Иерей Михаил Васильев: “Поколение пепси” может злоупотреблять решением Верховного суда
Зампред Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами одобряет решение Верховного Суда об оправдании дезертиров
“Я положительно оцениваю постановление Верховного суда. Наконец-то здравый смысл восторжествовал. Если мы посмотрим на традицию, то увидим, что раньше до принятия этого решения существовала вероятность того, что выявленные факты неуставных отношений, повлекшие за собой дезертирство, в том числе и массовое бегство, послужат смягчающими обстоятельствами, которые могли существенно повлиять на рассмотрение и решение по подобному делу. То есть и раньше такие обстоятельства учитывались, подобные примеры известны. Но сейчас, когда есть судебное решение, то, конечно, я думаю, меньше ребят будут совершать один из самых страшных грехов – самоубийство”, – заявил в интервью “Русской линии” заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Михаил Васильев, комментируя постановление Верховного суда (ВС), разрешающего оправдывать дезертиров при наличии определенных обстоятельств.
Согласно решению ВС от 3 апреля, судам следует оправдывать дезертиров, самовольно покинувших место службы вследствие стечения тяжелых обстоятельств, в том числе из-за неуставных отношений, пишет газета “Известия”. Об этом говорится в постановлении пленума Верховного суда России, опубликованном на его официальном сайте. “Судам следует иметь в виду, что военнослужащие, впервые совершившие самовольное оставление части или дезертирство вследствие стечения тяжелых обстоятельств, могут быть освобождены от уголовной ответственности”, – говорится в постановлении.
Под тяжелыми обстоятельствами Верховный суд понимает, в частности, необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к близким родственникам в случае их тяжелой болезни или на их похороны, а также в случае невозможности получить медицинскую помощь. Отдельно отмечается и возможность дезертирства из-за дедовщины: “самовольное оставление части вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье”. В этом случае суд постановляет оправдательный приговор в виду отсутствия в деянии состава преступления, указывается в постановлении пленума Верховного суда.
По мнению иерея Михаила Васильева, бегство из армии, “безусловно, лучший выход, чем вешаться. Гораздо лучше убежать из армии от того негодяя, какие бы погоны он не носил, который унижает достоинство человека, честно служащего в российской армии”.
С другой стороны, отмечает священник, “следует понимать, что в современном российском обществе “поколения пепси” заполнило собой, к сожалению, не только солдатские казармы, но и занимает офицерские должности уже вплоть до подполковника”. “Эти люди не прошли советскую школу патриотизма и даже не знают, кто такой Марат Казей. Эти самые люди, безусловно, могут рассматривать решение Верховного суда как отдушину, как повод для того, чтобы укосить от службы в армии, как повод уклониться от тягот и лишений военной службы”, – добавил отец Михаил.
Он выразил уверенность, что постановление ВС не окажет существенного влияния на правоприменительную практику. “В основном все по-прежнему будет зависеть непосредственно от мудрости военных следователей, которые будут принимать решения по каждому конкретному случаю. Вообще подобные дела крайне сложные. Например, в СМИ нередко сообщают, что у ребенка, который служит в армии, тяжело заболели мама или папа, и об этом говорится в пришедшей в армию телеграмме. Но такие телеграммы можно фальсифицировать, что даст повод для военного сбежать из части. А во-вторых, состояние здоровье родителей может улучшиться, и соответственно, в таком случае боец должен вернуться. Но мы ведь прекрасно понимаем, что означает “улучшение состояния здоровья” тяжко больного человека; в таких случаях возможны рецидивы заболевания. И что в таком случае делать бойцу? Опять сбегать с армии?”, – задается вопросом священник.
“Вообще, необходимо четче прописать случаи, может быть, даже прописать диагнозы заболеваний родственников и родителей военного, которые могут быть признаны достаточным основанием для оправдания в случае дезертирства. Это необходимо сделать, чтобы ребята не питали иллюзии на счет того, что если кто-то из родственников заболел воспалением легких, и что если они сбежат, то им это сойдет с рук. Кроме того, нельзя исключать, что это также может стать поводом для того, чтобы лишний раз возбудить уголовное дело против бойца, который не очень нравится военному начальству, и который в очень сложной семейной ситуации принял неадекватное решение убежать. Тут очень многое зависит от тех, кто будет вести расследование по подобным делам. Как священник я считаю, что теперь важно грамотно информировать все категории военнослужащих, в том числе офицеров-двухгодичников, о том, что не следует злоупотреблять этой мерой послабления”, – заключил иерей Михаил Васильев.