Хоругвеносцы: “Слобода или Смрт!”
* “Слобода или Смрт!” – “Свобода или смерть!” – лозунг сербских четников.
О настоящем и будущем России, Православия и русского консервативного движения с корреспондентом РИА “Днестр” беседует Координатор Союза Православных Братств Русской Православной Церкви Юрий Агещев:
РИА Днестр: Судя по атрибутам, одежде, знаменам и футболкам “Союза православных братств и Союза Православных Хоругвеносцев “, это организации не только религиозные, но и в какой-то мере политические. Каковы ключевые политические тезисы Ваших организаций? Кого они поддерживают в политике? Можно ли вас позиционировать как продолжателей русской консервативной традиции начала XX века – “монархистов”, “черносотенцев”, то есть тех, кто защищал имперские ценности?
Юрий Агещев: Мы, конечно же, русские Православные – монархисты, и этого никогда не скрывали. Как и свою верность Единой Святой Руси, и государствообразующему русскому народу, которого доныне “почему-то” нет в Конституции России. Черносотенцы ли мы? Да конечно. И гордимся этим, ибо черносотенцами были наши Святые воины – монахи Пересвет и Ослябя , которых благословил Светильник Земли Русской – Преподобный Сергий Радонежский на битву за отчизну, Св.Праведный Иоанн Крондштадтский, наш великий ученый Менделеев и целый сонм Новомученников российских, убиенных богоборцами .
Наш девиз неизменен – “За Веру, Царя и Отечество!”, ибо считаем царскую власть Помазанника Божьего наилучшей формой правления, особенно для России. Эта власть “надмирна”. Она не зависит от “внешних”, а питает внутренне, и возвышает духовно. Именно посему после 1917 года мировой закулисой и был уничтожен Государь – Император Николай Александрович со всей Царской Семьей, после чего началось уничтожение России, русского народа и представителей всех народов, чтущих наши устои.
Что касается того, в политике мы или нет, то здесь я бы ответил так: “мы там, где битва за Русь”. За наши фундаментальные ценности и наш главный критерий – быть в Правде Божией. Мы не пакимолчащие и лжесмиренные обыватели, участвуем во всех мероприятиях, и особо – уличных. Протирание штанов на всяких “съездах”, “конференциях” и т.д. – это не наше, хотя и в оных принимаем участие.
Разгоняли и будем далее разгонять извращенцев, богохульников типа певички “Мадонны”, русофобов и прочей мерзости с нашей родной земли. Что касается нашего проекта “Русский Символ” (далее – РС) – эксклюзивных футболок, – то это настоящий прорыв и преграда наводнившему страну заморскому суррогату.
Этот проект – уникальный и миссионерский, он благословлен лично Святейшим Патриархом Кириллом, еще в бытность его митрополитом Смоленским. Главный дизайнер РС Игорь Мирошниченко все силы и весь свой талант художника отдает сему благому делу. Наши друзья недавно были на Амазонке, и там узрели в одном племени футболку РС (СПХ-СПБ)! Открыть бы еще магазин, близ ГУМа, хоть пока это иной уровень, не наш, тогда бы все “диоры” и “гуччи” канули бы в лету!
Последние, то есть некоторые дизайнеры мира, кстати, уже проявляют большой интерес к продукции РС. Потому как здесь и красота, и дух, чего не хватает их расхристанной и убогой Америке, Европе и миру.
Особенно важным считаю отметить руководящую роль бессменного главы наших организаций (СПБ-СПХ) Леонида Донатовича Симоновича – Никшича , настоящего патриота и человека дела. Он урожденный серб и причем происходит из древнего царского рода Никшичей , причем никогда этим не бравирует. Он настоящий славянин, весьма духовный человек и высокообразованный, окончивший МГУ и Белградский Университет. Ко всему – известный филолог, автор многих острых публикаций, как художественных, так и общественно-церковных.
Фото: Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей Митрополит Иларион и Координатор Союза Православных Братств РПЦ Юрий Агещев.
