Если «экономический гром» действительно грянет, то никакие резервы нас не спасут
Бывший министр финансов Алексей Кудрин опубликовал статью «Чего мы ждем от правительства», которая, по сути, содержит «пошаговые инструкции» для Дмитрия Медведева на его будущем премьерском посту. Кудрин говорит правильные, хотя и банальные слова.
Первое, что хочется отметить в этой связи: в экономике действует железный закон, сформулированный еще чуть ли не в XIX веке. Он гласит, что в финансовой науке никакие открытия невозможны. Вот почему набор предложений, озвученных Кудриным, конечно, не является попыткой интеллектуально помочь будущему премьеру. Скорее это – некая декларация того, что отставному министру финансов «чертовски хочется поработать». Кроме того, он, видимо, хочет оказать давление на будущего президента, чтобы его вышеозначенная мотивация на что-то опиралась.
Собственно говоря, предложения Кудрина не выходят за рамки той политики, принципы которой он всегда пропагандировал, когда путем изъятия части углеводородной ренты государством были накоплены некие резервы, которые затем ушли непонятно на что. Точнее говоря, они ушли на погашение долгов, которые были сделаны нашим финансовым сектором, испытывавшем дефицит ликвидности, за что государство несло прямую ответственность. Сейчас под разными благовидными предлогами предлагается снова провернуть ту же самую операцию. При этом Кудрин говорит правильные, хотя и банальные слова о том, что наши бюджетные доходы сильно зависят от мировых цен на углеводороды. Это – правда, которая стала действительностью во многом благодаря таким высокопоставленным политикам и чиновникам, как Кудрин.
Россия нуждается в инвестициях в производство и защите внутреннего рынка
Он, в принципе, верно предупреждает, что при падении мировых цен на нефть Россия, что называется, окажется «без штанов». Тогда нам снова понадобится фискальная заначка. Надо сказать, что это – лишь часть правды, потому что в прошлый раз накопленные резервы были потрачены в ситуации, когда не было чрезмерного падения цен на нефть. Так что если на этот раз «экономический гром» действительно грянет, то резервные средства нас вообще не спасут. Озвучиваемые Кудриным причины его ухода с поста министра финансов – это, что называется, от лукавого. Он фактически сам спровоцировал свою отставку, выступив с критикой экономической политики руководства, находясь с визитом в США, что было нарушением всех канонов и норм субординации и корпоративной этики. Предлогом отставки Кудрина было расхождение в оценке объемов финансирования оборонного бюджета, хотя на самом деле речь шла о сущих копейках по сравнению с нашими нефтегазовыми доходами.
Данная публикация – это, безусловно, чисто политическое мероприятие, которое содержит ритуальные клятвы, подтверждающие верность некоему знамени, а не реальные предложения о том, что делать с нашей экономикой. И так понятно, что она нуждается в инвестициях в производство и защите внутреннего рынка для его развития. Что, в свою очередь, несовместимо с тем же вступлением в ВТО и должно, в отличие от принципов Кудрина, сопровождаться увеличением госфинансирования инвестиционных программ, не полагаясь исключительно на частный капитал. Однако движение по этому пути категорически неприемлемо для апологетов монетарного фундаментализма. Отсюда мы имеем то, что имеем.