В феврале 2008 г. на совещании в Хабаровске по развитию Дальнего Востока и Забайкалья министр транспорта Игорь Левитин пообещал тогда ещё первому вице-премьеру РФ Дмитрию Медведеву принять комплекс мер для того, чтобы «вдвое, до 10-15 тыс. рублей» снизить цены на авиасообщение между европейской территорией России и Дальним Востоком. Своё обещание он повторил в апреле на «правительственном часе» в Госдуме, признав цены на перелёт, к примеру, из Москвы в дальневосточные города «заоблачными». Между тем, уже в мае стоимость авиабилетов из Петропавловска- Камчатского до Москвы у основных авиаперевозчиков – компаний «Трансаэро» и «Арофлот» – выросла на 20%. Если в октябре 2007 года билет эконом класса из Петропавловска-Камчатского до столицы «Аэрофлот» продавал за 21 тысячу 243 руб, то с 1 мая его цена выросла до 25 тысяч 480 рублей.
Авиакомпании, повысившие стоимость билетов, объяснили сложившуюся ситуацию повышением цен на авиационное топливо и наземное обслуживание воздушных судов. На Камчатке, по их данным, стоимость обслуживания воздушного судна выросла на 26-28%, а топливо подорожало на 32-35%. Тут не мешало бы вспомнить, что в своём апрельском выступлении перед депутатами Госдумы Игорь Левитин обещал решить проблему разделения аэропортов и авиакомпаний, с целью снижения ставок аэропортовых сборов. Спрашивается, почему же цены продолжают расти, неужели глава Минтранса, делая столь обнадёживающие заявления, не учитывал реальных возможностей их реализации?
Из вышесказанного следует довольно удручающий вывод – в России система государственного контроля за исполнением стратегически важных задач работает крайне неэффективно, что позволяет госчиновникам обещать и не делать, обозначать проблемы, но не решать их. Для примера, в любой, более-менее серьёзной корпорации подобное отношение к профессиональным обязанностям повлекло бы к немедленной смене руководящего состава. Таким образом, разговоры о том, что управление страной, начиная с 2001 года, строится по примеру международных ТНК, являются сильно преувеличенными.
Конечно, рост цен на авиаперелёты, снижение уровня жизни россиян и неоправданно высокий показатель инфляции всегда можно оправдать международной статистикой: ростом цен на нефть, проблемами американской экономики, а также прогнозом ООН, согласно которому международный продовольственный рынок в ближайшие годы будет испытывать ряд трудностей. Но не мешало бы вспомнить, что Россия – не Африка, она не имеет дефицита паханых земель, не американская колония – зависимая от ипотечного кризиса США, и в её недрах достаточно энергоресурсов. Единственная наша проблема – это управление и контроль.
Кстати, о контроле. 3 июня президент России Дмитрий Медведев поручил постоянному представителю в Дальневосточном федеральном округе Олегу Сафонову обратить внимание на проблему авиационных перевозок в этой части страны, задействовав «все мыслимые способы её решения». «Если по федеральным перевозкам ситуация развивается, и развивается в положительном направлении, то местные перевозки просто развалены», – сказал президент.
Дмитрий Медведев рекомендовал активнее стимулировать конкуренцию в области перевозок, а также внимательнее рассмотреть отдельные специальные программы по Дальнему Востоку, переданные для анализа в Минтранс. Президент подчеркнул, что «эти вещи нужно обязательно контролировать».