Константин Воронов: Формула еврокризиса и партитура ЕС-реконструкции
Константин Валентинович Воронов – кандидат исторических наук, и.о. зав. сектором ИМЭМО РАН
Выход из нынешнего еврокризиса (фундаментальных дисфункций, углубляющейся рецессии европейского интегрального хозяйства, а не только пертурбаций в зоне евровалюты!) ведущая часть правящего руководства 27-ми стран-членов и ЕС-структур в Большом Брюсселе видят главным образом в усилении и углублении интеграции, повышении эффективности евроинститутов, управленческого менеджмента, в конечном счете, формировании полноценного экономического и политического союза.
Трудно сказать насколько реалистичны сейчас эти намерения, но на протяжении многих десятилетий у европейских политиков наблюдались глубокие федералистские настроения, а подчас попросту фантазии. Многие могут, конечно, изречь, что более чем полувековое сооружение “центра силы” вокруг ЕЭС/ЕС представляет собой преодоление целого ряда нескончаемых пертурбаций, кризисов, возведение при отсутствии четкого плана путем проб и ошибок надгосударственного объединения нового типа. Результат, что называется, налицо, а любая другая альтернатива, как уверяют евроинтеграторы-оптимисты, может быть только хуже, но будущее, увы, – довольно безрадостно и достаточно туманно. В среднесрочной перспективе этот кризис может привести, надеются в Большом Брюсселе, к еще большему переплетению в экономике, как минимум к общему для всех налогообложению, единой финансовой политике, финальному завершению путем дополнения бюджетно-фискальным механизмом экономического и валютного союза (ЭВС).
В чем можно быть уверенным, так в том, что новый политический облик ЕС потребует от всех его участников колоссальных усилий, чрезвычайных жертв в самый ближайший период. Для европейцев этот год будет по большому счету одним из самых сложных, нестабильных в новейшей истории. Хотя в ЕС, как известно, серьезные проблемы не только с текущим управлением, нахождением верных решений по выходу из кризиса, но главное – в кардинальном различии понимания стратегических перспектив, темпов и целей процессов интеграции. Европейский путь к реальному по-новому отформатированному политическому союзу будет, по-видимому, нелегким, долгим и болезненным.
Истины и интегральные заблуждения
Как и в предыдущие месяцы, главной темой дискуссий в интегрирующейся Европе остается борьба Большого Брюсселя и руководства стран-членов ЕС с кризисом суверенной задолженности и его последствиями. Хотя европейский долговой кризис или суверенного долга в ряде европейских стран начался в периферийных странах (Греция, Ирландия), а затем перекинулся практически всю зону евро, его первоисточником часто называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 г.
Еврокризис следует всё же трактовать, на наш взгляд, гораздо глубже, шире, поскольку он связан с комплексом коррелирующих экономических и социальных структурных дисбалансов, падением темпов роста и деградацией рынков, обострением задолженности, платежного баланса, бюджетных дефицитов, всего финансового сектора и обширными дисфункциями в экономическо-воспроизводственной сфере. К тому же политика – ошибки руководства и подрыв доверия к властям, явное ослабление и упадок интегральных институтов, нарастающая “дефектность” социально-экономических, политических моделей и т.д. – только добавила проблем, контрадикций, неприятностей.
Косовский синдром метастазно заражает всю Европу: идёт передел финансовых потоков, влияния, пространств, территорий. Еврокризис возник и развивается при повсеместных стереотипах и неких всеобщих небезобидных заблуждениях, среди них:
Миф № 1: Хозсистемные проблемы в Евросоюзе в полной мере, мол, начались с начала 2010 г. с долгового кризиса Греции. (Параллели с Россией легко проводятся, как в контексте пресловутой диверсифицированности экономики, так и по слабому развитию институциональной сферы, индексу корруптивности, сходству ментальности и проч.) Хотя отсутствие согласованной бюджетной политики стран, входящих в еврозону, и правил выхода из нее выявили серьезные недостатки евро как единой валюты, на самом же деле все возникло гораздо раньше: первые грозовые раскаты в финансово-экономической сфере раздались ещё в 2007 г. в Ирландии, затем последовала Исландия, а ипотечный кризис в США и крах банка “Lehman Brothers” полностью прояснили, что это системный, скорее даже воспроизводственный кризис системы.
