ЕС опасается демарша «Газпрома»
ЕС, газ, энергетика Евросоюз с трудом определяется по поводу реформирования своего энергетического рынка. На днях по планам Еврокомиссии в этой области был нанесен чувствительный удар. Победу – хотя и неполную – в свой актив могут записать энергетические компании-гиганты из Германии и Франции, а также российский «Газпром».
Еврокомиссия давно борется за свой вариант либерализации европейского энергорынка. Эта реформа является органической частью преобразований, направленных на создание по-настоящему общего рынка европейских стран. Энергетика в этих планах занимает одно из основных мест.
Как известно, Еврокомиссия настаивает на выделении из вертикально-интегрированных энергетических компаний производящих и транспортных звеньев. С 1 июля прошлого года в странах ЕС средние и крупные компании, занимающиеся распределением электричества и газа, должны были зарегистрироваться как самостоятельные юридические лица. Тогда произошло так называемое «юридическое разделение» — был сделан еще один шаг в направлении разрушения существующих монополий в сфере производства, транспортировки и распределения электроэнергии и газа. Как утверждают еврокомиссары, вследствие этого должен упроститься доступ к передающим мощностям для новых участников рынка. По замыслу авторов плана создания внутреннего энергетического рынка ЕС новая система должна поощрять конкуренцию и вести к снижению цен для потребителей.
Сейчас Еврокомиссия хочет от «юридического разделения» перейти к реальному, для чего крупные энергоконцерны должны продать свои мощности для транспортировки газа и электроэнергии. Подобное предложение было озвучено еще в сентябре прошлого года. Это, однако, не очень устраивает крупные концерны. Их представители утверждают, что в таком случае они лишатся стимулов для инвестиций в энергетику. За разделение энергоконцернов активно выступают Великобритания и Голландия. Против – Германия, Франция, Австрия, Болгария, Греция, Люксембург, Латвия и Словакия.
Решающая «битва» между сторонниками и противниками предложенного Европейской комиссией подхода к либерализации энергорынка произошла на заседании министров энергетики стран ЕС чуть более недели назад. На нем после продолжительного и горячего обсуждения были выработаны три варианта реформы, из которых европейские правительства могут выбирать наиболее подходящий для себя.
Первый вариант, который отстаивает Еврокомиссия, заключается в том, что энергоконцерны просто продадут свои передающие мощности.
Второй предполагает появление Независимого системного оператора (НСО). При этом крупные энергетические компании сохраняют за собой права собственности на передающие мощности, но делегируют управление этими сетями абсолютно не зависимому от них оператору. Компания-оператор и компания-владелец не могут иметь общих акционеров.
«Третий путь», наиболее устраивающий крупные энергетические компании и отстаивающие их интересы 8 «несогласных» стран, был разработан Еврокомиссией и председательствующей в ЕС Словенией в мае. Он включает в себя формирование Независимого передающего оператора (НПО). Здесь, как и в предыдущем варианте, энергетический концерн сохраняет свое право собственности на мощности по транспортировке энергоносителей. НПО разрешается иметь тех же акционеров, что и в материнской компании.
Правда, в этом случае предусмотрен более строгий контроль за деятельностью НПО со стороны национальных проверяющих органов. Последние наделяются правом доступа к планам НПО по развитию и инвестициям. Помимо этого, предполагается по возможности затруднить переход кадров из одной компании в другую. Так, менеджер, работающий в НПО, не может трудиться в материнской компании три года до и четыре года после своей работы в НПО.
Появление возможности «третьего пути» – это несомненная победа «несогласных». Однако интересно, что, несмотря на сильные позиции правительств упомянутых восьми стран ЕС, некоторые крупные энергокомпании в Германии уже решили отказаться от своих передающих мощностей. Есть мнение, что таким образом они ухудшили переговорные позиции немецкого правительства.
Речь идет о заявлении, сделанном представителем концерна E.ON в конце февраля о готовности продать свои электросети. В конце мая уже немецкий концерн RWE предложил продать более 4 тыс. километров своих газопроводов. Это – результат прошлогодних действий Еврокомиссии. Тогда органы ЕС начали антитрастовские расследования, которые могут обернуться для компаний огромными штрафами. Еврокомиссия обвиняет энергоконцерны в завышении стоимости услуг по транспортировке энергоносителей для конкурентов и создании для них препятствий для выхода на рынок.
Несмотря на определенные тактические победы Еврокомиссии в ее борьбе с крупными концернами, на заседании министров энергетики ее представителям пришлось также уступить в вопросе о новом европейском контролере. Министры обсудили и обозначили роль нового Агентства по контролю за энергетикой, в задачи которого должен входить надзор за тем, как функционирует рынок энергетики в странах ЕС, особенно в той его части, которая касается трансграничного сотрудничества. Решили, что Агентство будет независимо от Еврокомиссии и стран-членов ЕС, однако его полномочия не должны превышать те, что есть у национальных контрольных органов. В итоге, усиливаются позиции национальных органов, а не общеевропейского, как того хотела Еврокомиссия.
Однако самое интересное касается «условия третьей страны», которое называют еще «положением о «Газпроме». Польская пресса поспешила обрадовать своих читателей, заявив, что правительства стран ЕС одобрили правило, по которому все неевропейские фирмы, которые захотят инвестировать в рынок ЕС, должны придерживаться принятых в союзе правил свободной конкуренции. Поэтому «Газпрому» также придется разделять производственные и транспортные мощности. Помимо этого, он будет обязан предоставить европейским фирмам доступ к своей транспортной инфраструктуре в России.
Однако польские СМИ поторопились выдать желаемое за действительное. Пока это только предложение, вызывающее серьезные разногласия в ЕС. В документе, одобренном по итогам встречи министров энергетики, говорится только о намерении включить в будущее соглашение условие о том, что третья страна не может быть поставлена в лучшие конкурентные условия и должна уважать правила, принятые в ЕС. При этом там есть важное дополнение: необходимо уточнить критерии, которые будут использоваться при рассмотрении вопроса об инвестициях из третьей страны, «особенно, с точки зрения безопасности поставок энергоресурсов в ЕС». Таким образом, становится очевидно, что ЕС опасается ответных мер со стороны российских компаний после принятия решений, идущих вразрез с их интересами. Выходит, что польские журналисты рано обрадовались, празднуя победу ЕС на «Газпромом».
Реформа энергетики ЕС должна еще быть одобрена Европарламентом. Европейские депутаты утвердят ее окончательные контуры. Но пока можно заметить, что для российских энергоконцернов все складывается не худшим образом. Правда, нельзя сбрасывать со счетов настойчивость Еврокомиссии, заставившую уже пойти на попятную крупные немецкие компании. Однако при этом в ЕС понимают, какой риск несет в себе противостояние с российскими поставщиками энергоресурсов. И похоже, что к обострению отношений с Россией в области энергетики в Евросоюзе не готовы.
Алексей Тимофеев ИА “Росбалт”