Глобальные спекуляции и растущие цены на продовольствие.
Генри Киссинджер однажды сказал, что тот, кто контролирует продовольствие, тот контролирует людей. Другими словами, любой сдастся, когда увидит своих детей голодающими. Именно таким методом правительство США покорило американских индейцев, уничтожив бизонов, являвшихся источником пищи, вместо этого раздавая пищу в резервациях. Британское правительство сделало то же самое, чтобы покорить бурскую республику в Южной Африке, загоняя гражданское население в концлагеря и заставляя его голодать. Сегодня международные картели используют свой контроль над глобальным продовольственным снабжением для получения огромной прибыли. В мире существуют шесть крупных корпораций, которые контролируют покупки и продажи сельскохозяйственной продукции: Cargill, Kraft, Bunge & Born, ADM (Archer Daniels Midland), Nestle и General Mills.
Цены на продукты питания устанавливаются на биржах в Чикаго, Нью-Йорке и Лондоне. Некоторые страны защищают свое население от спекулятивных цен на основные продукты питания путем ограничения экспорта своей сельскохозяйственной продукции до тех пор, пока внутренний спрос не удовлетворен полностью. Такая политика имеет ясную и законную цель: стабилизация внутренних цен и обеспечение питанием собственного народа. Внутренние цены являются неудобным свидетельством реальных цен и предохраняют от полного международного контроля над рыночным ценообразованием. 22 января министры сельского хозяйства из 50 стран встретились в Берлине, чтобы обсудить рост цен на сырьевые товары на международном рынке во второй половине 2010 года. До ассамблеи директор Всемирной торговой организации (ВТО) Паскаль Лами (Pascal Lamy), заработал очки в глазах глобальных продовольственных картелей, нападая на ограничения на экспорт. Без сомнения, надеясь, что картели возьмут его на работу, когда он уйдет со своего теперешнего поста, Лами объясняет рекордно высокие мировые цены на сельскохозяйственную продукцию экспортными ограничениями, которые ввели некоторые страны.
Его обвинения являются классическим случаем софистики – искажение истины при помощи ложных аргументов. “Экспортные ограничения являются первопричиной текущего и ранее отмеченных скачков мировых цен на продовольствие, поэтому страны должны найти другие способы для обеспечения внутренних поставок”, — сказал глава ВТО. “Экспортные ограничения приводят к панике на рынках, когда различные участники торговой деятельности видят, как цены растут со сверхзвуковой скоростью”, — добавил он. Г-н Лами нелогично игнорирует тот факт, что резкое повышение цен на сельскохозяйственные товары, как сообщала три недели назад Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), не может быть вызвано таким контролем, который использовался всегда. Такой контроль, как он признает, вводится для обеспечения бесперебойного снабжения питанием населения стран-производителей и, хотя Лами не сказал об этом, также для стабилизации внутренних и в некоторой степени международных цен на сельскохозяйственную продукцию. Этот последний пункт очень раздражает представителей картелей, которые доминируют в международной торговле пищевыми продуктами. После атаки на экспортные ограничения г-н Лами заявил, что страны-экспортеры должны искать другие способы обеспечения своих собственных граждан продуктами питания.
Вот тут его предложения по поиску других путей являются заведомо ложными. Лами призвал к увеличению глобального производства продуктов питания, “больше социальной помощи, больше продовольственной помощи, больше поставок продовольствия и …освобождение гуманитарной помощи от экспортных ограничений”. Давайте посмотрим сначала на призыв к увеличению глобального производства продуктов питания. Страны, которые сегодня должны импортировать продовольствие, чтобы прокормить себя до того, как свободная торговля и экспортные дотации богатых стран разорили их фермеров кормили себя сами. ВТО несправедливо позволяет субсидии в некоторых странах и запрещает в других. Увеличение производства в странах, субсидирующих свой экспорт, усугубило сельскохозяйственный кризис в странах Третьего мира. Кроме того, высокие цены в этом случае не станут стимулом для увеличения производства продуктов питания, потому что они не находятся в зависимости от спроса, который является относительно стабильным, и рост цен не приносит прибыли производителю. Спекулянты и те, кто манипулирует ценами, – вот кто извлекает выгоду из внезапных скачков. Увеличение производства продовольствия может стабилизировать цены только тогда, когда это произойдет в тех странах, которые потеряли свою самостоятельность в области сельского хозяйства. Для этого необходимо ликвидировать экспортные субсидии и другие вещи, искажающие цены на сельскохозяйственную продукцию. Лами также призывает к увеличению продовольственной помощи.
Продовольственная помощь исторически играла важную роль в уничтожении местного производства пищевых продуктов, была инструментом для вытеснения и уничтожения местных фермеров. Есть случаи, когда продовольственная помощь проявляется в виде импортных квот, например, Гватемала вынуждена принимать часть “помощи”, которая ей не нужна. Другим примером является Гондурас, который до урагана “Mitch”был самодостаточным в области производства риса . Стихийное бедствие открыло ворота для тысяч тонн американской “помощи” рисом, производство которого в США субсидируются на 80%. Цены упали и убили отечественного производства. Наконец, случай Гаити, который теперь уже ставший притчей во языцех потому, что президент Билл Клинтон признал свою вину в разрушении гаитянского сельского хозяйства посредством выделения США продовольственной помощи “manu militari” и вынуждения гаитянского правительства, соблюдая предписания МВФ, снизить пошлины на рис с 35 % до 3%. Кажется, что все эти факты прошли бесследно для г-на Лами. Лами кратко сформулировал свой взгляд на проблему роста цен на продовольствие: “Глобально, вероятнее всего то, что мы увидим в качестве результата Доха-раунда, будет увеличение производства продовольствия там, где это можно сделать более эффективно”. Очень маловероятно, что Доха-раунд когда-либо достигнет этой цели. Условия Дохи были приняты развивающимися странами только из-за обещания ликвидировать субсидии, которые искажают цены на сельскохозяйственную продукцию. Но переговоры зашли в тупик, поскольку богатые страны не хотят сокращать субсидии и требуют еще более открыть рынки для их экспорта, требуют больших уступок в вопросах интеллектуальной собственности и услуг, а также требуют резко сократить пространство национальной экономической политики.