Миф №2: Все работало, мол, когда в ЕС было 12 стран-членов и когда в 1995 г. стало 15 (Финляндия, Швеция и Австрия), но после приёма постсоветских государств ЦВЕ (1998-2004 гг.) начался процесс постепенной дегенерации всей хозяйственно-интегральной конструкции – прежде всего из-за ослабления финансовой и бюджетной дисциплины. На самом же деле проблемы с евро появились как раз таки у старых стран-членов. Подчеркнем: все работало великолепно, пока ЕС наращивал обороты, но кризис спутал карт-пасьянс. На краю экономической катастрофы оказались Греция, а за ней Испания, Португалия, Италия. Из новых независимых государств ЦВЕ мало кто вошел в еврозону, а у тех, кто подписался под евро, как раз таких проблем нет, потому что в отличие от старых европартнеров, младоевропейцы четко следовали в рамках Маастрихтских критериев.
Миф №3: Экспорт в южные страны ЕС приносил, мол, для Германии баснословные прибыли, что объясняет крайнюю вовлеченность Берлина в процессы урегулирования. На самом же деле вывоз в Грецию – каких-то 0,6% совокупного экспорта Германии за 2010 г. Раньше, до кризиса, было чуть больше – 0,8%. Доля Италии и Испании существеннее, 6% и 4% соответственно (1). Но этот экспорт никуда не денется, скорее всего, последует стагнация или медленный спад. А зарабатывать Германия будет всё же на Китае: за последние пять лет экспорт в КНР удвоился, а также он увеличился в РФ (2). Греция в торгово-экономическом плане, увы, весьма малозначительная величина для ЕС, она – проблема только для евробанков. Совокупный импорт Греции из ЕС – 15 млрд. долл., когда весь европейский экспорт 5 трлн. долл. в год (3). Хотя этот ряд можно и дальше продолжить, “дисплейное” финансовое отражение этого кризиса только наглядно и убедительно демонстрирует перекосы всех экономических цепочек, продукционно-спросовые хронические провалы, глубинно-структурное неблагополучие хозяйственной системы Старого Света. Необходимо и дальше заниматься, очевидно, не только уточнением, разъяснением понятийного и аналитического аппарата, но и общей теорией кризиса на новом материале в нынешних условиях интернационализации хозяйственной жизни, в рамках бурных процессов интеграции и всеобщей глобализации XXI века.
Тяжкий путь
В последние время европейцы живут надеждами, поощряемыми Большим Брюсселем, на то, что основные трудности еврозоны практически почти преодолены. Главным итогом первого квартала 2012 г. стало мегамасштабное списание греческой задолженности – на 130 млрд. евро. Результативно поработали и министры финансов еврозоны на саммите 30 марта с.г., где было решено довести объем двух антикризисных институтов – временного Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) и Европейского механизма стабильности (ESM) – до 800 млрд. евро. Германия, как главный “мотор евроинтеграции”, пока проявляет готовность оказывать солидарную помощь, чтобы снизить долговой пресс у европартнеров. Одновременно они должны, как мыслят в Берлине, пройти санацию, запустить самостоятельно “очистительный процесс”, который отнюдь не будет легким, ни для их граждан, ни для национальных экономик. Хотя власти ФРГ вроде бы достаточно однозначно и смело взяли на себя руководство нелегким процессом стабилизации в ЕС, однако долгосрочные планы и намерения Берлина идут, очевидно, значительно дальше тривиального урегулирования текущих экономических проблем. Ядром политического союза должен стать новый европейский пакт, элементы, составные части, детали которого германское руководство начало продавливать на саммитах Евросовета (высшего органа ЕС – совещании глав государств и правительств стран-членов) с конца 2011 г. И только тогда, когда такой стержневой документ будет ратифицирован, Германия даст своё согласие на учреждение долгожданных коллективных долговых обязательств в еврозоне (евробондов ЕЦБ), что возможно снизит давление на суверенные гособлигации её партнеров. Даже только угроза дефолта Греции (4), а уж тем более Испании или Италии – апокалипсический сценарий для еврозоны в целом.
