Интервью с русским художником из Вильнюса Валерием Лебедевым
Ещё перед началом конференции состоялось открытие выставки произведений современных русских художников Литвы, среди которых: Владимир Пустовой, Сергей Исаков, Мария Павлова, Николай Степкин, Валерий Лебедев. Современные художники и фотохудожник Зубаков Валерий выставили свои лучшие труды, и с удовольствием рассказывали о своём творчестве. По мнению участников конференции, творчество современных русских художников Литвы своей “разносторонностью русского духовного наследия” придает особый оттенок палитре культурной жизни страны. “Оно служит делу сближения и взаимопонимания живущих в Литве представителей разных народов, вероисповеданий и культурных традиций”, – сказала заместитель председателя партии “Союз русских Литвы” Лариса Дмитриева.
Одни из произведений, которые меня заинтересовали своей необычностью, были произведения Валерия Лебедева. Валерий родился в 1937 году в Липецке, Россия. С 1951-го года живёт и работает в городе Вильнюсе. По образованию инжинер-электрик. С 90-х годов он увлёкся уникальным творчеством – росписью по чеканке, о котором с удовольствием мне и рассказал.
Валерий, расскажите о своих картинах, творчестве и о его особенностях.
Все работы выполнены по металлу, по меди и алюминию. Алюминий тонкий 0.12, но даже, лучше 0.19. Все они продавливаются для получения объёма. После того как получен объём, у меня разработана специальная технология как нанести на металл рисунок, как его укрепить и закрепить, потому, что когда начинаешь продавливать, рисунок может стереться. После того, как нанесён и укреплен рисунок, я смазываю это пластилином и далее давится как по маслу. Затем я где нужно отшлифовываю по объёму, а после делаю специальный белый фон. Только белый фон. Когда делаешь белый фон, тогда появляется яркость красок. Далее приступаю к рисунку. Я всё время технику меняю. Где как живописец, а где как французские художники пуантилисты – они точками работают.
Что касается точек, то ими можно передать то, чего нельзя мазками. Например, в этом углу мне нужно было передать холод, мороз. Об этом способе рисования я, конечно, слышал, но когда начал делать, а здесь акварель, где всё-всё-всё выполнено полностью точками. Акварелью не покроешь так, как мне хочется. Акварели они вообще, не стойкие, но когда у меня получилось, она начала опадать, тогда я покрыл её лаком. Получился более утеплённый объём. Это была первая работа такая, а когда я сообразил, что точками хорошо, то здесь смотрите, ни одной точки нет, а здесь полно.
А здесь битва Александра Невского у “Вороньего камня” со шведами, здесь в основном везде точки. Потому, что тень не положишь так на объём, очень сложно это реализовать: объём создаёт свою тень, ещё ты её накладываешь, иногда я подсвечиваю с лампочкой. И потом уже сам решаешь, где надо высветить, где затемнить. Вот смотрите, здесь более яркие, красочные оттенки, там более серый фон, задний план другой. Плюс объём созданный краской и объём чеканной выдавки. Вот, получается такой эффект. Поэтому тут всё на гране нескольких стилей.
А кто-нибудь использует подобный стиль и вид? Я никогда не встречал подобного.
И я тоже. Подсветка и тонирование чеканки, конечно же, существует, но что бы роспись по чеканке, мне никогда не встречалась.
А как пришло на ум заняться этим видом творчества?
Сижу дома, делать нечего. Я на пенсии. И этим стал заниматься где-то в 90-м году, когда мне было уже 63 года, а до этого я ни кисти, на карандаша в руки не брал. Только в армии, что стенгазету рисовал.
Это у Вас первая выставка или уже демонстрировали свои картины?
Такая выставка у меня уже третья.
А эта картина русской тройки сделана на основе чьей-то картины?
Это в городе Суздале. Мы были на экскурсии с женой. Было сделано несколько фотографий, потом было доработано. Вот, “тройка” меня поразила. А тут я уже начал отрабатывать рисунок для чеканки, достал другие виды Собора, где вырисована его архитектура. У меня дома есть рисунок Рыбинского Собора 1800-какого-то года, даже соседка моя крестилась в нём. Так я этот Собор точно-архитектурно сделал, а к нему уже налепил свой фон с рекой.
Это с фотографии рыбачки из газетной статьи, которую сделал в 74-м году какой-то корреспондент, который был в Ханты-Мансийском национальном округе. Это мать четырёх рыбаков, старая рыбачка. Я в 74-м году вырезал картинку из газеты и положил. Мне в ней понравился очень красивый рельеф её морщин. Я на Севере служил в Советское время, там лицо от ветра краснокирпичным становится. Мне как раз медный листок попался, вот, подумал, дай-ка я её сделаю.
Это старорусская икона Божией Матери “Всех скорбящих радость”. Это редкая икона северного письма. На иконах Матерь Божья обычно изображается с младенцем, а здесь видите, Боженька с младенцем Иисусом Христом сидит, а Матерь Божья дела свои совершает: спасает попавших в беду, ангел помогает согреться сирым и больным, больных исцеляет, здесь раздаёт хлеб, питание, здесь показывает райские кущи.
И кстати, есть второй вариант, в Санкт-Петербурге он хранился в какой-то из церквей и во время грозы перед иконой стояла кружка для сбора пожертвований и во время грозы молния ударила в кружку и монетки, которые в ней были, разлетелись и прилипли к иконе, грошики их называли. Монетки не стали снимать. И после этого вариант этой иконы стали называть Матерь Божья с грошиками. И вот есть вариант без грошиков , а есть с грошиками. Я такую икону Божией Матери видел в одной из церквей Старой Ладоги. А сам рисунок иконы я взял у Палецких мастеров. Палецкие мастера были иконописцами досоветского периода. И, когда прочитал, сделал вот такую икону.
Также у меня есть икона Христа “Спас нерукотворный”.
А сколько у вас уходит времени на создание картин? Например “Тройки”.
Если бы я сидел по пол дня, хотя бы, то за месяц примерно. А так как я уже в возрасте, то по 2-3 часа работаю, то есть где-то полтора-два месяца. Я зимой работаю в основном.
Художник Валерий Лебедев, на фоне своих картин. 12-го ноября 2010 г., Вильнюс.