Наблюдатели сходятся во мнении, что разработанные Еврокомиссией защитные механизмы направлены, в первую очередь, на ограничение доступа инвесторов из России. В отношении третьих стран, ограничивающих европейским компаниям свободный доступ к национальным энергетическим рынках, Брюссель, согласно сообщениям европейских СМИ, намерен исходить из “принципа взаимности”.
“Чтобы защитить открытость нашего рынка, мы должны установить жесткие условия для приобретения активов компаниями тех государств, которые не входят в ЕС. Мы можем быть открытыми, но не должны быть наивными”, – цитирует слова Жозе Мануэла Баррозу газета Financial Times.
Издание отмечает, что в Европе опасаются, что сверхприбыль от продажи газа и нефти Россия направит на приобретение стратегических пакетов акций предприятий европейской промышленности.
В Еврокомиссии возражают также против того, чтобы те или иные предприятия одновременно имели доминирующие позиции в сфере производства и поставок энергоносителей.
“Я не удивлен тем, что предприятию-монополисту не нравится наше предложение (отказаться от того, чтобы одна компания сосредотачивала под своим контролем производство и поставки энергоносителей)”, – заявил Баррозу на пресс-конференции 6 марта в Брюсселе, имея в виду Газпром.
“Еврокомиссия не любит монополии, но также, безусловно, естественно и то, что занимающему монопольное положение предприятию не нравится наше предложение (Еврокомиссии)”, – добавил глава Еврокомиссии.
“Мы ничего не имеем против российских инвестиций в Европу, напротив, мы говорим российским инвесторам: добро пожаловать!” – сказал Баррозу, указав при этом, что инвестиции российских компаний “должны соблюдать действующие в Европе правила конкуренции”.