Но отказ от евро – самый худший вариант, который можно представить, причем, не только для самой Европы. Помимо прямых экономических потерь, обрушатся все налаженные финансовые цепочки, укрепится, вероятно, некая неформальная иерархия в ЕС, а главное – всему амбициозному историческому Европроекту будет нанесен тотальный, сокрушительный и, видимо, непоправимый удар. На практике этот кризис резко и значительно сузил маневроспособность целого ряда правительств государств-членов Евросоюза, ограничил их суверенитет и правосубъектность. Многие из стран-должников попали под беспощадный пресс требований, правил, условий международных финансовых рынков, институтов, рейтинговых агентств. (Вспомним бурную реакцию руководства Италии, Франции в связи со снижением Moody’s и других американских рейтинговых агентств их кредитного уровня, которое неслучайно было расценено европейцами, как инструмент искусственной поддержки доллара и манипулирования мировой экономикой.)
Низкие темпы экономического роста, а в некоторых случаях уже начавшаяся рецессия, рост массовой безработицы – повседневные будни, текущая повестка интегрирующейся Европы. Произведенная политическая расчистка в банковском секторе ряда стран создала новые напряжения как для корпораций, так для широких масс рядовых клиентов-потребителей. А как сочетать стремление многих правительств еврозоны сократить текущие госрасходы, чтобы снизить госдолг и бюджетный дефицит, и одновременно найти средства для стимулирования краткосрочного экономического роста, заложить какие-то предпосылки для увеличения их национального социально-экономического развития в более отдаленном будущем!?
Слагаемых успеха из Большого Брюсселя видится несколько: Греции списали существенную часть долгов, предоставили необходимую финансовую помощь в обмен на то, что греческий социум подтянется, начнёт жить по средствам (5). Если не произойдет ничего непредвиденного, санация греческой экономики позволит Афинам после нескольких лет тяжелейшей рецессии уже в 2013 г. выйти на траекторию уверенного роста. В дополнение к ЭВС новый союз – бюджетно-фискальный – становится реальностью. Соответствующий договор подписан. Неожиданностей евроинтеграторы надеются избежать, поскольку для его вступления в силу достаточно ратификаций 14-ти стран-членов, а не всех 27-ми, как в случае с Договором о реформе или Конституцией для Европы. В Большом Брюсселе рассчитывают, что этот механизм дисциплинирует все государства-члены, которые уже сейчас начнут осуществлять структурные и другие назревшие реформы для повышения международной конкурентоспособности, решению проблем занятости, устойчивого экономического роста.
Когда “очистительный процесс” в ЕС завершится, канцлер ФРГ А. Меркель сыграет своей самой козырной картой – в той или иной форме выдаст гарантии солидарности для стран-членов еврозоны по дефициту их госбюджетов. Это приведет к тому, что угроза развала еврозоны, как надеются в Большом Брюсселе, перестанет быть даже потенциальной возможностью. В этом случае уровень ссудного процента снизится так, что для европейских стран откроются вожделенные перспективы нового экономического роста и сокращения уровня массовой безработицы. Эту радужную картину часто изображают в Европе в ряде риторических заявлений, совместных постановлений и резолюций, официальных документов, принятых на последних саммитах Евросоюза и соответствующих институтов-ЕС, но как получится в действительности, – пока неясно.
Решения и конфликты
Предстоящие месяцы будут решающими, поистине судьбоносными не только для преодоления еврокризиса, но и для перспективной трансформации Евросоюза в целом. Среди массы решений, проводимых стратегий, череды конфликтов, тенденций и установок в сфере евросотрудничества в ближайший период будут характерны, на наш взгляд, следующие:
Продолжение оперативного реформирования еврозоны и инфраструктуры ЭВС. Руководство Евросоюза, в частности неформальный его лидер – канцлер ФРГ А. Меркель, будут подвергаться давлению из-за необходимости достижения экономического роста, распространение его на реальный сектор. Альтернативы безотлагательному развитию, “достраиванию” инфраструктуры единой валюты практически нет, поскольку все остальные варианты не только обойдутся дороже, но и никак не гарантируют решения макрохозяйственных проблем. Вне всякого сомнения, интегральный евроорганизм будет существенно перестроен. Рамки урегулирования в еврозоне (18 стран-членов) будут охватывать и распространяться на весь ЕС-27. История ассемблирования финансового сектора свидетельствует, что его выздоровленье сокращает потребности кредитования, благоприятствует реальной экономике. До Рождества ничего критичного с евро, видимо, не произойдет, хотя могут продолжаться скачки цены на евро.
