Индикаторы внешней политики России на постсоветском пространстве.
Внешняя политика нашей страны гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и разобраться в некоторых ее тонкостях простому гражданину тяжело, а порой и просто невозможно. Этим активно пользуются наши недоброжелатели, разжигающие истерию в СМИ по поводу некоторых вольно трактуемых решений российского МИДа.
При этом наши власти не всегда могут дать нам необходимые разъяснения – хотя бы в силу того, что некоторая информация не может быть публичной по определению. Тем не менее, власть, повинуясь давлению общественного мнения, порою вынуждена корректировать свою внешнюю политику, жертвуя интересами этого же самого общества. Получается, что мы сами, поддаваясь внешним импульсам, не осознавая того, позволяем влиять на российскую политику далеко не дружественным нам силам.
Однако внешняя нестабильность поставила перед нашей страной задачи (в частности, на территории бывшего СССР), которые исключают двоякую трактовку. Их решение или нерешение, как индикатор, наглядно демонстрирует не только уровень профессионализма нашей дипломатии, но и направления вектора всей внешней политики государства. За ходом решения таких задач следует наблюдать с особой тщательностью.
Ниже обозначим некоторые из таких индикаторов, за состоянием которых мы будем постоянно следить в рамках нашей работы и своевременно информировать об этом уважаемого читателя.
Габалинская РЛС или армянская?
Решение о продлении сроков аренды Габалинской РЛС в Азербайджане станет прекрасным индикатором степени нашего влияния на территории Южного Кавказа. Напомним, что летом истекает срок аренды станции и между Россией и Азербайджаном ведутся напряженные переговоры об условиях продления контракта до 2025 года.
О том, что такое продление не произойдет автоматически, стало известно из появившейся в СМИ информации о том, что Азербайджан намерен повысить стоимость арендной платы с 7 млн. долларов в год до 300. Помимо этого, есть основания полагать, что США оказывают серьезное давление на руководство Азербайджана, противодействуя пролонгации.
Состоявшаяся на днях поездка главы российского МИДа в Баку, кажется, не принесла прорыва в переговорном процессе. Однако ситуацией поспешила воспользоваться Армения, предложившая построить аналогичную станцию на своей территории. Впрочем, серьезно такое предложение никто не воспринял, ведь ценность РЛС в Габале обусловлена не столько ее техническими возможностями (в Армавире уже началось строительство аналогичной станции), сколько возможностью сохранять военное присутствие в Азербайджане. А в Армении и так расположена крупная российская военная база.
О важности сохранения именно Габалинской РЛС говорит и тот факт, что МИД фактически согласился выплачивать затребованную Азербайджаном арендную плату, хотя сначала эта цифра была встречена крайне негативно. По итогам своей недавней поездки С.Лавров заявил:
«Нынешний размер арендной платы, которая составляет 7 миллионов долларов, считаем неадекватным, с одной стороны, той ценности и важности, которые представляет эта станция для российской стороны как с точки зрения её национальных интересов, так и с точки зрения региональной и международной безопасности, – а с другой, тем рискам и угрозам, с которыми может столкнуться Азербайджанская Республика в результате продолжения функционирования этой станции. Думая о возможных пределах пересмотра арендной платы, считаем, что речь должна идти о нескольких сотнях миллионов долларов».
«Окно» в Таджикистан
Похожая ситуация складывается и в Таджикистане. Там решается вопрос о продлении срока аренды российских военных объектов на 49 лет, и исход переговоров отнюдь не очевиден.
Напомним, что на территории Таджикистана расположена крупнейшая российская сухопутная зарубежная 201-ая военная база. Российские военные дислоцированы в городах Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе. Кроме того в Таджикистане находится объект войск Воздушно-космической обороны России – уникальный оптико-электронный комплекс «Окно».
Срок аренды военной базы России в Таджикистане истекает в 2014 году и совпадает с запланированным окончанием вывода войск НАТО из Афганистана. В связи с этим руководство Таджикистана, невзирая на свою тотальную зависимость от поставок российских углеводородов, пытается выторговать у нашей страны арендную плату.
Для справки: ранее комплекс «Окно» был передан России на условиях списания долга в 242 млн. долларов и обязательства инвестировать в экономику Таджикистана 2 млрд. долларов в течение 5 лет.
Что же касается 201-ой военной базы, сформированной на основе одноименной мотострелковой дивизии, то ее присутствию Э. Рахмон обязан своей властью. Советские бойцы в начале 90-ых обеспечивали общественный порядок и охрану стратегических объектов в условиях бушующей в Таджикистане гражданской войны.
Недаром Рахмон с началом мировой «арабской весны» построил неподалеку от комплекса «Окно» свою резиденцию на территории, охраняемой российскими военными. Видимо, зачастившие в республику высокопоставленные американские чиновники не вызывают столько доверия, сколько соседство российских бойцов.