Объявленные Россией ответные меры – сегодня в заголовках мировых новостей. Политики, бизнесмены и эксперты пытаются понять, во что обойдётся Америке и вместе с ней Евросоюзу их приверженность санкциям.
Даже по самым предварительным подсчётам, потери будут исчисляться десятками миллиардов евро. Почему такой акцент на валюте – европейская торговля с Россией на порядок масштабнее американской. Соответственно – понятно, кто в большем проигрыше.
Ответные меры России на санкции Запада – предмет обсуждения не только в кабинетах чиновников, но и в грушевом саду. Его хозяева – герои сюжета, который вышел на бельгийском телеканале. Введением эмбарго на целые категории продукции из США и стран Евросоюза Венсан Гоффен и Николя Гоффен крайне обеспокоены. Ведь если Россия не купит их груши, то кто?
“Россия – наш главный клиент. Они покупают почти 80% наших фруктов”, – говорит Венсан.
“Мы чрезвычайно зависимы от России. Вот-вот что-то случится, и придется искать другие торговые связи”, – согласен с ним Николя.
Но старый экономический партнер, как говорится, лучше новых двух. По итогам прошлого года, продовольственных товаров и сырья для их производства из ЕС и США в нашу страну было импортировано на сумму более 43 млрд долларов. По оценкам экспертов, на одном лишь экспорте овощей и фруктов Старый Свет зарабатывал около 10 миллиардов в год. От запрета импорта яблок, груш, вишни и капусты в Россию только Польша потеряет примерно миллиард евро – для экономики это чревато кризисом. Бельгия недополучит около 500 миллионов. Впрочем, ответные действия России, ожидаемы, более того – абсолютно логичны, – говорят эксперты.
“Как президент страны, Путин обязан защищать интересы России. Если российских дипломатов никто не слушает, если нет решения, достигнутого в результате переговоров, а в самих переговорах никто не заинтересован, то не остается другого выбора, кроме симметричной ответной реакции. Это логичный и естественный шаг. Повторяю, было бы очень странно, если бы он повел себя, как Иисус Христос, и подставил другую щеку. В таком случае 130 млн. россиян были бы очень недовольны его действиями, поскольку он не выполнял бы свои обязанности. В этой ситуации президент, Дума и политические круги России просто выполняют свои обязанности”, – считает политический обозреватель журнала EU Reporter Анна ван Денски.
В Минэномразвития России уже заявили о юридической чистоте ограничения ввоза сельхозпродукции в ответ на санкции. Действия России соответствуют базовым требованиям Всемирной торговой организации. Реакция Запада на ответные меры России – главная новость многих мировых изданий.
Серьезных потерь порядка 10 миллиардов евро опасаются итальянские производители и экспортёры. Наша страна традиционно – один из важнейших партнеров Рима.
Не меньше беспокоятся сейчас и в Ирландии. Министр сельского хозяйства республики в интервью газете “Айриш-Таймс” заявил о тяжёлом ударе, который ожидает национальных сыроделов. Их убытки он оценил в миллионы евро.
Ощутимых потерь ожидают и в Австрии. Ответные меры России скажутся на бизнесе скотоводов, а именно, на поставках свинины – одном из важнейших пунктов экспорта в нашу страну. Но, пожалуй, самый серьезный удар ждёт прибалтийскую рыбную промышленность, к примеру некоторые латвийские предприятия этой отрасли до 90% заказов получают именно из России
Идя на поводу у США в своей санкционной политике, страны ЕС, по сути, сами себе вырыли яму, утверждают политологи. От ответных мер России Старый Свет страдает больше, чем Америка, ведь именно Евросоюз – наш основной торговый партнер. Товарооборот со странами объединённой Европы составляет 370 млрд долларов, для сравнения, с США – всего 26 млрд. А значит, потери ЕС и США в результате ответных мер России несопоставимы. И эту высокую цену Евросоюз заплатил лишь за то, что не пошел против воли Америки, считают эксперты.
“Основная проблема заключается в том, что Евросоюз слепо идет за Соединенными Штатами в политике санкций. Позиция США в отношении России и позиция Европы отличаются диаметрально. Это явная асимметрия. Если вы посчитаете товарооборот России и Соединенных Штатов, вы поймете, что он в 11,5 раз ниже, чем товарооборот России с Евросоюзом. И если Брюссель будет слепо идти за США, так, как это пока Евросоюз и делает, нам придется доплачивать”, – полагает политолог Оскар Крейчи.
“Интересы США совершенно отличаются от интересов Европы. В интересах Европы – хорошие экономические отношения с Россией. А для США это не так важно. Европейские власти должны заботиться о своем населении и не должны попадать под такое влияние со стороны Америки”, – уверен политолог Иван Бло.
Заботиться о людях – это и обеспечивать их рабочими местами. Вакансий в результате “санкционной войны” в странах ЕС станет значительно меньше, уверены производители.
“Мы работаем на российском рынке уже порядка двадцати лет, и вести бизнес в России всегда было делом сложным, но из-за санкций все может стать еще труднее. И мы просто хотим сказать, что в связи с этим в будущем могут быть утрачены рабочие места, поскольку не будет заказов из России. В результате санкций компании могут потерять заказы и, как следствие, рабочие места. Мне кажется, что компаниям сейчас непонятно, как им теперь работать на российском рынке. При этом санкциями мы вряд ли чего-то добьемся”, – говорит основатель компании Export Explorer Тим Джелли.
Кто займет освободившиеся ниши на рынке?
* Мясо готова поставлять Бразилия, Уругвай, Парагвай, Аргентина и Белоруссия.
* Сыр, масло и сухое молоко – страны Южной Америки и Новой Зеландии.
* Овощи: Турция, Аргентина, Чили, Китай, Узбекистан и Азербайджан.
* Для фруктов список ещё внушительнее: яблоки, груши, вишню, черешню, абрикосы, персики, цитрусовые – в очереди на их поставку полтора десятка стран с различных континентов.
Заменить молочные продукты из Нидерландов готовы производители в Белоруссии. Они уверяют – качество товаров там соответствует еще советским стандартам, а значит, потребитель не будет разочарован.
“Сыр голландский да, он производится в Белоруссии и очень востребован в российских мегаполисах, в том числе”, – уверяет заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
На обеспечение взаимозаменяемости продовольствия – овощей, фруктов, мяса и молока – потребуется всего месяц, говорят эксперты. Максимум два.