Site icon ИА Русские новости

“Игорь Сикорский – возвращение на Родину”

Гениальный инженер, изобретатель и один из русских пионеров воздухоплавания — Игорь Иванович Сикорский, оставил столь яркий след в истории отечественной и мировой авиации, что до сих пор, без преувеличения, служит образцом для подражания современных летчиков и авиаконструкторов.

Это не удивительно, ведь сыну известного своей ученостью, порядочностью и принципиальностью русского судмедэксперта проф. Ивана Сикорского выпало жить и работать тогда, когда авиация делала лишь свои первые, подчас неуверенные шаги.

Выпускник Морского кадетского корпуса, а затем и Киевского политехнического института, исколесивший Европу, знакомясь с опытом западных основоположников воздухоплавания, Сикорский, вернувшись в Отечество, активно приступает к созданию летательных аппаратов.

С 1912 по 1918 годы, Игорь Иванович возглавлял конструкторское бюро Русско-Балтийского завода, где под его руководством были созданы первые в мире многомоторные самолеты: «Гранд», «Русский витязь», а затем и «Илья Муромец».
При посещении завода Государь Император Николай II Александрович высоко оценил труды Игоря Сикорского и лично его премировал.


Кроме того, в годы Второй Отечественной, (I Мировой войны) на фронт было выпущено 75 четырехмоторных бомбардировщиков конструкции Сикорского. Недаром, еще один корифей нашей авиации — Н.Е.Жуковский говорил, что «тяжелая авиация — это детище России».

К сожалению, трагические события 1917 года — сначала февральский, а затем и октябрьский перевороты лишили гениального конструктора возможности работать на Родине. Его пристанищем отныне становятся США, где выдающийся русский инженер фактически «с нуля» организовал вертолетостроение, навсегда развеяв миф о вертолете, как о «пятом колесе в телеге авиации». Интересно, что свой первый вертолет совсем еще юный Игорь Сикорский сконструировал в Киеве — своем родном городе, в 1901 году! А его вертолет системы S-51 американские ВВС с большим успехом использовали во многих военных операциях, в том числе и во время своей корейской авантюры.

Скончался Игорь Иванович в 1972 году, будучи удостоенным, многих научных званий, а также являясь членом научных обществ разных стран мира.

Но, несмотря на то, что большая часть жизни Сикорского протекла на чужбине, его помнят и глубоко чтят в России. Вспомните, еще в советские времена, снятый фильм «Поэма о крыльях», где впервые, столь детально был дан его образ. Образ яркого, одаренного, талантливого человека, ясно видящего цель всей своей жизни и идущего к ней через любые тернии. И в наши дни интерес к наследию Игоря Сикорского не только не ослабевает, но и принимает качественно новый уровень.
И весьма отрадно, что именно у нас на невской земле — а ведь именно Петербург был колыбелью русской авиации — вот уже десятый раз прошли «Международные научные чтения имени И.И.Сикорского».
Как всегда их организатором выступил Санкт-Петербургский университет гражданской авиации, что расположен в Авиагородке. Чтения собрали летчиков, авиаконструкторов, а также историков авиации и потомков тех, кто создавал ее славу, мощь и величие. Среди них особо отрадно было видеть правнучку генерала Александра Матвеевича Кованько — гениального изобретателя, основателя первой в Российской Империи Офицерской воздухоплавательной школы, а также дочь прославленного уже в советское время летчика Валерия Чкалова.

В рамках чтений была организована экскурсия по музею университета, где в четырех небольших залах собрана и представлена почти вся история нашей авиации и, где бережно хранится память, как о ее родоначальниках, так и о тех, кто защитил наше небо в годы Великой Отечественной войны. После чего, непосредственно перед заседанием, состоялся молебен «на всякое благое дело», совершенный священником храма Тихвинской иконы Божией Матери о. Константином. Небольшая часовня, занимающая уголок в одном из музейных залов (так как, по нынешним законам, почему-то нельзя иметь отдельную часовню или домовую церковь в светском учреждении), разумеется, освящена в честь пророка Илии — небесного покровителя авиаторов и воздухоплавателей. Это связано с тем, что, как гласит нам IV Книга Царств, Сам Господь забрал святого угодника Божьего на небо в вихре, в огненной колеснице.

Все это вселяет надежду на то, что порванная в начале века минувшего, казалось бы, навсегда нить, соединяющая нас со своим историческим прошлым, с наследием девяти минувших веков русской цивилизации, все же будет связана вновь, а значит, не все еще потеряно и мы будем жить — жить достойно наших великих предков, нашей славной и героической истории. Как бы подтверждая это, в тот же день состоялось возложение венков к могилам первопроходцев русской авиации в Александро-Невской лавре и на Смоленском кладбище.

Добавим и то, что Игорь Сикорский был, в том числе, религиозным мыслителем, написавшим четырехтомный труд, осмыслявший всю его жизнь и профессиональную деятельность с позиций православной духовности.

Интересной была и музыкальная программа. В промежутках между докладами в исполнении студентов университета звучали произведения Сергея Рахманинова, с которым Игоря Ивановича связывала дружба и Джорджа Гершвина, композитора той страны, где прошла большая часть жизни русского авиастроителя.

Все время чтений в фойе актового зала университета работала фотовыставка «Игорь Сикорский: возвращение в Петербург 1989 — 2008 гг.». Стоит также сказать, что каждый раз на открытие чтений из Америки в наш город неизменно прибывал сын Игоря Сикорского — Сергей Сикорский. В этот раз Сергей Игоревич не смог прибыть в город на Неве по состоянию здоровья, но присутствовал, как принято сейчас говорить, «виртуально» — в показанном участникам чтений фильме «Влюбляются только раз», рассказывающем о судьбе его отца. Но до этого Сикорский-младший все же успел посетить родину предков. В Москве он принял участие в прошедшей не так давно I Международной специализированной выставке вертолетной индустрии.
Exit mobile version