сардонией или Сардатией. Все пространство от Средиземноморья до Балтики называется этим именем [14:200].

         Епископ Саломон (ум. в 920 г.) в известном труде Mater Verborum говорит: «Sarmatiae… Sirbi tum dikti…id est quasi Sirbutiu».

         Лаоник Халкокондил говорит: Сербы как народ древнее всех. Сербы, иллирийцы, поляки, сарматы и венеты составляют один народ и говорят на одном языке [6:43].

 

         Основные течения русской античной истории проходили не на территории современной России, а в Придунавье, Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Следы сербов и русских в античности находим от Атлантического океана до китайской границы.

 

 

Литература:

  1. Драгутин Анастасиевич, Сербка – византийская царица. Мир книги, Белград, 2004.

  2. Михаил Ломоносов: Древняя Российская история, При Императорской Академии наук, Санкт-Петербург, 1766.

  3. Печская Родословная «Общий лист».

  4. Samuelis Bocharti: Geographia Sacra: I Pheleg, II Canaan, Cornelium Boutesteyn et Jordanum Luchtmans, Lugdunum 1707.

  5. John Cambell: The Hittites, John Nimmo, London 1891.

  6. Laonicus Chalcocondylas: Historiae, Patrologiae, Migne, Paris 1866.

  7. Dionisius Halicarnassus: The Roman Antiquities, Harvard University Press, Cambridge USA, 1968.

  8. Diodorus of Sicily: „History“, I, p. 77, Harvard University Press,  Cambridge USA, 1968.

  9. Caroli Du Fresne Du Cange: Illyricum vetus et novum historia. Haeredum Royerianorum, Posonii 1746.

10. Herodotus: The History, The University of Chicago Press, Chicago, 1987.

11. Jordanes. The Origin and Deeds of the Goths, translated by C. Mierow, Princeton University Press, 1908

12. C. Plinii, Historiae Mundi, Haredes Jacobi Iuntae, Lugduni 1561.

13. E. Pricot De Saint-Marie: Les Slaves Meridionaux. Armand Lechevalier, Paris 1874.

14. Ravenatis Anonymi: Cosmographia, Otto Zeller, Aalen 1962.

15. Stanislave Siestrzencewicz: Presis des recherches historiques sur l’origine des Esclavons ou Slaves et des Sarmates. De l’imprimerie de l’Academie Russe Imperiale. St. Petersburg 1824.

 

Exit mobile version