Ибн Хальдун. 680 лет со дня рождения
►Основной его труд – «Книга назидательных примеров» («Китаб аль-инбар»). Он состоит из предисловия и трех частей: «Введение в Историю» («Мукаддима»), в котором изложил свое учение об основных законах исторического развития человеческого общества; «История народов мусульманского Востока» и «История народов Магриба». «Введение в Историю» является большим по объему, основательным и совершенным по тем временам трудом по теории и философии истории, написанным не с религиозной точки зрения, и одновременно пионерской работой по социологии. Ученый изложил в своем «Введении…» свои взгляды на историографию, экономику, политику, культуру и образование.
►Ему принадлежит также замечательная автобиография («Ат-Тар’иф би ибн Хальдун»). «Как теоретик исторической науки Ибн Хальдун не имел себе равных до появления Джамбатисты Вико, и даже Платон, Аристотель и Августин ему не ровня…», – говорил исследователь Роберт Флинт. Но Ибн Хальдун пошел дальше. Изучая природу общества и социальные изменения в нем, он вдруг ясно увидел очертания новой науки, которую он назвал «ильм аль-умран» (наукой о культуре, сейчас мы сказали бы «культурологией»).
► Вот любопытный эпизод из биографии ибн Хальдуна. В 1400 г. победоносные орды среднеазиатского завоевателя Тимура вторглись в Сирию, и новый султан Египта вышел ему навстречу со своим войском, взяв с собой в поход свиту – Ибн Хальдуна и других представителей знати. Однако вскоре султан вместе со всей своей армией трусливо бежал в Египет, оставив Ибн Хальдуна и свиту в осажденном Дамаске. Ситуация была безнадежной, и городская знать Дамаска предприняла переговоры с Тимуром. Тимур пожелал увидеть ибн Хальдуна, о котором он много слышал. Его спустили с городской стены на веревках и следующие семь недель Ибн Хальдун находился в лагере Тимура, который он потом описал в своей замечательной автобиографии. Тимур встретил Ибн Хальдуна приветливо и обходился с ним уважительно, а ученый, в свою очередь, выказал всю свою образованность и ум и проявил изрядное искусство царедворца, чтобы понравиться своенравному полководцу. Тимур, планируя свой дальнейший опустошительный поход, расспросил Ибн Хальдуна о странах Северной Африки и услышал в ответ не только подробный и обстоятельный рассказ об этих странах, но также об арабах и о халифате, да еще в дополнение к своему рассказу Ибн Хальдун приложил письменный отчет. Тимур был очень доволен ученым, вручил ему охранную грамоту и разрешил ему и сопровождавшим его лицам вернуться в Египет, но прежде ибн Хальдун стал свидетелем штурма и разграбления Дамаска. На обратном пути в Египет Ибн Хальдун был ограблен бандой разбойников-бедуинов и едва остался жив. С большим трудом добрался он до побережья. На судне, принадлежащим Осману, правителю острова Рум (представители его рода стали основателями Оттоманской династии), Ибн Хальдун был доставлен к султану Египта. В Каире Ибн Хальдун прожил до конца своих дней, здесь он умер и был похоронен на кладбище у городских ворот Баб ан-Наср.
► Из размышлений ибн Хальдуна, чьи слова и сегодня звучат по-современному: «Множатся траты и растут расходы власти и государственных людей, а затем это охватывает и всех жителей столицы. Это приводит к увеличению выплат войску и жалованья государственным людям. Умножаются расточительство и распространяется среди подданных, ибо люди следуют религии своих владык и их привычкам. Власть видит роскошь в столице и считает, что все люди живут в благополучии. Она нуждается в расходах на самое себя, на содержание войска. Посему она прибегает к введению налогов на товары, продаваемые на рынках, чтобы увеличить сборы в казну. Роскошь увеличивается, и податей уже не хватает, и государство начинает чинить несправедливость и насилие над теми подданными, что под его дланью, и тянется к деньгам подданных, чтобы изъять их, будь то в форме подати или занятия торговлей, а то и простого изъятия звонкой монеты, что бывает в некоторых случаях» (цит. по книге: А. Игнатенко, «Как жить и властвовать»). –– «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию». –– «В понимании истории ученый и невежда равны, поскольку внешне она представляет собой не более чем описание того, как различные обстоятельства решительно изменяют людские дела, но, если посмотреть глубже, она несет в себе точное и глубокое исследование и понимание причин и начал явлений. Поэтому она глубоко и неразрывно связана с философией и достойна того, чтобы считаться одной из философских наук. Человеческое общество в своих разнообразных проявлениях обладает рядом неотъемлемых внутренних свойств, при помощи которых должно контролироваться всякое описание… Историку, полагающемуся лишь на предания и не понимающему в совершенстве принципов, определяющих нормальный ход событий, основ искусства управления государством, природы цивилизации и характерных особенностей человеческого общества, часто грозит опасность сбиться с пути истины… Все, что связано с преданиями, следует непременно возводить к общим принципам и проверять, сопоставляя их с основными правилами». (Х. А. Р. Гибб, «Арабская литература. Классический период», Издательство Восточной литературы, Москва, 1960; перев. А. Б. Халидова).
►Ибн Халдун выделяет несколько основных и взаимосвязанных причин упадка цивилизованной жизни: 1) ослабление отношений взаимной привязанности и солидарности (асабийя), которая дает основу для самоорганизации и единства общества, для кооперации; 2) ослабление влияния религии, которая способствует объединению и согласию людей; 3) отчуждение власти от общества и привлечение к управлению инородных групп; 4) тирания как проявление явного произвола и своеволия, жестокости и нагнетания страха на общество; 5) нарушение принципа справедливости со стороны властей и вследствие социальное расслоение; 6) стремление к роскоши и деградация городской культуры.
►Одно из наиболее серьезных нарушений принципа справедливости, способствующее разрушению цивилизованного устроения: лишение имущества без должной компенсации, несправедливое принуждение людей к выполнению принудительных работ, предъявление неоправданных претензий, наложение обязанностей, не требуемых религией, собирание неоправданных налогов.
►Решения правителя, как правило, отклоняются от принципов справедливости. Обременительные указания, которые людям не под силу, оказывают пагубное воздействие на земные дела. По этой причине люди все менее склонны проявлять повиновение правителю, что ведет к смуте и кровопролитию.
►Рост и усложнение городской жизни несут в себе начала ее разрушения.
►Оседлая городская жизнь ведет к принятию разнообразных прихотей, культивированию соответствующих предметов, распространению ремесел, придающих элегантность различным предметам роскоши. Укоренение привычек к роскоши вызывает стремление к увеличению доходов. Рост многообразия городской жизни ведет к возрастанию расходов. Присущее городской жизни стремление к роскоши подрывает устои хозяйственной деятельности и социального устроения. Как результат усердных, а подчас мучительных попыток удовлетворить потребности, вызванные такими прихотями, возрастают аморальность, злоупотребления, лицемерие, обман — все дозволено ради выгоды, достижимой любыми способами. Люди прибегают к любому мошенничеству для достижения своей цели. Население привыкает ко лжи, азартным играм, мошенничеству, подлогам, воровству, клятвопреступлению и ростовщичеству. Погоня за наслаждением, связанным с роскошью, побуждает многих изведывать все новые формы аморальности, они открыто обсуждают их, отбрасывая всякую воздержанность.
►Город изобилует всякого рода низкими людьми с порочными наклонностями. Они прибегают ко всякого рода уловкам и обману, чтобы защититься от наказаний за свои пагубные дела. В конце концов все это входит в привычку и становится чертой характера.