Епископ Диомид лишен сана
Архиерейский Собор призывает Чукотского архиерея к покаянию…
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви лишил сана епископа Анадырского и Чукотского Диомида за раскольническую деятельность и неподчинение священноначалию, сообщает РИА “Новости”. “Решительно осудить деятельность епископа Диомида, нарушающую 34-е апостольское правило, шестое правило второго Вселенского собора, 13-е, 14-е 15-е правила Двукратного собора, девятое правило Антиохийского собора”, – говорится в постановлении Архиерейского Собора. “За совершенные канонические преступления, выразившиеся в клевете и хуле на Церковь и священноначальников, извергнуть епископа Диомида из сана”, – говорится в документе. Решение было принято абсолютным большинством (всего при трех воздержавшихся) участников Собора.
“Мы терпели долго все обвинения и нападки. Его высказывания соблазняли людей”, – сказал об этом решении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. При этом Его Святейшество отметил, что епископ Диомид “не самостоятелен в своих суждениях и выводах и действует с чужих слов”. “Есть люди, которым нужно породить раскол”, – пояснил Патриарх Алексий II.
“Преосвященный епископ Диомид отсутствовал на Архиерейском Соборе без уважительной причины, – отмечается в документе Собора. – Его ссылка на болезнь не была подтверждена официальным медицинским заключением. В то же самое время публичные деяния Преосвященного в преддверии Собора, включая проведение им епархиального собрания, свидетельствуют о физической способности его приезда в Москву”.
Не имея возможности выслушать владыку Диомида лично, Собор тем не менее счел необходимым высказать свое суждение в связи с его деятельностью. “По исследовании всех документов, свидетельств и обстоятельств дела самую тяжкую вину Преосвященного епископа Диомида Освященный Собор усматривает в том, что своими обращениями и заявлениями он культивирует дух раскола в Церкви, разрушая ее единство, заповеданное Самим Господом (Ин. 17, 21) (…) Высказывая свои мнения по актуальным проблемам церковной жизни, которые сами по себе заслуживают обсуждения, епископ Диомид делает это не в духе братской любви, а в форме грубых обличений своих собратьев. Угрожая расколом Церкви, автор обращений вынуждает принять его точку зрения, а не проявляет заботу о соборном выявлении истины, основанной на Священном Писании и Священном Предании Святой Церкви (…) Епископ Диомид несет полную ответственность за соблазн некоторых членов Церкви, приведший их к конфронтации со Священноначалием и настоящим Освященным Архиерейским Собором, и признан виновным за раскол, нестроения и развал пастырской деятельности во вверенной ему епархии”, – говорится в соборном определении.
Вместе с тем, Архиерейский Собор также призвал епископа Диомида к покаянию и постановил, что в случае принесенного раскаяния решение о его извержении из сана не вступит в силу, а дальнейшая судьба Чукотского архипастыря будет решена Священным Синодом. На Соборе также было вынесено постановление в отношении представителей епархии владыки Диомида, подписавших письма с критикой священноначалия Русской Православной Церкви и призывами к расколу. За уклонение в раскол игумен Илия (Емпулев) также лишется священного сана, а протоиерей Владимир Мордвов, иерей Иоанн Балицкий и иеромонах Антония (Шляхов) запрещаются в священнослужении впредь до раскаяния.
Официальный сайт Архиерейского Собора также приводит богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных владыкой Диомидом, по итогам которого заключается, что: епископ Диомид, “публично обратившись не только к Священноначалию, но “ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви”, а также “к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви”, присвоил себе права, принадлежащие носителям и органам высшей церковной власти (в данном случае нарушены: 34 правило Святых Апостолов, 9 правило Антиохийского Собора, 20 правило Трулльского Собора); епископ Диомид считая поминовение правящего епископа, обвиняемого им в “ереси экуменизма”, греховным деянием, фактически призывает к разрыву молитвенного общения с епископами, законно занимающими свои кафедры; епископ Диомид, публично обвиняя Святейшего Патриарха в отступлении от церковных канонов и сравнивая его с апостолом, предавшим Христа, подлежит ответственности на основании 6 правила Второго Вселенского Собора; выступления епископа Диомида являются попранием архиерейского обещания, данного им при епископской хиротонии, в котором, в частности, говорится: “Обещаюся и церковный мир соблюдати и твердо держати… и последствовати во всем и повиноватися всегда Великому Господину и отцу нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду”.
