Геноцид коптов в Египте: “вернуться домой – значит, быть убитым”
С начала 2013 года в Москве находится несколько семей коптов – христианского меньшинства Египта. Их временным приютом стал офис правозащитного движения “Гражданское содействие”. В комнате, где живут копты – стол и несколько стульев. Нет ни кроватей, ни раскладушек. Вместе со взрослыми – дети – груднички. Русским языком не владеет никто, общаются через переводчиков. Но копты рады и этому. “Лучше такая жизнь на чужбине, чем гибель на родине”, – говорит Самих Микаил, беженец – копт. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM он рассказал о нынешнем положении коптов в Египте.
В начале “арабской весны” копты поддержали “Братьев мусульман”. На выборах президента многие копты голосовали за Мурси. Почему же сейчас копты покидают свою страну?
Копты не голосовали за Мухаммеда Мурси. Более того, во время президентских выборов коптов не пускали к избирательным участкам. В Порт-Саиде, Мансуре, Каире каждый участок был оцеплен вооруженными отрядами армии и полиции. Они проверяли документы, всматривались в лицо, и если опознавали копта, поворачивали его обратно. Потом на весь мир было объявлено, что копты на выборах президента Египта якобы поддержали “Братьев мусульман” и Мухаммеда Мурси. Это была ложь.
“Братья мусульмане” получили поддержку коптов благодаря хитрости. Осенью 2011 года, во время выборов в парламент, у салафитов была идея возродить средневековую практику джизьи – подушного налога с немусульман. В программных выступлениях салафитов говорилось: или копты платят джизью, или уезжают из страны, а если не платят и не уезжают, то их уничтожают. Представители “Братьев мусульман” говорили коптам: если не поддержите нас, то салафиты так с вами и сделают. Поддержите нас, и мы гарантируем вам защиту”. Копты поверили “Братьям мусульманам”, и салафиты на выборах в парламент заняли только второе место. Потом мы узнали: намерение взимать налоги с коптов было предвыборным ходом салафитов, чтобы обеспечить себе голоса избирателей – мусульман. Сейчас копты джизью не платят. С ними делают другое. Их избивают среди белого дня, поджигают их дома, просто убивают. Молоденьких девушек похищают и увозят в неизвестном направлении. Египет хотят очистить от коптов.
Каким образом проходит “очищение” Египта от коптов?
В городе – одним способом, в деревне – другим. В египетских деревнях живет мусульманская беднота – основные сторонники радикальных исламистов. Как нападают в египетских деревнях на коптов? Например, в мечети появляется воинственный исламист и зовет своих единоверцев сжечь коптский дом вместе с его обитателями. Под этот призыв собираются остальные сельчане, жгут коптов прямо в их домах, и это преступление остается безнаказанным. Малограмотные сельчане винят во всех бедах Египта одних коптов. А почему? Потому что копты были сторонниками Насера, Садата, Мубарака. Эти правители Египта защищали права коптов как религиозного меньшинства и преследовали исламистов. В отместку за это, исламисты натравили на коптов малограмотную сельскую бедноту.
В египетском городе – другая социальная среда. Еще со времен Мухаммеда Али-паши у коптов было особое место в египетских городах. А во времена Насера копты стали интеллектуальной и финансовой элитой Египта. Мы пользовались уважением среди арабов, у многих из нас были друзья – мусульмане. Мусульман – горожан даже сейчас не так просто мобилизовать на коптский погром, потому что у горожанина – более широкий кругозор. Коптов в городах выживают “по – тихому”. Например, банда совершает налет на коптский дом, уносит оттуда все ценное и оставляет записку: “уезжайте, или мы вас убьем”. В конце февраля 2011 года в Асьюте такая банда зарезала в собственном доме священника Дауда Бутроса. Еще раньше, на Рождество 2011 года, в Наг Хаммади была расстреляна группа коптов, которая шла со службы. Рядом с ними остановилась машина, откуда исламист расстрелял безоружных христиан из автомата. Коптов уничтожают, а полиция этого не замечает. Копты бегут со своей родины. Сейчас, в период волнений в Каире и Порт-Саиде, миграция коптов приобрела характер массового бегства. В приграничном городе Рафах раньше было два района: христианский и мусульманский. Теперь в Рафахе вообще нет христиан. Всех христиан-коптов заставили бросить дома вместе с имуществом и убежать вместе с семьями. Коптские семьи хотят покинуть страну любым путем, хоть законным, хоть незаконным.
