Site icon ИА Русские новости

Готова ли власть вооружить народ, в том числе протестующий?

Готова ли власть вооружить народ, в том числе протестующий?


 Легализация короткоствола в условиях растущего недовольства властью создаст ей новые проблемы


Идея легализации стрелкового оружия врывается в общественное сознание последнее время все чаще. KM.RU также неоднократно обращался к этой теме – см., например, наш спецрепортаж «Легализация огнестрельного оружия в России: за и против».


«Право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации» (ФЗ «Об оружии», ст. 13).


 Для правоохранительных органов это, понятно, сигнал нерадостный: стало быть, не надеется на них обыватель. С другой стороны, быть может, облегчится работа оперативников: ведь, если верить авторам идеи, свободное обращение такого оружия заметно улучшит криминогенную обстановку.


 Вообще этот аргумент у сторонников легализации магистральный, и берется он не с потолка, а у сухой и беспристрастной статистики. В странах с легализованным огнестрелом в разы сократились (по сравнению с временами до легализации) случаи тех же разбойных нападений и изнасилований. Механизм, как указывают сторонники свободного оборота короткоствольного оружия, прост: преступник предполагает, что у его жертвы может быть оружие, и предпочитает не рисковать. Аргумент, надо сказать, небезупречный, поскольку он не распространяется на откровенных отморозков, которым часто просто нечего терять. Но абсолютного решения проблемы никто ведь и не обещает.


 Главный контраргумент противников легализации – та же сложная криминогенная обстановка, накладывающаяся на общее социальное неблагополучие. Бытовые ссоры, утверждают они, будут все чаще заканчиваться огнестрельными ранениями, да и вообще – мало ли неуравновешенных персонажей бродит по нашим улицам? В общем, может, разбоев станет и меньше, а трупов – больше, стращают противники короткоствола. Надо признать с прискорбием, что и они берут свои доводы не с потолка. Достаточно вспомнить эпизоды с обстрелами общественного транспорта из травматики и совсем недавний случай, когда подвыпивший москвич палил с балкона по окнам жилых домов и по балконам, зримо множа при этом противников легализации. Хорошо ведь рассуждать отстраненно, но когда «пуля-дура» попадает в окно твоего дома или в автобус, в котором ты едешь, сложно судить о проблеме взвешенно.


 Но сторонники легализации и не спешат идеализировать наше общество, потому пока и нет речи даже о готовом законопроекте. Пока что экспертное сообщество подготовило доклад, который и будет озвучен 24 июля вице-спикером Совета Федерации Александром Торшиным перед коллегами-сенаторами, думскими депутатами, членами Общественной палаты, а также представителями стрелковых клубов. Доклад будет также представлен в Администрацию Президента на ознакомление Владимиру Путину.


 Собственно, главная интрига – именно отношение к данной новации самого президента. До сих пор он его не высказывал, но, надо полагать, момент оглашения главой государства своей позиции уже не за горами. Но не за горами и, как предрекают некоторые социологи, обострение общественных настроений, радикализация и без того достаточно наэлектризованного протеста. И каким он станет к моменту принятия соответствующего закона, сегодня можно лишь гадать.


О том, как продвигается в экспертных и законодательных кругах работа над легализацией короткоствола, в беседе с обозревателем KM.RU рассказала один из авторов готовящегося экспертного доклада – федеральный координатор движения «За расширение прав граждан на владение короткоствольным нарезным оружием «Право на оружие» Мария Бутина:


 – На сегодняшний день представлен экспертный доклад, задача которого – подготовить гражданское общество и власть к будущему законопроекту. В докладе достаточно подробно исследуются вопросы социальных положительных последствий возможного введения в оборот короткоствольного оружия, также указывается на позитивные экономические последствия для отечественного рынка оружия. О самом же законопроекте говорить пока рано, пока что предполагается еще и второй экспертный доклад с дополнениями и поправками к первому, и здесь уже задача самого гражданского общества активно подключиться к работе, вносить свои предложения, поскольку на сегодняшний день вопрос нуждается в достаточно детальной проработке. Логично, чтобы и сами владельцы оружия приняли активное участие в обсуждении.


 Думаю, что сама легализация короткоствола – это лишь вопрос времени, пока же с помощью экспертных докладов будет проводиться «подготовка почвы». Но я надеюсь, что само принятие закона случится в самое ближайшее время, поскольку прозвучало уже достаточно весомых аргументов «за» от авторитетных специалистов в области права, криминалистики, военного дела. Все-таки должно главенствовать именно научное обоснование, а не эмоции, что, мол, граждане перестреляют друг друга. Конечно, будет нужна и работа с депутатами, с сенаторами.


 Рассматриваются разные варианты. Если мы посмотрим на опыт Эстонии, Латвии или Литвы – у них процедура получения разрешения на огнестрельное оружие действительно аналогична получению водительских прав: оно делится на несколько категорий, на каждую из которых нужно сдать свой экзамен. Будет ли так же в России – пока сложно сказать, но, естественно, речь не идет об абсолютно свободной продаже короткостволов, как об этом пишут некоторые СМИ. Речь все же идет о том, что приобретать такое оружие смогут совершеннолетние дееспособные граждане с погашенной судимостью, в идеале – без таковой вообще.


 Предполагаются обязательные курсы по обучению с последующим экзаменом. На сегодняшний день стрелковая инфраструктура в России достаточно активно развивается, и задача этого закона – в т. ч. и улучшить существующую ныне процедуру по регистрации тиров и стрельбищ, поскольку она сейчас несовершенна. Таким образом будет увеличено количество спортивных объектов, и вполне можно будет проводить на них обучение тех, кто пожелал приобрести оружие.


В свою очередь, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, политолог Павел Салин сомневается, что власть пойдет на легализацию короткоствольного оружия:


 – Опасность для власти тут существует вполне определенная, поскольку она в последнее время дает все больше поводов для недовольства. Есть, в конце концов, моральная усталость населения от власти. Достаточно вспомнить недавнюю ситуацию в Крымске, когда местные власти, продемонстрировав полную неспособность в борьбе с последствиями стихии, едва ли не в первую очередь просто потребовали от населения сдать все огнестрельное оружие под надуманным предлогом: дескать, оно может стать добычей мародеров.


 Если и раньше для власти, с учетом российской исторической традиции, свободное обращение оружия было большим вызовом, то в нынешней политической ситуации это становится вызовом еще бóльшим. Так что Торшин пытается сейчас (не знаю уж, с какой целью) плевать против ветра, поскольку его инициатива в сложившейся ситуации работает скорее против власти.

Exit mobile version