– В политическом и духовном смысле – кто “враг”, а кто – “друг”? В какой степени для “Союза православных братств” и “Союза Православных Хоругвеносцев” актуальным является т.н. “еврейский вопрос”? Можно ли говорить о некоторых изменениях в этой части идеологии, её отличии от православных политических движений начала прошлого века?
– Было глупо отрицать, что данный вопрос отсутствовал в обществе тогда, и отсутствует ныне. Россия никогда не была страной, где процветал так называемый “антисемитизм”. Это все выдумки либеральной антирусской прессы и, большей частью самих евреев. Не хотелось бы уходить в сии дебри, но роль “малого народа” в кровавом большевистском перевороте в России невозможно обойти. Она очевидна. Так что, полагаю, им уместнее не разглагольствовать о мифическом антисемитизме, а честно признать свои деяния.
Именно об этом я как то напрямую сказал раввину Шаевичу, ибо любовь нашего народа невозможно заслужить причитаниями о холокосте и т.д. Нужны реальные дела. Так что друзья нам те, кто друзья или приятели России, славянству и Святому Православию.
– Русское патриотическое движение середины девяностых, в том числе правые организации, имели своего рода духовные ориентиры, авторитеты. К примеру, для каждого оппозиционно мыслящего русского в тот, не столь отдаленный период, подобную роль исполнял опальный митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн. Кто является для сегодняшних традиционалистов ориентиром, светочем, к чьему наследию аппелируют ваши сторонники?
– Да, это был замечательный Архипастырь – Патриот, который не боялся говорить правду “власть придержащим” тогда в Питере, в том числе и господину Собчаку. Вечная память приснопоминаемому Владыке Иоанну! Глава СПБ-СПХ Леонид Донатович Симонович-Никшич был его духовным сыном. Что касается того, кто ныне является нашим ориентиром, отвечу так: это те, кто верен Святому Православию, славянству, и борется за правду Божию. Это, например, наш друг – митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович), Воислав Шешель, находящийся в тюрьме Гаагского “трибунала”, Радован Караджич , генерал Младич и многие другие достойные люди.
– Что такое современный русский национализм с православной точки зрения?
– Это любовь к своей Родине, отчизне, и верность Святому Православию. Любовь и верность русской нации и, отнюдь, не призывы “уничтожать всех иных”. Масса людей в России и мире ощущают себя русскими и по духу, и по мировоззрению, хотя они и “иные” по национальной принадлежности. Мы протягиваем им руки, и таковые – наши братья во Христе. Ныне немало “националистов” – язычников и тому подобных, но этот путь губителен, он не наш.
Фото: Москва, глава СПБ -СПХ с соратниками, акция против концерта Мадонны
– Если набрать в поисковике название организации “Союз православных братств” и “Союз Православных Хоругвеносцев” , то первым делом в Топ выскакивают информсообщения о всевозможных столкновениях с геями и другие радикальные, на первый взгляд, акции. В соседних с Приднестровьем регионах этим занимаются, как правило, ультраправые организации. К примеру, румынские радикалы из “Noua Dreapta” регулярно выходят на свои шествия против сексменьшинств и абортов, вооружившись иконами и прочей символикой. Насколько актуальна в России эта проблема сейчас, побеждены ли окончательно всевозможные геи, и какие еще проблемы волнуют души романтиков консервативного российского движения?
– Пропаганда мерзости у нас присутствует во многих “сегментах”. У извращенцев есть много покровителей, как в институтах власти, так и в СМИ. Но молчать мы не будем, как не молчали и раньше. Несколько лет назад мы с нашим другом и соратником, тогда депутатом Госдумы России, Николаем Курьяновичем наняли теплоход, и проплыли по Москве – реке, очистив ее и освятив, после “заплыва” там геев и прочей мерзости.
