Инвестиционный климакс

Инвестиционный климакс


 В то время как Россия теряет привлекательность для иностранцев, их соблазняет Белоруссия


В последнее время российские лидеры вновь заговорили об инвестиционном климате и проблемах, существующих в России для отечественных и зарубежных предпринимателей. Президент Владимир Путин пространно говорил о них в ходе своих зарубежных поездок, а премьер-министр Дмитрий Медведев даже строго пожурил чиновников за… отсутствие в стране конкуренции. Можно, конечно, надеяться на то, что эти меры изменят ситуацию, но надежды эти становятся все призрачнее.


Между тем неожиданные новости пришли, как это часто бывает, откуда их не ждали. 5 июня в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ № 253 о создании в Смолевичском районе Минской области китайско-белорусского индустриального парка. На территории в 8 тыс. га (80 кв. км, что составляет площадь такого города, как, например, Псков) разместятся производственные мощности и логистические центры. Цель — запустить процесс реиндустриализации постсоветского пространства на основе зарубежных технологий. С прицелом, естественно, на российский рынок. Сложно сказать, какое будущее уготовано этой инициативе Александра Григорьевича, но китайцы умеют требовать соблюдения договоров и правил, и это внушает оптимизм. А предложено им столько, что всякие там сколковы — где-то далеко позади.


Перечислим только несколько льгот: земельные участки передаются инвесторам в льготную аренду на 49 лет или в собственность за 50% их кадастровой оценки; компании-резиденты освобождаются от налога на прибыль от реализации произведенной продукции и сдачи в аренду оборудования на срок до… 1 января 2032 г.; земельный налог и налог на имущество не взимаются 10 лет, а затем начисляются в размере половины от действующей на тот момент ставки; ставка налогов на побочные доходы компаний-резидентов устанавливается в сумме 5% на срок до 2027 г., а страховые платежи по заработной плате будут составлять всего 9%. Да и место выбрано с умом: рядом международный аэропорт, основная автомобильная трасса республики, до столицы всего несколько десятков километров.


Но все это даже не главное. Налоги в России, как утверждает Владимир Путин, более чем конкурентные, а нашим предпринимателям в этом плане завидует весь мир. Проблема России в другом — в бюрократии: нет разрешений на строительство, все так же сложно с сертификацией оборудования, а пожарные и санэпиднадзор действуют за пределами добра и зла. И вот тут белорусы пошли на такой шаг, на который наши не решатся, видимо, никогда: «строительство и приемка в эксплуатацию объектов парка могут осуществляться по техническим нормативным правовым актам Китайской Народной Республики, а также других зарубежных государств», а «ввозимые в целях проектирования, строительства и оснащения объектов парка товары не подлежат обязательному подтверждению соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь» (ст. 2.11 и 2.14 указа).


Это настоящая революция. Впервые на территории Таможенного союза перестают «по умолчанию» действовать технические требования 1960-х и 1970-х годов, которые так тщательно оберегает российский Ростехнадзор. Применяются международные стандарты пожаробезопасности и европейские строительные нормы. Иначе говоря, сказано главное: тут делают дело — поэтому всяким препонам места на этой территории нет.


Именно так начинались проекты большинства особых экономических зон: условия регулирования не как в банановой республике, а как в нормальной стране; минимизация налогов ради прихода инвесторов и появления новых технологий; развитие ради экспорта и за счет иностранных предпринимателей. При этом оператором зоны станет управляющая компания, в которой 60% принадлежит китайской стороне и которая обязана профинансировать все инфраструктурные нужды нового парка за счет белорусского бюджета.


Никакого «частно-государственного партнерства», никакой «социальной ответственности бизнеса», никакого банального обмана, никакого принуждения. И никаких возражений. Если даже такой убежденный либерал (и соперник Лукашенко на президентских выборах), как Ярослав Романчук, директор минского Фонда им. Мизеса, восторженно отзывается о проекте, комментарии излишни. Россия может и дальше мечтать о привлечении китайских инвесторов: если в Белоруссии этот оригинальный эксперимент станет успешным, их можно уже не ждать.


Я рад инициативе наших белорусских друзей — она подтверждает неоднократно высказанную мною мысль о том, что основными бенефициарами Таможенного союза окажутся Казахстан с его куда более европейским регулированием бизнеса и Белоруссия с гораздо меньшим рынком и большей склонностью к уходу от сырьевой зависимости.


Собственно, белорусы сделали сейчас именно то, что должна была бы сделать Россия — пусть и не с Китаем, а с Европой, — если бы наше правительство не продолжало комфортно чувствовать себя «в атмосфере нефти и газа». Пока же Россия, похоже, не собирается идти по пути успешных стран, делавших ставку на подобные проекты.


Особые экономические зоны «Зеленоград», «Дубна», «Санкт-Петербург» «Томск» имеют куда меньшие площади — от 129 до 207 га; реальные инвестиции в них исчисляются сотнями миллионов долларов, а прибылей придется ждать много лет. В промышленных зонах — таких, например, как ОЭЗ ППТ «Липецк» — налог на прибыль снижен с обычных по России 20% до… 15,5%, а страховые платежи по зарплате — с 30% до 14% на 2012–2017 гг., но затем повышаются до 28%. И только оборудование можно завозить беспошлинно — но эти пошлины скоро и так будут отменены в рамках ВТО.


Единственная «большая зона» — Калининградская, — которая действительно могла бы стать главным центром экспортноориентированного производства в России, была создана для удовлетворения потребностей внутреннего, а не внешнего рынка, да и сейчас активно демонтируется под нажимом российских лоббистов.
 


Парадоксально, но в Москве слышны рассуждения о том, что федеральное правительство отказывается от калининградских льгот, потому что… правила Таможенного союза ограничивают возможность создания подобных свободных зон. Быть может, инициатива Лукашенко вызовет у калининградских властей желание выяснить, действительно ли это так или их просто «разводят» бюрократы из Белого дома и Кремля?


Указ № 253, подписанный в союзном нам Минске — если, конечно, отмеченные в нем ориентиры будут реализованы, —оказывает, что демократия не является обязательным условием модернизации. Ее залогом выступают минимальная компетентность и умение хотя бы в некоторых ситуациях поставить интересы государства выше неуемных коррупционных аппетитов конкретных «государственников». Иными словами, модернизация возникает там и тогда, где слово хотя бы изредка превращается в дело.


Владислав Иноземцев

Ещё похожие новости