Пищевые спекуляции
МВФ требует жесткой экономии бюджетных средств от тех европейских правительств, которые развалили свои экономики погашением долгов частных банков, но не замечает субсидий в общей сельскохозяйственной политике ЕЭС. Так же поступает новое республиканское большинство в Конгрессе США, не упоминая субсидии фермерам или экспортные субсидии, когда просят сокращения государственных расходов. Проблема не в самих субсидиях, а в том, кому они предназначены – транснациональные пищевые гиганты получают огромную прибыль от этих субсидий.
Вместо того, чтобы проанализировать влияние этих субсидий, МВФ по-прежнему рекомендует строгие меры по искоренению политики протекционизма в то время, когда существует резкий рост цен на продукты питания и безработица. Мы наблюдаем рост глобального обнищания, вызванного практикой, когда обогащаются банкиры и сырьевые спекулянты. Г-н Лами и члены G-20, которые негативно отзываются об экспортных ограничениях, должны более внимательно взглянуть на влияние спекуляций на рост цен и обратить внимание на причины, являющиеся основой роста цен. Однако на своем заседании они демонстративно даже не упомянули о спекуляциях. Экономическая теория говорит, что цены следуют закону спроса и предложения. Пока у человека только один желудок, не может быть резкого увеличения спроса на продовольствие. Может быть, вы слышали в 2008 году сказку, что цены на зерно выросли из-за производства этанола. Этот аргумент был признан не объясняющим внезапное повышение цен. Не было увеличения производства этанола, и цены на зерно упали так же быстро, как и выросли, без всякого увеличения сельскохозяйственного производства.
Ясно, что голод и страдания миллиардов людей в 2008 году – дело рук жадных спекулянтов. Основные средства массовой информации не утруждают себя проверкой информации и повторяют все, что приходит сверху. Засухи и наводнения не являются основными причинами роста мировых цен на продовольствие. Не являются ими и экспортные ограничения. Всплески цен происходят из-за манипуляций на сырьевых рынках, где устанавливаются мировые цены. Физическое наличие товара не является даже необходимым для создания цены, потому что реальные товары не всегда должны покупаться, продаваться или поставляться, хотя их цены указываются на биржах. Списки, как правило, основаны на индексе товарных фондов, которые являются ставками на стоимость того или иного сельскохозяйственного продукта. Торговля координируется между институциональными брокерами, финансовыми учреждениями и глобальными коммерсантами.
Они делают свои ставки на рост или падение стоимости конкретного продукта, а затем воздействуют на цену, чтобы выиграть. Чтобы получить прибыль, достаточно продать опционы, на самом деле не владея существующим где-то продуктом. Спекулянты получают прибыль не только когда цены растут, они могут сделать ставку и получить прибыль, когда цены на сырьевые товары падают, это так называемые “короткие продажи”. С 2006 по 2008 год цены на сырьевые товары ужасно выросли, особенно на рис, пшеницу и кукурузу. Тонна риса выросла с $ 600 в 2003 году до 1800 долл. США в 2008 году. После народных волнений по всему миру, цены упали так-же быстро, как и поднялись. Еще одно доказательство того, что причина не связана со спросом и предложением. Нынешний кризис выглядит еще хуже. В последнем докладе FAO говорится, что цены на зерновые во второй половине 2010 года выросли на 32%, а сводный индекс цен на сахар, мясо, молоко, зерновые и масличные культуры, в декабре превысил уровень 2008 года. Если спекуляции не остановить, то на этот раз беспорядки будут и в Европе.
Роль доллара
Основная причина нестабильности цен – слабость доллара. Валюта, которая девальвировала на 400% в отношении золота и на 60% по отношению к швейцарскому франку всего за четыре года не может иметь коммерческой ценности. Девальвация доллара вызвала снижение покупательной способности всех зарплат, пенсий и фиксированных доходов в мире, но и фактическое сокращение всех долларовых долгов. Таким образом, недопустимо, что страна с наибольшей в мире задолженностью является гарантом стабильности в международной торговле. Эта ситуация, постепенно ухудшается начиная с 1971 года, когда Соединенные Штаты Америки объявили дефолт по своим долгам, и отреклись от золотого стандарта. Общая сумма долларов и долларовых ценных бумаг, выпущенных с тех пор Федеральной резервной системой и финансовыми институтами поддерживаемыми ФРС, превосходит не только ВВП США, но и даже мировой валовый продукт. Это долг не может быть выплачен. Единственный способ обрести стабильность цен и начать восстановление мировой экономики – отказаться от доллара, найти более более подходящий денежный стандарт, и дисциплинировать работу финансовых и товарных бирж Лондона, Нью-Йорка и Чикаго.
Вот что в следовало бы рассмотреть лидерам государств на встрече в Давосе, но они этого не сделали. Вместо этого они сосредоточились, как всегда, на рецептах поддержания своего немедленного и эксклюзивного процветания в этом мире резких контрастов.