Иконография Рождества Христова
Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории.
Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах.
Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.
![]()
Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век
Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.
Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-???0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).
Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).
В общих чертах иконография Рождества Христова такова. В пространстве иконы обычно художник связывает в одно несколько событий, произошедших не одновременно.
Центральное место занимают Богородица и Младенец. То, что Богородица помещается в центр, подчеркивает ее значение, ее роль в деле нашего спасения, в дальнейшей истории человечества. На Младенца и Его Мать сверху исходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» — явление Бога во плоти.
![]()
Рождество Христово. Икона Андрея Рублева. 1405
Спеленутый Младенец и Богородица расположены на фоне темной пещеры.
Справа традиционно изображаются пастухи, которые, получив от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира, пришли поклониться Богомладенцу. Слева — волхвы, принесшие дары — золотом, ладан и смирну.
Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.
Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.
![]()
Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.
В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия….