Господствует стереотип, что через Польшу – в Европу, а через Латвию и Эстонию – на Северный полюс
«Связи Литвы и Латвии все еще слабые. В начале независимости была сформулирована концепция, которая звучит у меня в ушах – наш путь в Европу лежит через Польшу. А куда можно попасть через Латвию и Эстонию? На Северный полюс», – говорил в ходе дискуссии о сотрудничестве Литвы и Латвии в литовском Сейме профессор Вильнюсского университета З.Буткус.
По словам ученого, для сотрудничества трех государств у обществ стран Балтии нет благоприятного настроя, видимо, все еще господствует большая часть стереотипов. По его словам, в Литве постоянно делается акцент на том, что у латышей и эстонцев не было своего государства, литовцы трактуют латышей, как не освободившихся от воздействия Москвы.
«Везде делается акцент на том, что у Литвы была государственность – Великое княжество Литовское, а у латышей и эстонцев ее не было. Но латыши и эстонцы могут возразить, что они столкнулись с вассальными связями с немцами, а мы – с поляками. Поэтому сегодня ситуация одинаковая», – говорил декан исторического факультета ВУ.
В межвоенный период разошлись взгляды на угрозу
Сравнивая условия для сотрудничества стран Балтии в межвоенное время и сейчас, З.Буткус утверждал, что главным препятствием для сотрудничества в межвоенное время были разные взгляды на угрозу и союзников. Для Литвы главной угрозой была Польша, а союзником – СССР, в то время как для латышей и эстонцев казалось, что главной угрозой были СССР и Германия, а Польша могла стать союзником.
«Литва потеряла Вильнюс, нужно было сохранить Клайпеду – были так называемые вильнюсская и клайпедская проблемы, которые мешали сотрудничать. Латвия и Эстония полагали, что Польша также может быть союзником, а для Литвы Польша была главным врагом, тогда как Советский союз – союзником в попытке защититься от Польши. Поэтому политическая ориентация была разной», – говорит историк.
«Латыши и эстонцы думали, что наибольшая угроза может возникнуть со стороны Советского союза или Германии, тогда как Литве казалось, что уже сегодня она есть со стороны Польши. Антанас Сметона и Аугустинас Вольдемарас утверждали, что со стороны России угроза возникнет возможно лет через сто, а сейчас опасна Польша. (…) А сейчас другие условия – нет ни Вильнюса, ни Клайпеды, страны Балтии могут тесно сотрудничать», – добавил он.
На вопрос, пользуются ли страны Балтии благоприятными обстоятельствами для сотрудничества в данный момент, З.Буткус рассуждал, что литовцы смотрят на такое сотрудничество скептически.
«Мы на самом деле не пестуем дружбы, наоборот, смотрим скептически. Но в этом случае психологи могли бы рассказать, почему мы привыкли потворствовать большим государствам и хотим как-то наверстать, показать величие в отношении латышей и эстонцев», – говорил профессор в разговоре о недавней инициативе Литвы стать лидером в регионе Восточной Европы.
Внедренные советами стереотипы: латыши и эстонцы – лакеи поляков, литовцы – отсталые
По мнению З.Буткуса, нынешнее сотрудничество Литвы, Латвии и Эстонии является слабым по нескольким причинам: внешнее воздействие, слишком плохая защита политического процесса от этого воздействия и исторические стереотипы. По его убеждению, факт, что литовцы – католики, а латыши и эстонцы – протестанты, не имеет решающего воздействия на сотрудничество стран.
«Основной фактор в том, что мы выбрали довольно неважную власть. Мало участвуем в выборах и не обладаем механизмом, как защитить политический процесс от внешнего воздействия, не знаем, кто финансирует политические партии, политиков», – утверждал профессор.
Кроме того, по его словам, различные стереотипы прошлого, которые влияют на нас и в нынешние времена, были отчасти сконструированы советами. По его утверждению, советы для каждой страны подготовили отдельную подстрекательскую программу, поэтому латышей и эстонцев противопоставляли литовцам как польских лакеев, а Литву эстонцам и литовцам называли отсталой аграрной страной.
«Даже в межвоенное время внешними силами специально был внедрен взгляд, что латыши и эстонцы являются польскими лакеями. (…). Для каждой страны советы подготовили подстрекательскую программу. Нужно было внедрить мысль, что литовцы – отсталые, абсолютно отсталая страна, там нет даже канализации, невозможно вообще сотрудничать и вообще это не самостоятельный, крестьянский народ», – добавил он.