Site icon ИА Русские новости

«Исламские радикалы хотят всю Россию загнать в свой халифат»

«Исламские радикалы хотят всю Россию загнать в свой халифат»


 Двойной теракт в Казани показал – никакого диалога с исламистами быть не может


Убийство в Казани видного мусульманского деятеля, заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова и почти одновременное с ним покушение на самого муфтия республики Илдуса Файзова — те преступления, к которым понятие «резонансное» применимо в самой непосредственной степени. Поскольку, такова уж грустная реальность современной истории, активность представителей т. н. «радикального ислама» резонансна по определению, ведь они, если судить по делам, а не по словам, вовсе не считают свою религию «религией добра», но требуют ее экспансии по всему миру.


 Мировой халифат — вот заветная мечта тех, кто избегает «диалога культур», «диалога религий» и прочей «ереси». То, что христиане исповедают христианство, то, что иудеи исповедуют иудаизм, а буддисты – буддизм и т.д. — это, с точки зрения радикалов, проблемы соответственно христиан, иудеев, буддистов и прочих, кто не чтит пророка Мухаммеда.


«Как и в христианстве, в исламе есть различные направления, толкования, и мы всегда должны смотреть на фактор времени и места. Мы знаем, что Библия в Саудовской Аравии вообще запрещена, там нет ни одной церкви. Но для нас, когда мы уже почти пять веков сосуществуем с православием и наши обряды и понимание религии очень сблизились, насаждать в России ваххабизм так же неуместно, как и таблигизм, и можно эту цепочку продолжать дальше. И борьба с такими течениями оправдана, поскольку они созданы для моноконфессиональной среды, то есть рассчитаны на стопроцентное мусульманское присутствие. К сожалению, такое примитивное восприятие ислама, рассчитанное на неграмотных кочевников, дает в нашей стране крайне отрицательные плоды, тем более что за 70 лет у нас выросли целые поколения людей, которые абсолютно не знакомы с нашей толерантной богословской традицией. Это приводит к тому, что некоторые молодые люди, вырванные из атеизма и брошенные в такую жесткую идеологию, действительно склоняются к фанатичным действиям, тем более что в этих сектантских взглядах присутствует возможность объявления людей неверными, а следующий шаг – изъятие имущества и допустимость убийства неверного. Изначально в этих учениях существует порочность, так как они в конечном счете не возражают против лишения человека жизни по религиозным убеждениям, чего нет в традиционных исламских мазхабах» (из интервью В.Якупова «Интерфакс-Религии», 16.12.2005)


 То, что «истинные мусульмане», мечтающие распространить свою веру на всю Россию, активно действуют в Татарстане, руководство республики, как убеждены традиционные мусульмане, знало прекрасно. Знали об этом и на федеральном уровне, но, очевидно, до сей поры масштабы существующей проблемы либо не осознавались как таковые, либо осознавались искаженно. Притом что исламисты-радикалы в своих выступлениях явно пренебрегали всеми действующими писанными и неписанными нормами, со стороны местных правоохранительных органов это воспринималось, очевидно, как шалость, недоразумение или «внутрирелигиозная дискуссия», в которую лезть «внешним» вроде как не к лицу.


 А лезть надо было бы, причем со всей вероломностью. Быть может, элементарные знания об отличиях традиционного и нетрадиционного ислама сыграли бы тут свою положительную роль (это, на минуточку, о пользе хотя бы начального религиозного просвещения в школах, будущим чиновникам нелишне знать о сектах и их «значении» для любой религии), и тогда, глядишь, не пришлось бы расследовать убийство авторитетного мусульманского просветителя, который продолжал бы и далее писать книги с истиной о «религии добра».


В беседе с обозревателем KM.RU начальник сектора кавказских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Яна Амелина выразила уверенность, что к покушению на муфтия Татарстана и убийству его заместителя причастны татарские радикальные исламисты:


 – Эксперты говорят об усилении исламистской угрозы в Татарстане уже на протяжении нескольких лет. К сожалению, долгое время республиканские власти и часть правоохранительных органов пытались нивелировать эту опасность, отказывались ее признавать, и лишь известные события ноября 2010 года заставили их признать очевидное: в Республике Татарстан существует исламистское подполье, пусть и не очень многочисленное, но активное и готовое действовать.


 Сегодняшнее событие, на мой взгляд, подтверждает то, о чем мы говорили и год, и два года назад, а именно – сращивание исламистского подполья Северного Кавказа и Поволжья. Оно происходит на фоне эклектичной исламистской идеологии, на фоне активной деятельности федерального исламистского лобби и на фоне, скажем так, недостаточной деятельности правоохранительных структур. То, что Якупову неоднократно угрожали — это общеизвестно, и я так полагаю, что он был готов к своей смерти, знал, что все именно так закончится. Но вот это бездействие правоохранительных органов, силовиков, республиканских властей, которые до последнего времени пытались закрывать глаза на очевидное, конечно, стало косвенной причиной случившейся трагедии.


