Site icon ИА Русские новости

Если заговорщики победят, это будет означать канонический конец Православной Церкви в чешских землях и Словакии

Почетный Архиепископ Пражский и Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор

Почетный Архиепископ Пражский и Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор

“Священники”, которые открыто противятся возвращению владыки Христофора, служат по нему панихиды, чтобы он уже никогда не вернулся! Такая вот языческая дикость!

Публикуем интервью с членами петиционного комитета за возвращение владыки Христофора, на пост главы Православной Церкви чешских земель и Словакии. В интервью Сергей Комков, Войтех Мерунка и Надежда Скварник ответили на вопросы главного редактора ИА “Русские Новости” Ярослава Мошкова. В интервью также принимала участие и четвёртый член петиционного комитета Петра Стауфчикова, но поскольку она не знает русского языка, то её ответов нет, но она участвовала в беседе, давая дельные советы.

Заговорщики из Священного Синода утверждают, что сбор подписей под петицией за возвращение владыки Христофора – это не канонический метод, неуважение к священному Синоду, непозволительны, излишни и распространяют смуту. Так ли это на самом деле?

Сергей Комков: Изъявление своей воли верующими (в том числе, и в виде петиции) – это чисто каноническое  явление. Церковь существует для паствы, а не для клириков. Клирики в ней являются лишь служителями и посредниками между Господом и верующими. Поэтому воля верующих, приходящих в храмы, значительно выше воли любого клирика или собрания клириков, каковым является Священный Синод. Высшим органом Православной Церкви является Церковный Собор, в котором главную роль играют простые православные верующие люди. Поэтому Священный Синод обязан чутко прислушиваться к воле верующих, тем более изложенной в виде петиции. В ином случае он утрачивает свои функции (и моральное право) управления Церковью.

Войтех Мерунка: Заговорщики людям говорят, что сбор подписей – это неканонический метод избрания митрополита Церкви и архиепископа Праги. Но это преднамеренное введение в заблуждение. В учредительном документе ясно пишем: “мы просим Священный Синод полностью очистить имя митрополита”. Это значит, что наши подписи – волеизъявление народа Синоду, но никоим образом какой-то новый метод выборов без участия Синода. Но возможно, Синод сам себя сейчас чувствует проблематичным и ищет проблемы в другом месте, потому что после отставки владыки выявился на свет факт, что уже во время принятия отставки владыки в Синоде седели люди, которые знали, что обвинение не соответствует действительности. Это можно так интерпретировать, что не наша петиция, а решение Синода принять отставку является не каноническим с самого начала.

Надежда Скварник: Никто и не утверждает, что сбор подписей – это метод избрания. Православный народ изъявляет свою волю, высказывает свое мнение потому, что опасается, что те, кто собирается избирать архиепископа и митрополита – действительно заговорщики. Люди таким образом как бы предупреждают: “Мы все видим, и нам не все равно”. Оглянитесь на историю Церкви? Сколько было примеров, когда именно народ Божий спас Церковь от произвола предателей-клириков? Вспомните хотя бы Флорентийскую унию. Ведь тогда предали все до одного иерархи, были подкуплены или запуганы. Верным остался один единственный святитель Марк Эфесский, который вскоре умер. Кто тогда спас Святую Православную Церковь? Народ, который унию решительно отверг. Вот и сейчас горстка верных пытается не допустить самого страшного.

Заговорщики помимо грозных заявлений о непозволительности сбора подписей также и напрямую начали препятствовать проведению сбора подписей. Поясните, какие способы они используют?

Сергей Комков: Оказание любого давления и на священнослужителей, и на простых верующих при сборе подписей под петицией является преступлением и перед Церковью, и перед Законом. Тем не менее, отдельным священникам поступают телефонные звонки с угрозами лишения их права служения. И это наносит величайший моральный вред всему делу православия в Чешской Республике и Словакии.