Поддержала нас и неформальная молодежь молодежного центра во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской, который находится на территории храма Св.Сергия Радонежского, где настоятель – известный миссионер Игумен Сергий (Рыбко). На палубе был устроен огромный рок-концерт. Зрелище было незабываемое – теплоход, развевающиеся стяги и хоругви, а на борту – духовенство православное, рокеры, панки и т.д. Событие стало “топовым”, значит наши цели были достигнуты.
Так мы и делаем все наши мероприятия: интересно, красочно, и посему у нас всегда полно СМИ, причем абсолютно бесплатно. Уметь надо доносить идеи до общества! Мы правые, потому что – правы, никаких “ярлыков” не боимся. Хотя нетрудно догадаться, что подобные нашим мероприятия, так и зарубежные, вызывают дикую злобу у так называемого “цивилизованного общества”, давно сошедшего с ума от своих “свобод”, а точнее от вседозволенности.
– В каждой православной стране – своя православная Церковь. У русских – своя, у греков и румын – свои. Чего между ними больше – отличий или общего? Какая из них, на Ваш взгляд, “православнее”, или различия больше связаны с культурными традициями тех или иных мест? Можно ли говорить, что в современном мире православные разделены, и это разделение поддерживается и углубляется искусственно, какими-либо внешними силами?
– Православная Церковь – Вселенская и ЕЁ глава – Христос. Хотя конечно у всех Православных Поместных Церквей есть свои “особенности”. И у Иерусалимской, глава которой Патриарх Феофилакт наградил меня серебряной медалью во имя Апостола Иакова – брата Господня, а также у Сербской Православной Церкви, и у других. Но это не значит , что мы “разные”, мы – братья во Христе, и должны дополнять друг друга , по братски , соборно устранять все проблемы ,а не искать “изъяны”, оставим эту “привилегию” врагам Святого Православия.
Конечно же, “извне” у нас полно недругов, и недавнее объединение Русской Православной Церкви с ее частью в Зарубежье – это огромный удар Православия по всем этим антиправославным силам. Приснопоминаемый Владыка Лавр свершил объединение, и Святейший Патриарх Алексий II. Посему низкий им за это поклон. Ныне они пред Господом, и убежден, молятся о нас всех. Их же “оппоненты” если что-то и могут, так это лишь шипеть из подворотен, прикрываясь фиговым листком лжеблагочестия.
– Известно, что Вы в 1970-х г.г. были в неформальном молодежном движении, и Вас даже называли “Help”. Многие рок-музыканты сегодня, в эпоху т.н. “заката русского рока”, воцерковились и пропагандируют православные ценности. Но при этом по-разному мыслят политически. Кому-то ближе власть, кому-то неформатная оппозиция. Тот же Юрий Шевчук, к примеру, даже участвовал в оппозиционных акциях протеста. На Ваш взгляд, у современной Русской Православной Церкви есть какая-либо четкая стратегия на этот счет для рядовых прихожан, для обычных россиян, которые, в общем-то, и на митинги не особо ходят, да и в Церкви бывают нечасто. Мнение Церкви для них всё равно важно, оно имеет значение. Как не потеряться православному в море политических лозунгов, программ, амбиций политиков? Важны ли для РПЦ гражданские свободы, или Церковь внутренне желает для страны и граждан привычной за множество веков монархии?
– Это правда, в 70-е я был известным бунтарем и романтиком, мы шли против течения, это прекрасная школа и “заквас”. Я доныне остался романтиком и не терплю лжи и компромиссов. Жить с таким багажом нелегко, но иначе не могу, не хочу и не буду. Не могу говорить за всю церковь о ее “политике”, но то, что делает она для народа и молодежи, вызывает у меня уважение, и как могу сему помогаю.
Кстати, никакого “заката Русского рока” не зрю, наоборот, идет его расцвет! Просто страну закормили “попсой”, тупой и разлагающей, равно как, впрочем, и псевдороком – как “отечественным”, так и “заморским”, типа немецкой группы “Рамштайн”, поющей о мерзости, порнографии и прочей скверне. Мне от души жаль ту молодежь, которая не зная немецкого восхищается данной убогой группой.