 Валиулла хазрат Якупов был бескомпромиссным борцом с распространением исламского радикализма, написал на эту тему много книг, постоянно выступал по этой проблеме, давал множество комментариев. Можно сказать без преувеличения, что он посвящал борьбе с исламским радикализмом всю свою жизнь и прекрасно понимал направление развития ситуации. И замены этому человеку в плане борьбы с исламистами, в плане авторитета среди последователей традиционного ислама в Татарстане пока не видно.


 Даст Бог, муфтий Илдус хазрат Файзов не испугается того, что произошло сегодня и, поправившись, лишь усилит борьбу с экстремистами. А вот призывающие к диалогу с теми, кто готов взять в руки оружие, кто совершенно невменяем и мыслит себя не в светском российском государстве, а в каком-то исламском халифате, — эти люди должны знать, что они виноваты в гибели Валиуллы Якупова.


– Нет ли теперь опасности усиления сепаратистских настроений в Татарстане? Воодушевленные радикалы ведь наверняка могут теперь «войти в азарт» и бросить силы на утверждение желанной исламской республики на территории России?


 – На самом деле сепаратисткие и радикально-исламистские настроения никак не связаны между собой ни в Татарстане, ни в республиках Северного Кавказа. Сепаратисты в Татарстане — это этносепаратисты, среди них, разумеется, есть радикальные исламисты вроде Фаузии Байрамовой, которая осознала себя мусульманской в достаточно преклонном возрасте. Есть еще ряд людей, которые пользуются репутацией маргиналов и оказывают весьма незначительное влияние на татарское национальное движение, которое от них, впрочем, постоянно отмежевывается.


 Цель татарского национального движения не сепаратизм, а усиление татарской национальной составляющей в республике, хотя некоторые замахиваются и на федеральный уровень. Исламистский проект отделен и связан не с татарским национальным движением, а в целом с тем, что происходит на Кавказе. И мне, например, очень жаль, что к мнению экспертов не прислушались вовремя, потому что мы в РИСИ расписывали сложившуюся ситуацию в деталях еще год или два тому назад. И первая моя статья на эту тему вышла в сборнике, который как раз составлял Валиулла Якупов. Все это было известно давно, но, вот, увы…


 Так что о риске нарастания сепаратистских настроений в Татарстане в связи с убийством Якупова говорить не приходится, разве лишь только в том плане, что конечной целью исламистов является исламское государство. Но речь идет опять же не об обособлении Татарстана, а о распространении потенциального халифата на другие территории России. Они — радикалы – хотят всю Россию загнать в свой халифат.


– Тем не менее сам риск еще большей активизации радикального ислама на фоне убийства столь авторитетного исламского деятеля есть… Какие шаги должен предпринять федеральный центр во избежание реализации негативных сценариев?


 – Полный отказ от диалога с исламистами, разгром их лобби на федеральном уровне, противопоставление религиозной идеологии исламизма аналогичной внерелигиозной национальной идеи, твердое заявление, что светский характер российского государства не является предметом обсуждений, полный постоянный силовой, правоохранительный контроль над медресе, высшими исламскими учебными заведениями, мечетями. Полная поддержка традиционного ислама и полный отказ от диалога с нетрадиционным, то есть его радикальным исламистским вариантом. Проверка всех выпускников зарубежных исламских вузов, которые обучались в Саудовской Аравии, в Египте и приехали сюда. Нужно дать радикалам четкий ответ и в информационном пространстве.


– До убийства Валиуллы Якупова произошли взрывы в Бургасе и Дамаске. И везде в основных версиях исламистский след. Нет ли между этими эпизодами какой-то связи?


 – Я, с одной стороны, не могу убедительно доказать, что все это — элементы единого плана, но на уровне логики понятно, что исламские радикалы на мировом уровне действительно так или иначе координируют свои действия. Я не верю в случайные совпадения: согласитесь, все произошедшие за последние сутки теракты являются сложными по уровню исполнения, и я очень сомневаюсь, что одновременно вдруг террористы-исламисты в одном, другом и третьем случае решили провести теракты такого уровня независимо друг от друга. Как-то в это не очень верится, и я боюсь, что ваше предположение вполне обоснованно. Возможно, увы, что убийством Валиуллы Якупова дело не кончится, и что это только начало реализации некоего их совместного плана.

Exit mobile version