Инфраструктура на крови

Инфраструктура на крови


Правительство РФ наконец-то обеспокоилось вопросами инфраструктуры страны, что, с одной стороны, не может не радовать, но с другой – несовершенство земельного кодекса, отсутствие антирейдерского законодательства, коррумпированность чиновничества, «телефонные решения» судебно-исполнительной власти заставляют усомниться в конечных результатах намеченных преобразований.


Открытым остаётся вопрос: а будет ли толк, получим ли мы то, что улучшит жизнь в городах и сёлах, даст национальной экономике мощный толчок к развитию?


Давайте посмотрим на окружающую нас действительность и попробуем понять, в каком направлении развивается инвестиционная политика государства последних лет, сосредоточив своё внимание на двух важнейших темах, жилье и транспорте. Строительный бум обернулся для столицы и Подмосковья настоящим кошмаром, грозящим обезобразить их исторический облик и оставить без научно-промышленного потенциала. В Москве под снос идут памятники культуры, осуществляются рейдерские захваты заводов, институтов, культурных центров, на их месте вырастают нелепые многоэтажки, жить в которых попросту опасно, т.к. возводятся они с нарушением инженерной документации, из некачественных материалов и руками неквалифицированной рабочей силы.


Самое обидное состоит в том, что люди, которые за аналогичные деньги могли бы себе позволить приобрести за рубежом добротную виллу с большим участком земли, готовы покупать даже такое жильё, переплачивая за него в десятки раз больше его реальной цены, но их цинично обманывают. Благодаря несложным махинациям, застройщики умудряются продавать одни и те же квартиры двум и более хозяевам. Впрочем, и застройщики часто становятся жертвами произвола городских и районных администраций, которые заключают договора на земельные участки одновременно с несколькими фирмами или неожиданно меняют инвестора. Так в подмосковных Химках решением Администрации г. Химки и Московской области в 2006 году, без всякого на то основания, был сменён инвестор жилого комплекса «Звезда России», в результате чего десятки семей до сих пор не могут въехать в собственные квартиры.


Подобных примеров по всей России, не говоря уже о столичном регионе, не счесть. Обманутые дольщики бастуют, голодуют, протестуют, забрасывают арбитражные суды и Генеральную Прокуратуру РФ бесконечными жалобами, пишут письма премьер-министру, президенту и депутатам, но их проблемы почему-то не решаются.


За набившей уже оскомину формулировкой «обманутые дольщики» стоят реальная трагедия людей, нервные срывы, инфаркты, инсульты, самоубийства, отсутствие нормальных условий жизни. Говоря другими словами, массовое строительство осуществляется в России в буквальном смысле на крови и слезах тех, кому сложившейся системой отношений отведена роль жертвы. То же самое можно сказать о развитии транспортной и промышленной инфраструктуры, с той лишь разницей, что проблемы бизнеса у нас традиционно никого, кроме самих предпринимателей, не волнуют, а выводы о том, какой урон несёт национальная экономика в результате блокирования эффективно работающих предприятий, на государственном уровне констатируются как роковая данность, изменить которую власть не в состоянии.


Модель строительства «инфраструктуры на крови» наиболее красноречиво демонстрирует сегодня сочинский регион, где в 2014 году планируется проведение Олимпийских игр. Государство обещает превратить Сочи в курорт европейского уровня и привлечь к развитию его транспортной инфраструктуры значительные инвестиции, но при этом не даёт гарантии защиты интересов коренных жителей. Впрочем, Министр транспорта России Игорь Левитин, уверяя СМИ в том, что избавит столицу Олимпиады от пробок, упомянул о недопустимости конфликтов с местным населением. Между тем, местные суды завалены делами о незаконных строениях и рейдерских захватах. Дело уже дошло до стрельбы во время рейдерских захватов. Бывший капитан пассажирского флота, пенсионер Анатолий Трошин с ружьем защищал свой участок от силового захвата. А как же иначе, ведь цена за сотку сочинской земли подскочила в десятки раз.