Кстати, мне довелось недавно общаться с легендарной британской группой Procol Harum и ее лидером Гарри Брукером, и лидерами знаменитой группы Uriah Heep – Мик Боксом и Кеном Хенсли. Это замечательные люди, причем духовные и настоящие рокеры. Они были гостями храма, где настоятель – известный миссионер Игумен Сергий (Рыбко), мой добрый приятель еще по временам молодости. Вот такими пастырями – патриотами сильна Русь, ибо он – миссионер от Бога и честный человек. А наши упоминаемые заморские друзья рокеры лучше понимают Святое Православие и Русь. Это и есть народная дипломатия.
Что до настоящего Русского рока, он есть, просто его от нас скрывают, ибо он ведет к мыслям, и явно многим не выгоден в коридорах власти. А он есть, с прекрасными текстами и музыкой. Один Константин Кинчев с группой “Алиса” чего стоит!
Когда тысячи людей на концерте поют вслед за Констанином “Моя светлая Русь”, мурашки идут по телу от волнения и радости. Да и Юрий Шевчук несет много позитивного, хотя его участие в “маршах несогласных” – это не согласие с этими “несогласными” – ” оппозиционерами”, известными шахматистами и прочими “демократами”, а повод показать свою гражданскую позицию.
Фото: Лидер рок-группы “Алиса” Константин Кинчев на пресс-конференции – в футболке “Русского Символа”.
– Где, на Ваш взгляд, начинается, и где заканчивается Россия?
– Для нас Россия везде, и сие не пафос. Ныне она раздроблена, разворована, но не уничтожима, и воспрянет еще, как птица Феникс. Взмахнет своими мощными крылами от Камчатки до Украины и Прибалтики, от Курильских островов до Америки. Роль России – надмирная и объединительная, надо лишь быть достойными сего и быть со Христом, а значит с ней!
– В Приднестровье живут люди, по прежнему считающие себя частицей некогда великой, единой страны. В душе все мы большей частью – россияне. Многие жители ПМР трудятся в России, многие вынуждены были уехать и в “дальнее зарубежье”. Как сохранить себя православному человеку, если большую часть времени ему приходится находиться по тем или иным делам на чужбине?
– Благодарю за этот вопрос особо. Пользуясь случаем, передаю от нас всех приветствие всем жителям Приднестровья. Время сложное, политобстановка также непростая. Главное – поддерживать единство нашей Матери – Церкви, ни в какую Румынскую и т.д., не вступать. Быть всегда с Россией в голове и в молитвах. А Бог даст, так еще и поживем вместе, для Бога нет ничего невозможного!
– В последнее время часто приходится слышать о неком “межцивилизационном конфликте” между Западом и Востоком. Разумеется, каждому хочется сохранить свою национальную идентичность, свою традицию. Но в остальном – разница между ценностями современной России и ценностями западными – минимальна. В России, как и в Европе, люди хотят жить в достатке, в мире, иметь высокие социальные стандарты, учить языки и путешествовать. Власти России предпринимают усилия, чтобы россияне могли без виз путешествовать в европейские страны. Так ли уж велика разница между современной Европой и Россией? Где конфликт?
– Творцы сего “конфликта” – это правители и политики нынешней “Европы”, а также ряд “наших”, их послушных “клевретов”. Наша власть за последние несколько десятилетий сделала много непростительных ошибок, как вольно, так и невольно. Но есть и там немало достойных людей, которые за Великую Россию, а не за “ценности” деградирующего мира, которые нам навязчиво “экспортирует” мир. Он увы, уже почти принял богомерзкие “правила мироустройста” без Христа, мы же сего не приняли и не примем. Именно в этом и “разница”, и “конфликт”.
– Что такое, на Ваш взгляд, терпимость? Где её границы для православного человека?
