Иностранный след в украинском кризисе
Дальше – больше… Изначально СМИ предположили, что запись разговора американских дипломатов осуществила и обнародовала Служба безопасности Украины, но пресс-секретарь Белого дома не разделил этих предположений, возложив всю вину на российские спецслужбы. Казалось бы, что тут странного, да и вполне возможно, что без вмешательства “северного соседа” Украины тут не обошлось? – Ничего странного и вправду нет, но есть много показательного. Мало того, что США отказались комментировать Украине разговор, прямо касающийся их планов и попыток влияния на ее внутреннею политику, так они еще настолько не верят в самостоятельность Украины на международной арене и в возможности ее спецслужб, что вину за подслушивания разговора об Украине посла, находящегося опять таки в Украине, возложили на Россию. Складывается впечатление, что Украину рассматривают, как территорию для игр американских, российских и европейских спецслужб, целью которых является как можно больше fuck друг друга, не обращая при этом внимания на то, что об их действиях думают в Украине.
“Обозреватель” узнал, насколько справедливым является это предположение, по мнению украинских политологов, а также попросил их оценить возможности и последствия влияния ЕС, США и России на кризис в Украине.
“Заграница” на нас влияет, но лучше бы помогла
Политический эксперт Кость Бондаренко отметил, что Россия, США и ЕС действительно пытаются влиять на ситуацию в Украине, демонстрируя однобокое понимание происходящего и проводя в основном встречи с одной из сторон конфликта, игнорируя другую. По его мнению, это вызвано тем, что Украина не имеет субъектности на международной арене, а поэтому выступает объектом деятельности крупных игроков.
“Каждая из этих стран пытается влиять, пытается демонстрировать свое влияние на ситуацию в Украине, поскольку Украина, к сожалению, не имеет собственной субъектности как государство и выступает объектом деятельности крупных игроков. Ну и в данной ситуации можно сказать только то, что сегодня Украина является одним из элементов большой игры, вписана в большой треугольник между Брюсселем, Вашингтоном и Москвой, и каждая из этих сторон пытается навязать Украине собственный вариант игры. Это проявляется в лоббировании тех или иных кадровых назначений, в попытках так или иначе повернуть ситуацию в Украине в то или иное русло, в неприкрытой поддержке тех или иных политиков или тех или иных сторон конфликта. Мы видим, когда приезжают политики из Евросоюза или из Соединенных Штатов, они встречаются исключительно только с оппозиционерами и игнорируют власть. Или же делают заявления, которые подыгрывают именно оппозиции, а не власти, демонстрируют однобокость. В то же время мы видим российских политиков, которые пытаются по-своему посмотреть на ситуацию с украинской оппозицией, и видят в ней только исключительно происки внешних игроков. Так что на самом деле мы видим однобокую игру разных сил”, – сказал Бондаренко.
Его мнение частично поддерживает руководитель центра политических исследований “Пента” Владимир Фесенко. Он считает, что эти акторы влияют на ситуацию в Украине, однако какого-либо заметного эффекта от этого влияния пока нет.
“И Россия влияет, и Соединенные Штаты влияют, и Европейский союз пытается влиять. Другое дело, что пока эффекта особого нет от этого влияния”, – сказал Фесенко.
Оба эксперта дали понять, что в данной ситуации основное влияние оказывают Россия и США, ЕС пытается лоббировать свои интересы в Украине, но эффект от его влияния заметно слабее.
Фесенко отметил, что было бы гораздо продуктивнее, если бы иностранные партнеры не влияли на ситуацию в Украине, защищая свои интересы, а попытались оказать ей помощь в поисках путей выхода из кризиса.
“Надо бы не влиять, а помогать в поисках выхода из кризиса, предлагая и содействуя в реализации различных компромиссных вариантов. Вот сегодня есть серьезная проблема, в том числе и потому что вплоть до последнего времени и в руководстве страны, и в руководстве Партии регионов доминировала точка зрения, что нам никакие посредники не нужны – мы сами с усами, сами можем выйти из этого кризиса. А не выходит, не получается в силу разных причин. Поэтому, я думаю, что надо нашим западным и восточным партнерам не только влиять, но и помогать в поисках выхода из кризиса, в том числе и в выработке мер доверия и процедур контроля в некоторых антикризисных действиях. Вот тут помощь может быть очень важна и актуальна”, – сказал Фесенко.
Таким образом, оба эксперта сошлись во мнении, что США, ЕС и Россия оказывают влияние на кризис в Украине, однако для этого они дают однобокие оценки ситуации, а стоило бы попробовать разобраться и помочь в поисках путей решения затянувшегося конфликта.
Они то влияют, но решаем здесь мы
Политологи считают, что, несмотря на довольно частые визиты иностранных политиков и их еще более частые высказывания о ситуации в Украине, все их советы и попытки повлиять на решения местной власти и оппозиции воспринимаются украинскими политиками, как рекомендации и не оказывают ключевого влияния на окончательные решения.
“Все наши решения, в конце концов, принимаются в Украине и с украинским контекстом, потому что все-таки украинские политики на то и украинские политики, чтобы выслушать пожелания и принять их до той или иной степени, но со своими поправками. Так что я думаю, что внешние рекомендации все-таки остаются рекомендациями”, – сказал Бондаренко.