Вероятность выхода из еврозоны даже Греции несколько сократилась после двух траншей помощи европартнеров и ЕЦБ. Продолжится и дальше большая консолидация полномочий в руках центральных ЕС-институтов, среди них: ужесточение налоговых правил, регулирование потолков уровней госдолга, дефицитов госбюджетов. Скорее всего, Греция технически не в состоянии будет обслуживать выданные ей кредиты уже в скором времени, надежды на получение ею дальнейшей финансовой подпитки всё же сохраняются. При любом исходе население страны будет переживать весьма ощутимое падение уровня жизни и дальше.
Возобновление экономического роста должно придать, рассчитывают, новые жизненные силы евроинтеграции. Именно поэтому руководство Евросоюза, особенно канцлер А. Меркель, требует введения и соблюдения строгих бюджетных правил и фискальных ограничений всеми странами-членами, прежде чем Берлин будет готов подкрепить экономической мощью Германии начало нового экономического роста в Европе. Ещё более возрастет влияние политического фактора на урегулирование еврокризиса, трансформацию ЕС. Решающими в этом отношении окажутся итоги и последствия президентских (апрель с.г.) и парламентских (июнь с.г.) выборов во Франции. От их результатов будет зависеть не только исход франко-германской борьбы по вопросам национального суверенитета в сфере финансовой политики, но и будущее Европроекта в целом (6). Антигерманская риторика раздается сейчас как из правого, так и левого крыла французского политспектра, поэтому А. Меркель придется, видимо, проявлять поистине гуттаперчевую гибкость и голубиную кротость.
А там, на осень с.г. намечены земельные выборы в Баден-Вюртемберге, имеющие стержневое значение для существования нынешней правящей коалиции – Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный союз (ХСС) и Свободная демократическая партия (СвДП) в ФРГ (7). В начале мая с.г. должны пройти также досрочные парламентские выборы в Греции, шансов победить у партии нынешнего премьера Л. Пападимоса немного, а оппозиция может, получив руль госвласти, отказаться от жестких мер бюджетной экономии. Сценарий выхода Греции из еврозоны в ближайшее время также вполне сохраняется.
Если посмотреть шире: в Европе на официальных позициях практически ныне нет лидеров, готовых взять на себя всю полноту ответственности за непопулярные, крайне болезненные, но необходимые (как считается) решения в этот драматический период. Действовать в условиях жесткого полит-психологического стресса, неопределенности, способны, как известно, авторитетные, харизматические, креативные кадры. Нынешнее руководство – Н. Саркози, А. Меркель – поставлены в сложившиеся рамки, связаны прежними обязательствами. При резкой дисфункции экономики, обострении политического кризиса, сменится парадигма и придут новые аутентичные лидеры, способные действовать по-иному, но адекватно именно в эпоху политического шторма. Хотя они сейчас не публичны, нынешним руководителям действительно пока нет альтернативы, а все остальные претенденты и кандидаты в верхние эшелоны власти – по-сути эксперименты со многими неизвестными.
Вновь увеличится, по всей вероятности, воздействие внешних áкторов на ситуацию в ЕС. Для всех геополитических игроков, кроме, пожалуй, США, выгодно сохранение еврозоны. Не стоит забывать о влиянии избирательной кампании президентских выборов в США в ноябре с.г. С одной стороны, углубление кризиса в ЕС может повлиять на их результаты, а с другой, победа республиканского кандидата, безусловно, ослабит связи Вашингтона с Европой.
Руководство Германии настаивает на том, что ответственность за кризис лежит не только на Старом Свете, оно делает ставку на вовлечение МВФ в его урегулирование. Эксперты полагают, что, в конце концов, США и КНР поспособствуют большему привлечению МВФ для решения финансовых проблем Европы. Европейцы надеются, что удастся поднять уровень кризисного кредитования МВФ до 200 млрд. евро.
Драматическое вето Великобритании против франко-германского намерения произвести существенные изменения в Лиссабонском договоре в известной мере прояснили всю политическую глубину замысла проекта, которого пытались продавить ФРГ и Франция на январском с.г. чрезвычайном саммите Евросоюза. Даже, несмотря на эту неочевидную неудачу, инициированный Берлином и Парижем Бюджетный пакт (отказались присоединиться лишь две страны – Великобритания и Чехия) был благополучно принят. Это соглашение является ключевым элементом стабилизации финансового рынка 17 государств еврозоны. Он устанавливает жесткие пределы структурному дефициту госбюджета (0,5%) и вводит международную юридическую ответственность за нарушение данного положения. Если бюджетно-фискальный союз заработает, как задумано, то санкции против его нарушителей будут вводиться (так настаивали Берлин и Париж) практически автоматически. Евросоюзу удалось в целом сохранить единство своих рядов, хотя нынешний раскол внутри сообщества не преодолен. Эти пусть скромные, половинчатые достижения создают необходимые предпосылки, жизненно важную основу для дальнейших исторических шагов в направлении развития интеграции в Европе.
