Греция потянула евро на дно
Лидеры стран Евросоюза заявили вчера, что Грецию в беде не бросят, поддержат. Но пока неясно, чем. Мол, она сама о помощи не просила, значит, пока и говорить не о чем. Как будто и так не видно, что помогать надо: бюджетный дефицит Греции составляет 12,7% ВВП (что в 4 раза выше допустимой в ЕС нормы), а внешний долг – €300 млрд (в 10 раз больше, чем у Украины, между прочим). Пойди догадайся, что нужно помочь. Как говорил царь Иван Грозный в известном фильме: «Как же тебя понимать, коли ты не говоришь ничего?».
Председатель Европейского совета (президент ЕС) Херман Ван Ромпей заявил на итоговой пресс-конференции, что лидеры союза «направили Греции ясный сигнал солидарности». При этом они не конкретизировали, в чем эта солидарность выразится, и ограничились политическим заявлением.
Перед саммитом были надежды, что на вопрос о поддержке Греции будет дан более определенный ответ, и снижение курса евро остановится. Но, поскольку неясность осталась, падение европейской валюты продолжилось. Рынки восприняли решение ЕС как сигнал для выхода из зоны евро: курс единой валюты Евросоюза к доллару на торгах во Франкфурте вчера снизился на 0,7% – с $1,38 до $1,37 за €1, официальный курс евро к рублю снизился на 15 коп.
Возможно, это был запланированный эффект. ЕС выгодно понижение курса собственной валюты – это повышает конкурентоспособность его товаров. Все последние годы в ЕС бились над решением этой проблемы и не находили его. А тут с Грецией «подфартило». Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Однако здесь важно не пропустить ту грань, за которой может начаться паника на финансовых рынках.
Детали программы помощи Греции должны быть проработаны не позднее вторника, сообщило вчера агентство Reuters со ссылкой на неназванного представителя Испании. На вторник, 16 февраля, назначено заседание министров финансов ЕС. В качестве вариантов рассматривается как возможность покупки облигаций Греции госбанками зоны евро, так и кредиты, пишет «Коммерсантъ». Как сообщил ранее премьер-министр Польши Дональд Туск, «это могут быть добровольные кредиты, кажется, это будет лучший выбор».
Нам кажется, что Дональд Туск имеет чрезмерно романтичные взгляды на мировые финансы и путает кредиты с пожертвованиями. Добровольными бывают именно пожертвования, а кредиты выдаются или из желания получить прибыль, либо под давлением обстоятельств. Сейчас наблюдается именно второе. Проблемы Греции могут обернуться проблемами всей еврозоны, а во что обойдется мировой экономике ее теоретически возможный крах, пока никто не подсчитывал. Если же он произойдет, то может сказаться на ней посильнее падения нефтяных цен в 2008 году.
Возможно, остерегаясь проблем Евросоюза в будущем, Китай отказался от приобретения греческих облигаций, хотя и намекнул в момент их появления на рынке, что был бы готов купить в большом объеме облигации всего Евросоюза, если бы таковые существовали. Некоторое время эта идея обсуждалась в европейских финансовых кругах, как вариант помощи Греции. Затем решено было подобную бумагу все же не выпускать, а склонить к покупке греческих облигаций Германию и Францию.
Китай же тем временем пересмотрел свою позицию даже по отношению к американским бумагам. Коммунистическая партия Китая дала указания управляющим подконтрольных государству фондов выводить средства из рискованных американских активов, оставив в портфелях лишь гособлигации США и бумаги ипотечных агентств, пишет Daily Telegraph со ссылкой на Asia Times. Это знак, что Китай страхуется на случай новых проблем на глобальных рынках.
Сообщение из Пекина является знаком, что с состоянием рынка не все в порядке. «Когда самый большой инвестор в мире стал не склонен к риску – это то, что вы замечаете. Мы думаем, что это может стать новой темой для рынков в среднесрочной перспективе», – сказал валютный специалист BNP Paribas Ганс Редекер. Директива касается китайского Государственного управления по валютному рынку (State Administration of Foreign Exchange, SAFE) и банков, контролируемых государством. Вместе у них около $3 трлн иностранных активов.
Что же касается Греции, то помощь ей останется внутренним делом зоны евро: страны ЕС, не участвующие в соглашении о единой европейской валюте, не присоединятся к помощи Афинам. В частности, Великобритания не будет помогать Греции. Об этом вчера вновь заявил глава казначейства Алистер Дарлинг, пояснив свою позицию ожидаемым дефицитом британского бюджета в 9%.
Вообще странное это образование, Евросоюз. Громоздкое, плохо управляемое, таящее в себе непросчитанные риски. И особенно его ядро – еврозона. Кризис показал, что в неблагоприятных условия каждая страна, входящая в него, оказывается более уязвимой, чем если бы была сама по себе. А все из-за желания составить конкуренцию доллару как мировой резервной валюте. На некоторое время это получилось, но лишь до первого серьезного испытания, которое показало, что минусы от такого союза могут перевесить плюсы. Впрочем, не будем делать поспешных выводов и прислушиваться к голосам тех европейских экономистов, которые заявляют, что евро – мертвая валюта и у нее нет будущего. Подождем развития событий.
Пока же стало известно, что у Евросоюза появилась еще одна управляющая. Германия и Франция достигли единодушия в вопросе о создании европейского экономического правительства. По предложению канцлера Ангелы Меркель и президента Николя Саркози главы государств и правительств 27 стран ЕС будут впредь играть роль экономического правительства при согласовании вопросов, касающихся реализации новой общеевропейской стратегии экономического роста. Саркози отметил, что в ходе внеочередного саммита ЕС в Брюсселе, прошедшего в четверг, 11 февраля, против этого предложения не выступил никто. ФРГ и Франция многие годы конфликтовали по поводу экономического правительства. В Париже хотели, чтобы такой орган стал своего рода противовесом Европейскому Центробанку (ЕЦБ), однако Германия усматривала в этом посягательство на независимость ЕЦБ и решительно отвергала данную идею.
В принципе, в перспективе можно было бы вовлечь каждого жителя Евросоюза в какой-нибудь управляющий орган. Большому союзу – большую управленческую структуру.