Войтех Мерунка: Ещё не начали, но угрожают священникам по телефону, что если они петицию подпишут, потом их подпись сделает Христофору хуже, и что они из-за этого начнут свою антипетицию против Христофора, чтобы он никогда не смог вернуться. Священники нам звонят и говорят, что из страха не будут вмешаться в это дело, только будут молиться за справедливость. В епархии Праги грозят увольнениями, запугивают непослушных полицией. Наибольшая битва ведется за получение бухгалтерии и доступа к банковский счетам.
Надежда Скварник: В основном, конечно, многими священниками руководит страх лишиться своего места. Не знаю, по прямому ли предупреждению сверху, или же они сами делают такие выводы. Но порой доходит до абсурда! Во время сбора подписей несколько мирян рассказали историю, от которой волосы на голове дыбом встают. Священники, которые открыто противятся возвращению владыки Христофора, служат по нему панихиды, чтобы он уже никогда не вернулся! Такая вот языческая дикость! И это люди, называющие себя православными священниками. Не боятся не то что людей, а даже и Бога!

 

Владыка Христофор покинул свой пост на время, что бы очиститься от лжи (которая, как вскоре выяснилась, была сфабрикована в самом же Священном Синоде), а также, что бы избежать раскола в Церкви. Поясните насчёт раскола в Церкви…

Сергей Комков: Священный Синод должен был приложить максимальные усилия к тому, чтобы установить истину в отношении ложных обвинений в адрес владыки Христофора. Это показало бы силу и прочность всей православной Церкви в Чехии и Словакии. Но, в связи с тем, что, как потом выяснилось, ложные заявления против владыки Христофора были сфабрикованы с участием самих же членов Священного Синода, это ставит практически весь высший церковный орган Чешской православной Церкви вне Закона. И это неизменно приведет к расколу и среди священнослужителей (среди которых большая часть – честные и преданные делу Церкви люди), и среди верующих. Ложь и лжесвидетельство долго утаивать не удастся, и тогда большая часть верующих отвернет свой лик от официальной Чешской православной Церкви. В первую очередь это коснется российских и украинских соотечественников, проживающих в настоящее время на территории Чехии и Словакии. Раскола в Церкви сегодня можно избежать лишь одним способом: изобличением всех лжесвидетелей, их покаянием и возвратом на престол безвинно оболганного владыки Христофора.

Войтех Мерунка: Люди за кулисами этой трагедии не пользуются авторитетом. Их позицию над верующими сейчас держит страх, но не их популярность. У нас есть сообщения от людей, которые говорят, если владыка Георгий и архимандрит Крупица выберут себя на выборах (Крупица как архиепископ Праги и Георгий как митрополит Чехии и Словакии), люди в храмах будут во время богослужения на них по старому обычаю кричать: анаксиос  (недостоин). Многие нам говорят, что в случае, если владыка не вернётся, они уйдут из Чешской Православной Церкви в другую Православную Церковь.

Надежда Скварник: Дело в том, что сразу после того, как были выдвинуты обвинения, Синод занял подозрительно недоброжелательную позицию по отношению к владыке. Так, будто его вина уже была доказана, начали оказывать на него давление, требовать передачи полномочий и т.д. Причем, внутри самого Синода наблюдалось поразительное единство в этом. Но с другой стороны были простые священники и народ, которые ни на секунду не усомнились в невиновности владыки. И это логично, потому что во всем нормальном мире доказательств и подтверждения требует вина, а не невиновность. Вот и получилось, что Церковь начала раскалываться на две части: на одной правящие архиереи, на другой – народ Божий. Зная, что нет ничего опаснее раскола, владыка подал в отставку.

 

Каковы на ваш взгляд основные причины заговора против Владыки? Ведь всем очевидно, что обвинения – чистейшая ложь, со своими задачами Владыка справлялся выше всяческих похвал, а в народе он очень любим среди верующих.

Сергей Комков: Заговорщиками всегда и во все времена двигали самые низменные чувства: желание власти и денег. И это противоречит всем основным канонам Православной Церкви. Возможность получения реституционных денег смутила ряд священнослужителей и подтолкнула к действиям против владыки Христофора, который сразу и однозначно заявил, что все полученные от государства деньги пойдут сугубо на благотворительные цели: восстановление храмов и строительство новых. Некоторые из них рассчитывали получить часть этих денег в виде вознаграждения, и лишение такой возможности толкнуло их на преступление. Кроме того, часть священнослужителей была обижена на владыку Христофора за его высокие требования при избрании или назначении на более высокие должности в Церкви. Владыка Христофор сам обладает огромными знаниями и, тем не менее, продолжает свое совершенствование. Этого же всегда требовал от своих подчиненных. Но кому-то это очень не нравилось. Поэтому часть нерадивых священников, желающая без особых усилий и труда достичь высокого положения в Церкви, решила устранить самого владыку Христофора от должности.