Планы и проблемы франко-германского единства
Канцлерин А. Меркель, как и президент Н. Саркози на саммитах ЕС вроде бы демонстрируют свою твердую уверенность – несмотря на все политические и экономические издержки – по спасению евро, что согласно их взглядам может привести к созданию прочного политического союза. “Правительство Германии дает ясно понять, что европейский кризис не будет решен одним махом, – откровенно заявила А. Меркель в своем выразительном выступлении в Бундестаге, – Это целый процесс, который может растянуться на годы” (8). Евросоюзу необходима более жесткая и согласованная финансовая политика, для экономического оздоровления потребуется также проведение перенастройки европейских институтов, создания прочной правовой основы для бюджетной дисциплины (9). А. Меркель, надо думать, придерживает козырные карты в виде введения евробондов до тех пор пока Германия не получит необходимых юридических гарантий. Страны-члены ЕС, все участники евроинтеграции должны пройти непростой путь ратификации нового бюджетно-фискального европакта с марта по июнь с.г., прежде чем следует ожидать очередного продвижения в германской позиции. В ряде стран (Нидерланды, Ирландия, Финляндия) складывается драматическая политическая обстановка для правящих коалиций, пытающихся заручится поддержкой своих парламентских сил, для принятия условий этого соглашения.
Логика реализации непростого, обширного стабилизационного механизма ЕС, в частности бюджетно-фискального пакта, потребует наращивания собственной институциональной динамики в направлении политического союза. Судя по всему А. Меркель намерена следовать этой линии согласно полиаспектному плану:
Во-первых, стабилизировать и дисциплинировать европартнеров при помощи пакта, который успешно принят на саммите ЕС в марте с.г. Во-вторых, на повестку дня саммитов Евросовета в июне 2012 г. будет, очевидно, поставлен вопрос о дальнейшем усилении политической и экономической интеграции, в частности, в таких новых и сложных областях как унификация налогообложения, повышение конкурентоспособности, регулирование рынков труда.
Наконец, в-третьих, предположительно к декабрю 2012 г. вызреет и будет положено на стол переговоров в Большом Брюсселе предложение об установлении “более углубленного экономического союза”, который бы повысил функциональную солидарность среди стран-членов, ввел возможные допустимые общие обязательства по вопросам задолженности. Инициатором по этому пункту плана А. Меркель по дипломатическим соображениям публично выступит, по всей вероятности, Президент Евросоюза Херман ван Ромпей. Предложение о более сильном экономическом союзе (он уже упоминал о нем на саммите в октябре 2011 г.) является своего рода приманкой для стран-должников южной, средиземноморской периферии ЕС, поскольку введение новых финансовых инструментов предположительно в виде новых еврооблигаций может привести к существенному сокращению рентных платежей, процентных ставок по их гособязательствам. Так же речь идет (вот уже более семи лет!) о повышении отчислений в общий бюджет Евросоюза, уровень которого не превышает 1% общего ВВП Евросоюза. Активизация экономической солидарности потребует, по-видимому, значительного увеличения ЕС-бюджета, но к этому, судя по всему, пока не готово большинство стран-участниц. Эти сложные задачи по выходу из еврокризиса решаются на фоне острых внутренних противоречий в рамках самой “оси Париж-Берлин”.