– Терпение, как и смирение – дар Божий и награда за наши духовные труды. Что конечно не значит, что надо ко всему быть “терпимыми”. Смиряться надо перед Богом, но не смиряться перед злом.
– Настанет ли когда-нибудь время, когда в мире больше не будет религиозной розни?
– Настанет, конечно. Когда научимся по-настоящему любить ближнего, не лицемерно и лукаво, а от души. Любить не человечество, а как верно заметил Федор Михайлович Достоевский – Человека. Не бесов в облике “человеков”, а человека. Дай нам Господь быть мудрыми, и не судить, но различать злато от плевел.
Главная цель деятельности – укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи.
«В общерусской битве за Россию мы сражаемся на духовном фронте, то есть ведем борьбу через Крестные Ходы, Православные шествия, стояния , Народные Собрания на площадях, у памятников, молебны с участием как можно большего числа Русских людей, объединенных идеей Православия, Самодержавия и Народности», – говорят о деятельности организации её лидеры..
В 1992 году по благословению Владыки Иоанна для организации было освящено первое сакральное “Знамя Священной Войны” в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры, на раке со Святыми мощами Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, в присутствии офицеров Российской Армии и Казачества. Чин освящения совершал архимандрит Платон, профессор Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. Тогда же, в 1992 году мы совершили длительный Крестный Ход на теплоходе по Москва-реке, Оке и Волге, который закончился торжественным обходом Нижегородского Кремля с последующим входом в Кремль с нашими знаменами и хоругвями.
Союз на протяжении более 10 лет проводит Русские Монархические Крестные ходы в Москве на все священные даты, связанные с именем Святых Царственных Мучеников – 15 марта, в день явления Державной иконы Божьей Матери, 19 мая, в день рождения Государя Императора Николая II Александровича, 17 июля, в день изуверского убиения Царской Семьи, и в другие священные и памятные для Русских даты – 21 сентября, на празднование Рождества Пресвятой Богородицы – день Победы на Куликовом Поле, праздник, называемый нами – ДЕНЬ РУССКОЙ ПОБЕДЫ, 14 октября, на Покров Пресвятой Богородицы .
В Москве хоругвеносцы также ежегодно проводят национальные патриотические шествия
19 мая 2007 года, во время торжеств по случаю объединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом, Союз Православных Хоругвеносцев, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, принял участие и украсил хоругвями и знаменами церковную службу при освящении Храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне к югу от Москвы. Это событие Промыслом Божьим совпало с днем рождения Святого Царя-Мученика Николая II Александровича.
Во время празднования 625-летия Куликовской битвы 21 сентября 2005 года на Тульщине, на месте, где произошла эта знаменательная для Русских победа, Союз Православных Хоругвеносцев, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, возглавил Крестный ход с иконой Донской Божией Матери от храма Преподобного Сергия Радонежского до памятника-колонны Благоверного Князя Дмитрия Донского, у которого была отслужена заупокойная лития по всем воинам, на поле бранном убиенным.
На Курских торжествах 20-21 июля 2004 года по случаю 250-летия со дня рождения Преподобного Серафима Саровского, по благословению митрополита Курского и Рыльского Ювеналия, Союз Православных Хоругвеносцев возглавил одиннадцатикилометровый Крестный ход с мощами Преподобного от местного аэропорта до Знаменского кафедрального собора.
Дважды мы были на Русской Голгофе – в Екатеринбурге и на Ганиной Яме. Последний раз – в июле 2003 г., по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, на дни освящения Храма на Крови и 85-ой годовщины ритуального изуверского убиения Святых Царственных Мучеников.
В дни празднования 100-летия со дня прославления Преподобного Серафима Саровского в конце июля – начале августа 2003 г. по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия Союз Православных Хоругвеносцев возглавил многотысячный Крестный ход с мощами Преподобного, который прошел сначала из Дивеева в Саров, а потом из Сарова в Дивеево.