Войтех Мерунка: во-первых, деньги из реституции, потом карьера некоторых людей, для которых Христофор был в их карьере барьером. Например, один из них хочет быть епископом, но владыка по грехам из прошлого, ему это не позволил. Также и второй из них хотел сделать карьеру профессора православной теологии на факультете, но он не рукоположен. Если Христофора не будет, новое правительство церкви закроет глаза и карьера сложится.

Надежда Скварник: А каковы обычно причины заговоров? Кто-то хочет денег, кто-то власти. А тут сложилась ситуация, когда и власть могут заполучить те, кого к ней не допускали ранее, и карман пополнить деньгами, полученными по реституции. Глубинная же причина одна – нечистое сердце. Ведь богатство и власть – это то, что всегда предлагает людям сатана, а соглашаются на подобные предложения люди, пораженные смертными страстями. Гонимы же наоборот те, для кого единственное богатство – Христос. Помните евангельские блаженства? Блажениесте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Из века в век сценарий всегда один.

 

Исполняющий обязанности предстоятеля официальной Православной Церкви Чешских земель и Словакии архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Яковлевич) заявил представителям СМИ, что гражданка Чехии Рапцунова, обвинявшая ранее митрополита Христофора в нарушении монашеских обетов, призналась, что солгала. Архиепископ Симеон, комментируя эту ситуацию, высказал радость, что теперь доброе имя митрополита Христофора восстановлено. И, следовательно, Владыка может вернуться на свой пост. Тем не менее, заговорщики не собираются возвращать его на пост главы Православной Церкви чешских земель и Словакии. Поясните ситуацию. Ведь, архиепископ Симеон является пусть и временным, но главой Церкви, но его слова не имеют никакого значения…

Сергей Комков: Подобного рода непоследовательность в действиях архиепископа Симеона не делает ему чести. И это резко снижает не только его личный авторитет, но и авторитет всего Священного Синода. А следом за ними – и всей Православной Церкви Чехии и Словакии. Глава Церкви (пусть даже временный) не вправе вести себя подобным образом. И это еще раз говорит о том, что действия сегодняшнего предстоятеля и Священного Синода Чешской Православной Церкви, если они срочно не исправят ситуацию, могут привести к необратимым последствиям и к расколу в Церкви.

Войтех Мерунка: К сожалению, архиепископ Симеон один день делает что-то одно, на следующий же что-то другое. Не понимаю. Например, вчера он постриг Фраймана в монахи, несмотря на то, что несколько дней назад подтвердил ему запрет служить, данный ещё от Христофора.

Надежда Скварник: Синод как-то пытался это объяснить тем, что якобы владыка Симеон не мог самолично сделать такое заявление без одобрения всего Синода. Но потом они, как мне кажется, сами несколько запутались в том, кто имеет право что-то заявлять, а кто нет, потому как это уже начало походить на цензуру, и включили новую тактику замалчивания.

 

Так выглядит, что чуть ли не весь Священный Синод участвует в заговоре, выступая в этом вопросе как единый механизм. Так ли это?

Сергей Комков: К нашему огромному сожалению, Священный Синод выступает как единый механизм в защите неблаговидных деяний клеветников и лжесвидетелей. И, тем самым, фактически превращается в их пособников.  Таким образом, Священный Синод может окончательно дискредитировать себя в глазах православных верующих не только Чехии и Словакии, но и всего православного мира.

Войтех Мерунка: Да, кажется так. К этому могу повторить, что уже сказал: После отставки владыки выявился на свет факт, что уже во время принятия отставки, в Синоде сидели люди, которые знали, что обвинение не соответствует действительности. Можно это интерпретировать так, что решение Синода принять отставку не является каноническим с самого начала и Синод сам себя дискредитировал.