Фесенко также посоветовал не преувеличивать роль иностранных советов, поскольку важны не разговоры, а действия.
“Вот эти вот разговоры, это все ерунда на постном масле, я имею в виду подслушанные телефонные разговоры. Ведь важны действия, а не разговоры, тем более разговоры, которые уже морально устарели”, – подчеркнул Фесенко.
То есть, все попытки влияния на Украину со стороны США, ЕС и России, тем более, что они в основном словесные, имеют ограниченный эффект на окончательные решения сторон конфликта.
Иностранный след в украинском кризисе сложно отследить
Владимир Фесенко отметил, что довольно сложно определить решения и действия украинских политиков, ставшие результатом обещания кнута или пряника со стороны иностранных партнеров, поскольку переговоры на такие темы особо не афишируются, и очень сложно подтвердить или опровергнуть иностранный след в том или ином решении.
“Например, очень популярная точка зрения, что Россия условием своей помощи Януковичу ставит его неуступчивость оппозиции, и много подозрений, что сейчас для возобновления своей помощи Россия может требовать либо более жестких действий по отношению к Майдану, либо выдвижения на пост премьера фигур, приемлемых для России. Вот версия очень популярная, а как мы можем ее доказать или опровергнуть? – Да практически никак. То же самое с оппозицией – западные послы нашим оппозиционерам могут высказывать свои интересы и советы, но только реализовать эти советы невозможно, поскольку решения принимает не оппозиция, тем более она разная и неоднородная, а решения, например, по правительству должны приниматься совместно представителями Партии регионов и оппозиции, то есть это должно быть предметом переговоров. Международные партнеры: и западные и российские могут быть посредниками в этих переговорах, но власть категорически против таких посредников, и это одна из причин, почему переговоры проходят так медленно и так нерезультативно”, – сказал Фесенко.
При этом он добавил, что результаты переговоров глав Украины и России часто стают известными намного позже, чем состоялись сами переговоры, поэтому в разговорах о влиянии каких-либо договоренностей на кризис в Украине следует максимально ориентироваться на официальные данные, а не на слухи.
Таким образом, влияние иностранных акторов на украинский кризис имеет рекомендательный характер, и его сложно отследить, поскольку даже эти рекомендации даются в рамках закрытых переговоров и встреч.
Способы влияния
ЕС, США и Россия используют три основных способа влияния на Украину. Каждая из этих стран (организаций) отдает предпочтения своему способу давления. Россия традиционно использует свои финансовые ресурсы, предоставляя Украине кредиты или скидки на газ.
Фесенко отметил, что, по слухам, РФ пытается влиять на Украину, выставляя условия предоставления следующей части 15-миллиардного кредита, о котором Виктор Янукович и Владимир Путин договорились в декабре 2013 года.
Можно также предположить, что речь также идет о некоторых личных гарантиях и помощи для Виктора Януковича от России.
Европейский союз для влияния на Украину использует угрозы санкций: визовых или финансовых, которые, однако, пока не были применены.
США более решительны в этом вопросе и уже успели ввести точечные визовые санкции для некоторых украинских политиков, хотя пока неизвестно, кто именно подпал под их действие.
Оба эксперта отметили использование именно этих способов влияния иностранных партнеров на Украину, но при этом разошлись в оценке их эффективности.
В частности, Кость Бондаренко считает, что визовые санкции, примененные США, никак не влияют на ситуацию в Украине, а угрозы санкций со стороны ЕС также не имеют никакого эффекта.
“Реально может быть такая ситуация, когда политик столкнется с тем, что относительно него действуют визовые ограничения, года через два, например. Они абсолютно никоем образом не влияют на ситуацию. В Беларуси в 2003 году введены санкции относительно высших должностных лиц, и, соответственно, мы видим, что на самом деле это никак не повлияло на Лукашенко”, – сказал политолог.
В то же время Владимир Фесенко считает, что и сами санкции, и угроза их применения являются действенным инструментом влияния, который уже сработал в конце января 2014 года, когда власть пошла на уступки. По его мнению, более действенными являются угрозы применения финансовых санкций по отношению к украинским олигархам, а вот визовые санкции имеют ограниченный эффект влияния.
“Американцы заявили, что они точечные санкции применили, речь, видимо, идет о визовых санкциях. Визовые санкции будут иметь ограниченный эффект, не более того. Но угроза как визовых санкций, так и санкций финансовых (проверки счетов, блокирование некоторых финансовых операций), я думаю, что это уже имело определенный эффект в том, что украинские власти пошли на определенные уступки в конце января. По слухам, они пошли на такие уступки под давлением олигархов, перед которыми угроза таких санкций замаячила всерьез. Я думаю, что эффект пока ограниченный, но уже есть”, – сказал Фесенко.
Выходит, что санкции ЕС и США имеют ограниченный эффект, а влияние российского финансового давления сложно оценить, поскольку нет точных данных о требованиях российской стороны, а также о том, действительно ли РФ выставила дополнительные условия предоставления Украине следующей части кредита.
Таким образом, иностранный след в украинском кризисе, безусловно, есть, но глубину его влияния оценить довольно сложно из-за тайны договоренностей. Но главное, что окончательные решения все равно остаются за украинской стороной, что дает основания надеяться на то, что конфликт будет решен в интересах украинцев, пускай и их определенной части – все же лучше, чем решение конфликта в интересах другого государства.