Хождение по мукам
“Я буду на вас жаловаться!” – “Да хоть в Гаагский суд” – каждый день раздается в государственных учреждениях от Москвы до самых до окраин. Жаловаться будет посетитель, который пришел с проблемой. А отвечает ему чиновник, который и сам обычно птица невысокого полета, зато щеки от важности раздувает так, что даже ушей не видно. Но Гаагский суд не принимает жалобы на начальников ЖЭКов, сотрудников собесов, районных налоговых инспекторов, таможенников, гаишников… И разносится по всей стране глас вопиющих…
Цинизм, откровенное хамство и непрофессионализм работников государственных органов сочится из всех щелей 160 контролирующих нас с вами государственных органов (http://forum.msk.ru/material/kompromat/718229.html). Самим им при этом нет необходимости на кого-либо жаловаться или часами просиживать в очередях в томительном ожидании приема: они открывают дверь ногой и входят без стука с целью проверки деятельности любой организации. Редко – для блага Отечества, часто – во имя исполнения своей личной скромненькой мечты. И хотя мечты разные, метод осуществления один – незавуалированное вымогательство, ставшее нормой жизни.
Для того чтобы у чиновников мечты сбывались быстрее, есть еще один способ – реформирование и оптимизация. Чего? А всего, чего угодно. Поэтому народ, изнывающий в очередях, возмущаться не должен: чиновники не просто сидят в кабинетах, они сидят и думают, сидят и реформируют. Большинство плохо разбирается в том, что реформирует, но главную цель знает четко. Вот и реформируется армия, реформируется система образования, реформируется здравоохранение, реформируется федеральная таможенная служба….
Внешняя благая цель – улучшение жизни народа, на деле оборачивается множеством проблем: реформа армии – гора трудностей на плечи простых офицеров, которые не знают теперь, где жить и чем кормить детей; реформа образования – у детей осталась небольшая надежда на получение крепких знаний и высшего образования; пенсионная реформа – дай бог, если кто-то из близких сможет прокормить в старости. И Федеральная таможенная служба не отстает от своих собратьев по изобретательности.
Просто гениальная идея для отмывания государственных денег – перенос таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в места, приближенные к государственной границе РФ. А что реализация этих «выдумок» может иметь негативные последствия для российских участников внешнеэкономической деятельности, никто не подумал? Или они шлагбаум посреди степи поставят с огромной вывеской «Пропускной пункт» и дружно пропоют хором «Степь да степь кругом, путь далёк лежит…»? А дорогу кто строить будет? Это уже дело не ФТС, а Минтранса. Опять хорошо, друзьям поможем, дадим повод еще раз обратиться к Премьеру за очередными госдотациями… А еще надо проложить коммуникации, провести Интернет… Просто Клондайк!
А громкое заявление о введении добровольного предварительного информирования со странами ЕС с начала 2009 года и присвоение отдельным компаниям статуса уполномоченных грузополучателей – это PR-акция для народа про крутую автоматизацию процесса или отчет для Президента о внедрении инноваций? При этом специалисты отмечают, «никто в ФТС не знает, какими средствами и по какой технологии это реализовывать. Ни один источник ФТС, ни одна служба пока даже не представили для обсуждения алгоритм внедрения и работы предварительного информирования» (http://www.caspynews.ru/news/full/918).
Электронное предварительное информирование….и это при том, что, отгородившись китайской стеной от просителей, сотрудники таможни для приема писем, предложений, жалоб и документов установили трогательные почтовые ящики наподобие урн на избирательных участках. Технологии XXI века…Правда, при этом назойливые посетители могут не просиживать часами в приемной в ожидании аудиенции (тем более, что без пропуска в канцелярию и не попадешь), но зато и гарантии, что твой документ не потеряется, а будет зарегистрирован и оперативно рассмотрен – нет. А документы теряются, это горький факт. Ответственности при этом сотрудники таможни не несут. У вас есть подтверждение, что документ в урну опускали? Входящий номер есть? Расписка, в конце концов? То-то же…
А повторное получение финансовых и прочих серьезных справок и документов – не только деньги и нервы, это еще и время, на которое приостанавливается деятельность участника ВЭД.
Можно, конечно, решить вопрос цивилизованно – за «золотой». А вот чтобы «по закону» – с этим большие проблемы.
Очевидно, для создания еще большей неразберихи с документами, Глава Федеральной таможенной службы подписал Приказ N 350 от 1 апреля 2008 года об обязательном согласовании проектов решений таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и контроль, с подразделениями собственной безопасности. То есть без визы УСБ ФТС не может выйти ни один “внешний” документ таможни. Но пока эту визу получишь, груз на складе или сгниет, или такая сумма за хранение накрутится, что дешевле сразу «дать» – т.е. договориться цивилизованно. Вот и получается, что практически каждый импортер регулярно совершает преступление, описанное 291 статьей УК — «Дача взятки». Статья, о которой, видимо, не знают в таможне.
Таможня это отдельное государство в государстве. Таможне дано право самостоятельно устанавливать свой порядок. Порядок, при котором деньги мимо кармана таможенника не пройдут.
Хотя, если у вас есть разрешение «от самого» – тогда, конечно, расклад другой. За примером далеко ходить не надо: глава ФТС, покусившийся на экспортируемый «Газпромом» газ был быстро поставлен на место Премьером. Но Премьера на всех не хватит – он один, а нас много. Кто ж защитит обычного участника ВЭД? Кто поможет, когда руководство ФТС дает негласное указание о замедлении процесса растаможки автомобилей, чтобы сорвать куш после повышения пошлин на ввозимые машины? Кто поможет клиенту, у которого сорвалась сделка из-за того, что таможенники не пропустили товар, вес которого указан не до сотых долей грамма, как того требует российское законодательство, а только до десятых, как оформила Торгово-промышленная палата (http://mfrj-blog.livejournal.com/)?
Вот и бегают простые смертные от одного окошка к другому, пытаясь как можно быстрее получить документы на груз, а работники таможни спят спокойно. Жалобы на работников таможни писать можно, но кидать, вероятно, придется в ту же урну. Да хоть обжалуйтесь и обкричитесь! Деятелям из ФТС абсолютно безразлично, что участники ВЭД теряют время и огромные деньги из-за бюрократического бардака, разведенного таможней. «Законопослушные» заплатят сразу – непокорные будут долго обивать пороги, а в результате все равно принесут «добровольное» пожертвование, увеличенное за упрямство до пятикратного размера (http://www.novayagazeta.ru/data/2009/004/22.html). Ведь таможенники – волшебники, «одним взмахом пера превращают партию компьютеров в партию зелёного горошка!»
Но сам процесс таможенного оформления продуман четко: каждый шаг участника ВЭД – удар головой об стену. Что окажется слабее: головы или стены ФТС – покажет жизнь.