Надежда Скварник: Действительно, все выглядит именно так. Во всяком случае, никаких положительных отзывов о владыке, о ложности обвинений и о возможности его возвращения от Синода ни разу не поступало. Кроме той спонтанной радости владыки Симеона, о которой потом предпочли забыть. Хотя, честное слово, от всей души хочется верить, что все это досадное недоразумение, которое вскоре решится. Иначе, как после такого доверять людям, называющим себя пастырями?

Архимандрит Марк (заговорщик против владыки Христофора).

 

Самым активным из заговорщиков является архимандрит Марк (Крупица), складывается впечатление, что он и является руководителем заговора против Владыки и что именно он хочет занять пост главы Православной Церкви чешских земель и Словакии. Вместе с тем, о нём почти ничего не известно, кто он такой и откуда вообще взялся… Известно ли вам что-то о нём?

Сергей Комков: Ничего пока не могу сказать лично об архимандрите Мареке Крупице. Но есть сведения и о его неканоническом поведении. Если этим вопросом заняться вплотную, то можно получить очень важную и интересную информацию. Но даже без этого в своей статье “Сумерки в Светлое Христово Воскресение”, опубликованной на ряде Интернет-ресурсов в России, я написал о том, что принял для себя решение никогда в жизни не подходить к этому священнику ни на исповедь, ни к причастию. Потому что его рукой давно уже водит не Бог.

Войтех Мерунка: Надо ещё вспомнить активную роль доцента Милко, др. Шуварского, священника Фраймана и епископа Иоакима. Мы не знаем, кто из них является руководителем заговора. Они все своей частью участвуют в распространении известий в СМИ, помогали писать ложную жалобу на Христофора, а сейчас они задействованы в обращениях к верующим с аргументацией против Христофора. О Крупице: Я его лично не знаю и могу только отметить общедоступную информацию с сайта сестры Йоханки, которая не молчит, в конце ее текста: http://pravoslavi.wz.cz/Obcasnik_3.htm Вкратце там написано: алкоголь и секс.

Надежда Скварник: О нем можно многое сказать, но не хочется уподобляться людям, обливающим грязью других. Без конкретных фактов это будет только личное впечатление. Те, кто такими фактами располагают, молчать, конечно, не должны.

 

В ближайшее время пройдут выборы нового архиепископа Пражского, причём, как утверждают заговорщики, владыки Христофора не будет в списках возможных кандидатур. Петиционным комитетом планируются какие-то дополнительные меры, что бы сказать веское слово за возвращение митрополита Христофора?

Сергей Комков: Никаких выборов быть не должно. Потому, что владыка Христофор оставил Пражскую архиепископскую кафедру временно, до снятия с него лживых обвинений. То, что обвинения действительно оказались лживыми, уже доказывать не надо. В этом призналась сама лжесвидетельница. Поэтому владыка Христофор просто должен быть возвращен на кафедру и продолжить свое праведное служение Церкви и народу. В случае, если все-таки подобные “выборы” будут назначены, все их участники могут быть обвинены в потворстве лжесвидетелям и раскольникам.

Войтех Мерунка: Во-первых надо сказать что новых выборов не надо (так думаю по прецеденту владыки Феоктиста Румынского в 1990). Если говорить о выборах, у нас нет никакого другого человека с такой репутацией в церкви и вне церкви как у Христофора. Другие епископы все себя морально запятнали. Или они стоят прямо против Христофора или ждут конца аферы, куда присоединиться.

Я удивлен, что заговорщики и многие другие участники этой аферы, не опасаются последствия своих действий, которые настолько огорчают многих людей, включая Святих на Небесах. Господь наш Иисус Христос нас вразумительно учит: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»

Надежда Скварник: Какие могут быть выборы, если и выбирать не из кого? Другого достойного кандидата нет. До его уровня не дотягивает никто. Церковь чешских земель и Словакии очень молодая, в ней, к сожалению, пока не много авторитетных, мудрых и по-настоящему благочестивых людей. Если не вернется владыка Христофор, для Церкви это будет означать стремительное падение и, возможно, даже прекращение существования. Люди, составившие заговор пилят сук, на котором сидят. Вот и все,  тут уж никакие меры не помогут. У Бога тут свой замысел, нам неизвестный и недоступный. Может, Ему действительно наша Церковь неугодна. Но тогда это самый верный способ в самом ближайшем времени прекратить ее существование.