Президент Франции Н. Саркози, не желая поступиться национальным суверенитетом в экономической сфере, настаивает на исключительно межгосударственном характере бюджетно-фискального пакта. В свою очередь Германия не намерена ни на миллиметр изменять свою позицию в вопросе о евробондах, если Франция не пойдет ей навстречу по вопросу суверенитета. До завершения выборного цикла во Франции вряд ли стоит ожидать, определенно, подвижек в официальной позиции сторон. Н. Саркози резко критикует оппозиция за уступчивость А. Меркель в сфере бюджетной дисциплины. В этом отношении, громко звучащая антигерманская риторика со стороны ведущего претендента – лидера Соцпартии Ф. Олланда, вряд ли сослужит ему хорошую службу, если он станет новым президентом страны. Потеря Францией высшей кредитной отметки “ААА” по версии Standard & Poor’s не помешала казначейству страны разместить в феврале с.г. краткосрочные гособлигации на сумму 8,5 млрд. евро даже на чуть более выгодных условиях для правительства, чем ранее (10). Однако, эти меры не врачуют, как известно, саму болезнь, а устраняют лишь её симптомы. Неслучайно Н. Саркози попытался подготовить французов к предстоящим экономическим испытаниям, заметив при этом, что эти меры не являются “абсолютным решением по преодолению проблем”.
Резюмируем: кризис и его драматические последствия, помимо прочего, развенчивают (ещё недавние) иллюзии касательно беспроблемного развитии евроинтеграции, тем более как самой эффективной на протяжении современной истории уникальности ЕС, обеспечивающего успешное долгосрочное развитие тех обществ, которые в него входят. Хотя у Евросоюза есть резервы, огромный потенциал для урегулирования панрегионального кризиса, затягивание его решения крайне опасно. Потребуется применение новых прорывных сценариев, институтов, механизмов, с выработкой соответствующей идейно-концептуальной платформы.
* * *
(1) http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/external_trade/documents/ExtraIntraMonthlyEUTrade_ENV; http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/external_trade/documents/ExtraIntraMonthlyEUTrade_ENVol12-2010.pdfol12-2010.pdf
(2) http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/external_trade/documents/ExtraIntraMonthlyEUTrade_ENVol12-2010.pdf; http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/external_trade/documents/ExtraIntraMonthlyEUTrade_ENVol12-2010.pdf
(3) http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/external_trade/documents/ExtraIntraMonthlyEUTrade_ENVol12-2010.pdf
(4) Даже одна только угроза отказа странам-должникам в помощи и неизбежный в этом случае дефолт означает также разорение их кредиторов, что привело, например, к обвалу и обесцениванию евро по отношению к американскому доллару с 1,5 в конце ноября 2009 г. до 1,2 к концу мая 2010 г. См. подробнее: http://www.contrtv.ru/common/3885/
(5) В период выстраивания грандиозных европланов СМИ в это время сообщают последние новости: в Афинах подожжены более 40 зданий, в том числе правительственных. Над столицей Греции поднимается дым от пожаров и слезоточивого газа… Самоубийство 77-летнего пенсионера… Протестующие возражают против кредитного соглашения с ЕС. Европейские лидеры… стремились убедить Китай… выделить средства для специального фонда размером в 500 млрд. евро. Премьер-министр Швеции Ф. Рейнфельдт предложил повысить пенсионный возраст своих сограждан до 75 лет и т.д. и т.п. См. подробнее, например: http://ru.euronews.com/tag/economic-crisis/
(6) Эксперт Центра Карнеги в Европе S. Lehne полагает, что итоги предстоящих выборов во Франции будут драматическими для ЕС, особенно они приобретут разрушительный характер, если одержит победу претендент от Социалистической партии Ф. Олланд. См. подробнее: What’s Next for French and EU Foreign Policy? http://carnegieendowment.org/2012/04/03/what-s-next-for-french-and-eu-foreign-policy/a66w
(7) http://ru.euronews.com/tag/german-elections/
(8) http://www.bundeskanzlerin.de/Content/EN/Artikel/_2011/12/2011-12-14-er-bk-regierungserklaerung_en.html?nn=77364; http://www.bundeskanzlerin.de/Content/EN/Artikel/_2011/12/2011-12-09-europaeischer-rat_en.html?nn=77364; http://www.bundeskanzlerin.de/Content/EN/Reiseberichte/belgien-2012-01-30-bruessel.html?nn=77364
(9) Общий долг еврозоны сейчас на уровне 90% ВВП. Допустимый предел превышают не только периферийные экономики (госдолг Греции – 166% ВВП, Португалии – 106% ВВП), но и крупнейшие экономики стран-доноров (госдолг Германии – 83% ВВП, Франции – 87% ВВП, Италии – 121% ВВП, Испании – 67% ВВП). http://www.gazeta.ru/news/business/2011/12/02/n_2119350.shtml
(10) http://news.mail.ru/economics/7832671/?state=90&