Иконография Рождества Христова

Иконография Рождества Христова


Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории.


Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах.


Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.



Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век


Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.


Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-???0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).


Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).


В общих чертах иконография Рождества Христова такова. В пространстве иконы обычно художник связывает в одно несколько событий, произошедших не одновременно.


Центральное место занимают Богородица и Младенец. То, что Богородица помещается в центр, подчеркивает ее значение, ее роль в деле нашего спасения, в дальнейшей истории человечества. На Младенца и Его Мать сверху исходит луч Вифлеемской звезды, указывая на «великую благочестия тайну» — явление Бога во плоти.



 Рождество Христово. Икона Андрея Рублева. 1405


 Спеленутый Младенец и Богородица расположены на фоне темной пещеры.


Справа традиционно изображаются пастухи, которые, получив от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира, пришли поклониться Богомладенцу. Слева — волхвы, принесшие дары — золотом, ладан и смирну.


Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.


Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.



Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.


В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия….

Ещё похожие новости