 

Если предположить, что заговорщики несмотря ни на что, ни на какое количество собранных подписей, ни на какие митинги, ни на какие разоблачения собственной лжи и корыстности, всё равно не вернут митрополита Христофора, а новым главой Церкви будет избран кто-то из заговорщиков, например, архимандрит Марк. Какова на всё это будет реакция верующих?

Сергей Комков: Это будет означать канонический конец Чешской Православной Церкви для всех православных верующих в Чехии и Словакии. Поэтому правящие архиереи из Священного Синода должны осознать, наконец-то, всю степень своей ответственности за подобный исход. Большая часть православных верующих перестанет посещать чешские и словацкие православные храмы и приобщаться к христианским таинствам. Именно поэтому в своем Обращении к членам Священного Синода я призвал их подумать о том, что им дороже: личные амбиции или любовь и преданность паствы.  Третьего не дано.

Войтех Мерунка: Как я уже сказал, у нас есть сообщения от людей, которые говорят, если владыка Георгий и архимандрит Крупица выберут себя на выборах (Крупица как архиепископ Праги и Георгий как митрополит Чехии и Словакии), люди в храмах будут во время богослужения, по старому обычаю, будут на них кричать: “анаксиос”. И ещё, в Чехии много украинцев (приблизительно 125.000) и многие из них православные. Украинская община самая большая часть чешской Православной Церкви. Люди из этой общины говорят нам, что в случае, если владыка не вернётся, они уйдут из чешской Православной Церкви в другую Церковь. И многие русские тоже. Может быть, потом от Чешской Православной Церкви останется только маленькая часть ее нынешней величины, и она потеряет свой международно-славянский масштаб. И ещё, чешское православие будут люди интерпретировать как маленькую секту странных людей без ясного отношения к ведущей чешской культуре и традиции. Здесь я вижу самую великую проблему этой аферы: благодаря владыке Христофору, чешское православие начинало становиться естественной частью чешской истории, культуры. Например, СМИ и католики начали наше Православие уважать как равноправного партнера. Но сейчас этому конец.

Надежда Скварник: Массовый отток под омофор Святейшего Патриарха Кирилла. Потому, что оставаться в Церкви, где искреннего, чистого, отзывчивого человека можно раздавить без всяких оснований пустой клеветой горстки сплетников, истинному православному не позволит совесть. Создается прецедент: ты сластолюбив и сребролюбив, тебя не пускают к власти, но тебе очень хочется; обвини в своих грехах невиновного, чье чистое сердце не выдержит обвинений, и вот – ты у власти. Но тогда это уже будет не Церковь, а сборище разбойников. От возможности такого развития событий сердце кровью обливается. Поэтому мы и делаем все, что в наших силах, чтобы этого не случилось. Но на все, конечно, воля Божия.

 

___________________

 

Информация о членах петиционного комитета за возвращение владыки Христофора, на пост главы Православной Церкви чешских земель и Словакии:

Сергей Комков – директор «Русского Дома в Марианских Лазнях», академик, профессор, доктор педагогических и философских наук, доктор права, член Союза писателей Москвы.

Войтех Мерунка – доктор наук, доцент, преподаватель информационного менеджмента в  Чешском техническом университете, факультет ядерной физики и инженерии, кафедра инженерии программного обеспечения, член ассоциации чешских математиков и физиков.

Надежда Скварник – окончила магистратуру по специальности международная журналистика на факультете Международных отношений Кыргызско-Российского Славянского университета в г. Бишкек. В настоящее время является студенткой кафедры Восточного христианства факультета Гуситской теологии Карлова университета в Праге.

Петра Стауфчикова – окончила Юридический факультет университета Палацкого в г. Оломоуц (Чешская Республика). В настоящее время работает служащей в суде.

 

Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор на богослужении в Храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Прага, 13-е декабря 2009 г.

 

Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор у портрета Блаженнейшего митрополита Дорофея. Прага, 13-е декабря 2009 г.

 

Блаженнейший Митрополит Христофор. Прага, 2010.08.28.

 

Блаженнейший Митрополит Христофор. Прага, 2010.08.28.

 

Блаженнейший Митрополит Христофор. Прага, 2010.08.28.

Автор фотографий с владыкой Христофором: Ярослав Мошков, ИА “Русские Новости”.

Exit mobile version