Европа пытается обойти Россию
В Праге состоялся саммит «Восточного Партнерства» — новой инициативы Евросоюза, призванной, в частности, активизировать сотрудничества с республиками, ранее входившими в состав Советского Союза: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.
Справка КМ.RU: «Набукко» – проектируемый в обход России газопровод из Центральной Азии в страны ЕС протяженностью 3300 км. Планируемая мощность газопровода — 26—32 млрд кубометров газа в год. В качестве ресурсной базы назывались месторождения Южный Парс (Иран), Шах-Дениз (Азербайджан), Довлетабад (Туркмения). Одесса – Броды – нефтепровод, построенный между городом Одессой на Черном море и городом Броды в Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба». Эксплутационная длина – 675 км, проектная мощность – 14,5 млн т нефти в год. ITGI (Interconnector Turkey-Greece-Italy)–газопровод, призванный соединить Турцию, Грецию, Италию. Будет простроен ориентировочно к 2012 году. |
Как и ожидалось, президент Украины Виктор Ющенко, возглавлявший делегацию свой страны, постарался воспользоваться удобным случаем для того, чтобы прорекламировать проект «Евро-Азиатский нефтяной коридор» смысл которого заключается в создании маршрута поставок нефти в ЕС в обход России на основе украинского трубопровода Одесса-Броды. Теоретически проект выглядит следующим образом: азербайджанская нефть поступает в грузинский порт Супсу по уже имеющейся системе труб, потом транспортируется танкерами в одесский терминал Южный, а оттуда доставляется в Европу по нефтепроводу Одесса – Броды, поскольку существует идея связать Броды трубой с польским городом Адамовой Заставой.
А сегодня опять таки в Праге тема «обхода» России будет продолжена на энергетическом саммите «Южный коридор – новый Шелковый путь». Тут уже планируется обсудить сразу несколько идей, как снизить энергетическую зависимость Европы от России. На форум, помимо ЕС, приглашены Азербайджан, Грузия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Египет, Ирак и Турция. Ожидается, что по итогам саммита примут декларацию, цель которой «преодоление всех оставшихся коммерческих и некоммерческих препятствий для реализации энергетических и транспортных проектов в рамках «Южного коридора», включая транскаспийский маршрут», пишет «Коммерсантъ». Под «Южный коридором» подразумевается проектируемая система труб, которая призвана обеспечить поставки газа из среднеазиатского региона в Европу в обход России. В основе «Южного коридора» находится идея запустить газопровод «Набукко» и ITGI.
Отметим, что о «Набукко» говорят уже давно, и Запад возлагает на него большие надежды. Однако строительство трубы буксует по причине нехватки газа у потенциальных поставщиков. Изначально предполагалось, что трубопровод будет заполнен иранским газом. Однако в последние годы отношения Запада и Ирана ухудшились. Что касается альтернативного Ирану поставщика – Туркмении, то эта страна уже экспортирует газ в Россию, и неясно, достаточно ли туркменского газа для того, чтобы в будущем направить его и в «Набукко». По мнению экспертов, Ашхабад слишком оптимистично оценивает свои экспортные возможности, и, следовательно, подписание предварительных договоренностей еще вовсе не гарантирует, что газ реально пойдет в Европу. Есть еще один потенциальный поставщик газа для «Набукко» – Азербайджан, но и здесь неясно, достаточно ли газа у этой страны, чтобы обеспечить надежные поставки.
Правда, другой проект – ITGI уже начал реализовываться. Часть трубы, соединяющей Турцию и Грецию, уже почти построена, а вскоре начнут прокладывать газопровод из Греции в Италию. Но в любом случае, эта труба появится лишь через несколько лет. Тем мне менее, ЕС явно активизирует свою деятельность по обходу России и не исключено, что в среднесрочной перспективе сложится новая газотранспортная реальность.
С просьбой оценить перспективы европейских проектов журналист KM.RU обратился к Гендиректору Института национальной энергетики Сергею Правосудову:
– Одесса-Броды –это очень старый проект, несколько лет назад он был построен, и первое время стоял пустой, потому что нефти для него не нашлось, а потом его запустили в реверсном режиме так, чтобы российская нефть шла на Одессу. Сейчас говорят, что нефть найдется в Азербайджане, но поставлять ее не очень экономически целесообразно, ведь придется танкерами везти нефть на Украину, а потом качать в Польшу. Я не видел сообщений о том, что какая-либо компания подписалась поставлять свою нефть по этому маршруту. А пока нет поставщиков, ничего сделано не будет. Зачем Европе поддерживать этот проект? Только ради того, что пустить нефть в обход России? Но в обход России уже есть нефтепровод Баку-Джейхан. Одесса-Броды –это чисто украинская инициатива, чтобы заработать на транзите.
А в отношении транскаспийского маршрута разговоры тоже идут давно. Речь о том, чтобы покупать газ в Туркменистане и транспортировать его в обход России для европейцев. А предполагаемый маршрут такой: сначала транспортировать газ из Туркменистана в Азербайджан, а потом пустить газ по маршруту «Набукко». Но Туркменистан ни с кем, кроме России не подписал контракт на поставку своего газа. Понятно, что Туркмения несколько недовольна, что российская сторона в результате мирового кризиса у нее сократила закупки. Кстати, с этого года Россия покупает у Туркмении газ по мировым, ценам, а раньше мы покупали по заниженным. Это не устраивало Туркмению, но сейчас такой проблемы нет.
Главная же проблема транскаспийского газопровода в том, что между Туркменией, Азербайджаном и Ираном не подписано соглашение о разделе шельфа, а там есть месторождения газа. Там все очень непросто и построить между Азербайджаном и Туркменистаном газопровод в таких условиях нереально.
У «Набукко» же проблема – в отсутствии газа. У Азербайджана для наполнения «Набукко» нет газа. Газа там хватит в лучшем случае для того, чтобы дать газ для ITGI. Но и тут контракт не подписан. Тут очень сложный клубок проблем, и понятно, что он не решится в ближайшем будущем. Маршруты в обход России очень сложно осуществимы. Ведь еще и Турция пытается увязать свое участие в «Набукко» со своим приемом в ЕС. Они говорят, что готовы участвовать в «Набукко», если Турцию примут в ЕС, а ЕС не хочет принимать Турцию.