“Их здесь никто не любит, но на них зарабатывают деньги”
// Около 18 тысяч хасидов встретили новый год в Умани
Дома в районе могилы раби Нахмана заполнены хасидами |
На минувшей неделе иудеи всего мира праздновали наступление нового, 5768 года по еврейскому календарю. Около 18 тысяч ортодоксальных евреев-хасидов приехали помолиться в Умань (Черкасская область) на могилу основателя брацлавского хасидизма раби Нахмана. Как выяснил корреспондент Ъ КОНСТАНТИН Ъ-УСОВ, в Умань приезжают не только затем, чтобы помолиться.
Хасидизм – религиозное ответвление иудаизма. Брацлавское движение хасидов было основано более 200 лет назад раби Нахманом (1772-1810), потомком основателя хасидизма Баал Шем Това. Раби Нахман родился в Хмельницкой области, но незадолго до смерти поселился в Умани, где и был похоронен. С тех пор место его захоронения стало центром поклонения хасидов (ортодоксальных евреев), куда они съезжаются со всего мира на еврейский новый год (Рош а-Шана).
Впервые паломники-хасиды прибыли в Умань для празднования Рош а-Шана ровно 20 лет назад. Тогда, по свидетельствам очевидцев, их было не больше сотни. В этом году паломничество ортодоксальных евреев совпало с проведением Дней Израиля на Украине. По информации Государственной пограничной службы, в Умань приехали около 18 тыс. паломников.
Квартал вокруг могилы раби Нахмана на время празднования превращается в “зону компактного проживания паломников-хасидов”. В предыдущие годы часть паломников размещалась в специально построенном для них отеле Malon-Shareitzion. Однако в этом году отель не работал. Один милиционер сообщил Ъ, что его “купил какой-то депутат, и теперь распродает здание по квартирам по $200 тыс.”. В уманской мэрии Ъ объяснили, что отель, принадлежащий хасиду из США и дочери одного из народных депутатов Украины, оказался неприбыльным.
Почти все паломники арендовали жилье у местных жителей. По словам хасида из США, “кровать недалеко от могилы раби Нахмана стоит $400-500 за ночь”, в более отдаленных домах – около $80 в сутки. Некоторые из хасидов имеют собственное жилье в Умани. На одном из столбов в “зоне компактного проживания” корреспондент Ъ увидел объявление на трех языках – украинском, английском и иврите – о продаже однокомнатной квартиры за $60 тыс.
Охрану общественного порядка в “зоне компактного проживания” в этом году обеспечивали почти 500 сотрудников милиции. В “еврейский район”, как его называют жители Умани, можно пройти по специальным пропускам, которые выдаются горадминистрацией, или по журналистским удостоверениям. Уже на первом из трех кордонов сотрудники милиции проверяют у входящих содержимое сумок и интересуются целью визита. Улица, ведущая к могиле раби Нахмана, сплошь заставлена торговыми палатками. В них можно купить все – от кока-колы ($1 за 0,5 л) до традиционной хасидской одежды (ермолка – $15, сюртук – $30) и ювелирных украшений ($25-2500).
Гривна в “зоне компактного проживания” популярностью не пользуется. Одна местная старушка даже предложила корреспонденту Ъ бутерброд с колбасой и сыром за “ван доллар”. Как оказалось, жители Умани знают не только английский, но и иврит. “Хасиды оставляют здесь немало денег,– сказал Ъ подвыпивший местный житель.– Их здесь никто не любит, но на них зарабатывают деньги”.
В отличие от центра Умани, где корреспондент Ъ не увидел ни одного человека, похожего на хасида, в “зоне компактного проживания” все мужчины одеты в черные плащи, ермолки или широкополые шляпы, в квартале практически нет женщин. У многих паломников грязные одежда и обувь, поскольку во время шабата ортодоксам запрещено выполнять любую работу. “Если у него будет закрыта крышка унитаза, то он сделает это на пол”,– рассказал Ъ сержант милиции. Милиционеры, к слову,– одни из немногих украинцев в районе проживания хасидов.
Как оказалось, между паломниками и милицией нередко возникают конфликты. “Трудно, потому что, если трогаешь одного, который не прав, они налетают целой стаей”,– жаловался Ъ капитан милиции. По его словам, хасиды и охраняющие общественный порядок украинцы относятся друг к другу с ненавистью. “Мы не ходим под окнами, потому что хасиды бросают по милиционерам бутылками”,– рассказывал другой сотрудник милиции. В это время корреспондент Ъ вместе с ними проходил неподалеку от могилы раби Нахмана, и кто-то бросил в него скомканную салфетку. Чуть позже сами паломники жаловались на то, что милиция “специально ищет повод создать конфликт”.
Помимо милиции “зону компактного проживания” патрулирует “полиция нравов” – организация из 150 хасидов, которая следит за внутренним правопорядком, в частности за тем, чтобы исключить любые контакты паломников с женщинами. По словам начальника “полиции нравов”, который, кстати, работает в полиции США, “не все хасиды прибыли в Умань по религиозным мотивам”. “Одни приехали молиться, другие – кутить”,– объяснил он. Сотрудник милиции сообщил Ъ, что “цена продажной любви” во время паломничества достигает $500. Кроме того, значительная часть паломников употребляет легкие наркотики, в том числе кокаин. Один из англоговорящих хасидов в беседе с Ъ отметил, что посещение Умани для него “что-то вроде мальчишника”. “Здесь я нахожусь исключительно в компании мужчин, и это напоминает мне молодость, беззаботность”,– сказал он.
kommersant.ua