А есть ли копты, которые ради спасения своей жизни принимают ислам?
Даже самый малодушный копт не предаст веры предков. На наших руках – татуировки в виде креста. Это знак того, что наши предки – древние египтяне – одними из первых приняли Благую Весть. Это произошло в I веке, вскоре после событий на Голгофе. Все, что связано с монашеством, связано с Египтом. Православные подвижники Пахомий Великий и Антоний Великий проповедовали в Египте. На египетской горе Синай находится один из древнейших христианских монастырей. Женское монашество родилось в египетской пустыне. Первую женщину – монахиню, преподобную Марию Египетскую, почитают во всем христианском мире. Я знаю, в России ее особенно любят.
А поджоги наших храмов, убийства наших священников, насилие над нашими женщинами. Это видит каждый копт. Как можно после этого соглашаться на требования убийц и насильников, на смену своей веры? Вероломным убийцам нельзя верить. Они заставят копта принять ислам, а завтра его убьют.
Чьи позиции в Египте сейчас сильнее – салафитов или “Братьев мусульман”?
Салафиты сильнее. Сразу после избрания Мурси они стали открыто призывать к его свержению, потом стали устраивать беспорядки, на которые полиция закрывала глаза. Бьют дубинками в Египте сторонников светского режима, а исламистов не трогают. Мурси с самого начала государством не управлял, и не мог этого делать. Не только потому, что за него все решала штаб-квартира “Братьев мусульман” в Лондоне.
Я объясню. Египетское общество подобно пирамиде. На ее вершине сидит Мурси и его окружение, а внизу, на уровне сел, городов и районов, сидят те же чиновники, что и при Мубараке. С той разницей, что теперь они делают вид, что служат Мурси, а на самом деле думают только о себе. Должность чиновника – эта синекура, которую сложно заполучить, а при смене режима легко потерять. Чиновники подстраиваются под власть верхов, а если ее нет – под настроения масс. Сейчас Египтом управляют ведомые салафитами массы. Если массы – против коптов, то чиновники и полиция не будут им мешать. Вот поэтому полиция говорит копту: “у тебя сожгли дом, изнасиловали дочь, убили сына. Но мы не пойдем против исламистов, потому что они нам отомстят”.
Получается, что “арабская весна” в Египте поставила коптов вне закона…
Да. У коптов только три права: принять ислам, уехать или умереть. Давят не только напрямую, но и через родственников. Коптская община всегда отличалась прочными родственными связями. У коптов нет деления на троюродных братьев или родных, все братья – родные. Исламисты этим пользуются. Если какой-то копт не хочет покидать родную землю и могилы предков, ему дают “сигнал от брата”. Или убивают этого брата, или у брата внезапно пропадает совсем юная дочь, или еще что-то.
Пока у власти в Египте “Братья мусульмане” о возвращении коптов домой не может быть и речи. Вернуться домой для нас – значит быть убитыми. Но порывать с Египтом мы тоже не можем. Это – земля наших предков. Там у нас остались наши родственники, о которых мы беспокоимся. Если мы увидим, что власть в Египте меняется в лучшую сторону, мы можем вернуться в нашу страну. Но пока мы видим только перемены к худшему. Недавно передали, что Мурси бежал из страны из-за массовых беспорядков. Мы хотим остаться в России. Мы готовы выполнять самую грязную работу. Если Россия посчитает нужным нас депортировать, мы согласны. Но с одной просьбой: не надо высылать нас в Египет.