И снова возникает вопрос: а станут ли Сочи курортом европейского уровня? Ну, конечно же, не станут. Во-первых: цены на отдых там будут в разы выше, чем это могут себе позволить европейцы, так как спекуляции с землёй потребуют быстрой экономической отдачи; во-вторых: невозможно в спешке и в правовом вакууме создать качественную инфраструктуру (можно лишь создать муляж, который начнёт разваливаться сразу же, как закончится олимпийский переполох); и наконец, в-третьих: у «инфраструктуры на крови» нет будущего.


Позволим привести себе несколько примеров рейдерского передела собственности, осуществляемого при непосредственном участии высокопоставленных чиновников. От рейдеров уже пострадали: химическая корпорация «Тольяттиазот» (ТоАЗ), сочинский горнолыжный комплекс «Альпика-Сервис», ОАО «ФосАгро» и ОАО «Апатит», воронежская авиакомпания «Полёт», управляющая компания аэропорта Домодедово «Ист-Лайн», химкинский опытный завод «Стройдормаш».


Кстати, с последним объектом вышла довольно скандальная история: на днях межрегиональная общественная организация «Справедливость» и генеральный директор завода «Стройдормаш» Ольга Ларина организовали пресс-конференцию, на которой обвинили вице-премьера Московской области Петра Кацыва и его первого заместителя Александра Митусова в организации рейдерского захвата опытного предприятия. В настоящее время по данному обвинению возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в крупном размере», которое расследует Главное управление МВД по ЦФО.


Любопытно отметить, что те же люди – Кацыв и Мутисов, являясь членами Совета директоров «Международного аэропорта Шереметьево», причастны также к попытке отъёма собственности у предприятия ОАО «Шереметьево-Карго», на протяжении 17 лет работающего в сфере обработки грузовых авиаперевозок, и, надо признать, эффективно работающего. Впрочем, речь сейчас идёт не о «Шереметьево-Карго» и не об опытном заводе «Стройдормаш», они лишь одни из многих, мы же говорим о страшном явлении – «инфраструктуре на крови», которую пытаются выстроить люди, забывшие о существовании закона.


Сегодня у России действительно есть деньги, и она готова строить дома, аэропорты, железнодорожные линии и автострады, но методы реализации инвестиционных проектов, приведённые выше на примере столичных высоток и сочинского побережья, заставляют насторожиться и констатировать печальный вывод: если в кратчайшие сроки ситуацию не исправить, все сбережения, накопленные казной в результате подскочивших цен на энергоносители, будут пущены на ветер. Характерными показателями «инфраструктуры на крови» являются: нарушение прав собственности добропорядочных граждан и добросовестных хозяйствующих субъектов, стимулирование рейдерской активности, произвола чиновников и судебно-исполнительных органов, расходование бюджетных средств на нефункциональные, а попросту – ненужные проекты, реализуемые с нарушением технических требований.


Результат подобного строительства – разрушение объектов уже действующей инфраструктуры и замена их муляжами, которые становятся аварийными и опасными ещё до ввода в эксплуатацию, их поддержание и реконструкция уже в ближайшее время начнёт довольно существенно тормозить экономическое развитие страны. Но самая главная наша беда состоит даже не в треснутых стенах новостроя и не в железнодорожных ветках, проложенных не там, где они действительно нужны, а в том, что из управления инфраструктурой вытесняются добросовестные компании, на их место приходят временщики, единственная цель которых – прибыль любой ценой.


Хотелось бы услышать по этому поводу реакцию Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Интересно, понимают ли они, что в случае если власть не положит конец рейдерскому и чиновничьему произволу и не сделает ставку на добросовестного собственника, то грандиозным планам модернизации страны, которые наметило государство, грозит грандиозное поражение.


Сергей Чибисов, Русские Новости


 

Ещё похожие новости