“В целом рассматриваемые документы, подписанные епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, порочат авторитет Русской Православной Церкви, фактически провоцируют раскол, наполнены духом изоляционизма и экстремизма, толкают Церковь на конфликт с государственной властью и с представителями других конфессий, а также являются соблазном для людей, стоящих “на пороге” Православной Церкви. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду”, – говорится в документе.
“Мы терпели долго все обвинения и нападки. Его высказывания соблазняли людей”, – сказал об этом решении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. При этом Его Святейшество отметил, что епископ Диомид “не самостоятелен в своих суждениях и выводах и действует с чужих слов”. “Есть люди, которым нужно породить раскол”, – пояснил Патриарх Алексий II.
“Преосвященный епископ Диомид отсутствовал на Архиерейском Соборе без уважительной причины, – отмечается в документе Собора. – Его ссылка на болезнь не была подтверждена официальным медицинским заключением. В то же самое время публичные деяния Преосвященного в преддверии Собора, включая проведение им епархиального собрания, свидетельствуют о физической способности его приезда в Москву”.
Не имея возможности выслушать владыку Диомида лично, Собор тем не менее счел необходимым высказать свое суждение в связи с его деятельностью. “По исследовании всех документов, свидетельств и обстоятельств дела самую тяжкую вину Преосвященного епископа Диомида Освященный Собор усматривает в том, что своими обращениями и заявлениями он культивирует дух раскола в Церкви, разрушая ее единство, заповеданное Самим Господом (Ин. 17, 21) (…) Высказывая свои мнения по актуальным проблемам церковной жизни, которые сами по себе заслуживают обсуждения, епископ Диомид делает это не в духе братской любви, а в форме грубых обличений своих собратьев. Угрожая расколом Церкви, автор обращений вынуждает принять его точку зрения, а не проявляет заботу о соборном выявлении истины, основанной на Священном Писании и Священном Предании Святой Церкви (…) Епископ Диомид несет полную ответственность за соблазн некоторых членов Церкви, приведший их к конфронтации со Священноначалием и настоящим Освященным Архиерейским Собором, и признан виновным за раскол, нестроения и развал пастырской деятельности во вверенной ему епархии”, – говорится в соборном определении.
Вместе с тем, Архиерейский Собор также призвал епископа Диомида к покаянию и постановил, что в случае принесенного раскаяния решение о его извержении из сана не вступит в силу, а дальнейшая судьба Чукотского архипастыря будет решена Священным Синодом. На Соборе также было вынесено постановление в отношении представителей епархии владыки Диомида, подписавших письма с критикой священноначалия Русской Православной Церкви и призывами к расколу. За уклонение в раскол игумен Илия (Емпулев) также лишется священного сана, а протоиерей Владимир Мордвов, иерей Иоанн Балицкий и иеромонах Антония (Шляхов) запрещаются в священнослужении впредь до раскаяния.
Официальный сайт Архиерейского Собора также приводит богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных владыкой Диомидом, по итогам которого заключается, что: епископ Диомид, “публично обратившись не только к Священноначалию, но “ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви”, а также “к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви”, присвоил себе права, принадлежащие носителям и органам высшей церковной власти (в данном случае нарушены: 34 правило Святых Апостолов, 9 правило Антиохийского Собора, 20 правило Трулльского Собора); епископ Диомид считая поминовение правящего епископа, обвиняемого им в “ереси экуменизма”, греховным деянием, фактически призывает к разрыву молитвенного общения с епископами, законно занимающими свои кафедры; епископ Диомид, публично обвиняя Святейшего Патриарха в отступлении от церковных канонов и сравнивая его с апостолом, предавшим Христа, подлежит ответственности на основании 6 правила Второго Вселенского Собора; выступления епископа Диомида являются попранием архиерейского обещания, данного им при епископской хиротонии, в котором, в частности, говорится: “Обещаюся и церковный мир соблюдати и твердо держати… и последствовати во всем и повиноватися всегда Великому Господину и отцу нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду”.
“В целом рассматриваемые документы, подписанные епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, порочат авторитет Русской Православной Церкви, фактически провоцируют раскол, наполнены духом изоляционизма и экстремизма, толкают Церковь на конфликт с государственной властью и с представителями других конфессий, а также являются соблазном для людей, стоящих “на пороге” Православной Церкви. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду”, – говорится в документе.