В июле – августе 2002 г. хоругвеносцы совершили поездку в братскую Сербию и Черногорию, где объехали со святым образом Союза – мироточивой иконой Святых Царственных Мучеников – множество храмов и монастырей, совершали крестные ходы, встречались со многими архиереями Сербской Православной Церкви, а также сербскими патриотами-монархистами (четниками).
По благословению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия хоругвеносцы приняли участие в торжествах по случаю прославления в лике святых Святого Праведного Воина-адмирала Феодора Ушакова, которое прошло в стенах Санаксарского монастыря в начале августа 2001 г.
В октябре 2000-го года у стен твердыни Православия на западных рубежах России – Свято-Успенской Почаевской Лавры – во главе с архиепископом Тернопольским и Кременецким Сергием на 500-летие города Почаева, на празднование Покрова Пресвятой Богородицы хоругвеносцы совершили торжественный Крестный Ход с монахами, прихожанами, паломниками и простым Народом.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Тульского и Белевского Серапиона в июне 1999-го года состоялся грандиозный 12-дневный Крестный Ход на 200-летие Тульско-Белевской епархии, который начался с торжественного молебна в селе Монастырщино, рядом с Куликовым Полем, прошел через Тулу и другие 14 городов и поселков Тульской губернии, обошел многие монастыри, скиты, знаменитые пустыни, Макарьевскую Жабынскую пустынь и завершился в Оптиной пустыни, куда мы торжественно входили под колокольный звон.
«В дальнейшем наши Крестные Ходы по городам и весям Святой Руси будут только нарастать. Мы ставим себе задачу пройти всю Россию вдоль и поперёк, от города к городу, от храма к храму, от монастыря к монастырю. Идти поднимать и собирать Русский народ, будить его от гипнотического сна. Идти навстречу восходу Русской Православной Самодержавной России. Не молчать и бороться со всякой скверной!», – уверены лидеры организации.
* * *
Юрий Агещев родился в Москве в 1957 году в семье верующих православных людей. Его дед служил протодиаконом в Тульской губернии, а отец был певчим в храме Всех Святых на Соколе в Москве. В советские годы был активным участником бунтарского неформального молодежного движения и был известен в этой среде под именем «Хелп». В конце 80-х трудился церковным администратором в Елоховском кафедральном соборе г. Москвы. С 1991 года на протяжении более десяти лет был помощником настоятеля московского храма Святой Троицы в Листах, что на Сретенке. Активно помогая в деле восстановления храма, привлекал благотворителей, лично руководил работами по восстановлению трех иконостасов. В начале 90-х работал в отделе внешних церковных связей Русской Православной Церкви, а также иподиаконствовал.
Автор многих публикаций на церковные и общественно-политические темы в газетах Труд, Независимая газета, Русский вестник, журнале Русский Дом, в зарубежных изданиях – сербском журнале Свети Гора, церковной прессе Русской Православной Церкви Заграницей (США) и т.д. Инициатор, организатор и участник многих острых дискуссий в телепередачах Времечко, Максимум, Слушается дело, Профессия – репортер и т.д.
Разъясняя позицию православно-патриотической общественности, выступал против: аморального фильма «Даун Хаус», отмены графы «национальность» в паспортах, визита папы римского на Украину, антицерковных кампаний в СМИ и др.
Является координатором и одним из старейших членов Совета Союза Православных Братств и соратником Союза Православных Хоругвеносцев. В 2006 г. работал в должности советника по церковным вопросам депутата Государственной Думы РФ, члена комитета по безопасности Николая Курьяновича.
«Юрий Агещев последовательно защищает интересы Русской Православной Церкви и Русского народа, выступает горячим сторонником объединения Русской Церкви, поддерживает активную православную миссионерскую деятельность, в том числе среди неформальной молодежи, участвует практически во всех значимых уличных акциях православно-патриотической общественности, поддерживает контакты с представителями поместных Православных Церквей и православных народов», – по материалам российских СМИ.