Site icon ИА Русские новости

Эксперты активно комментируют данные объективного контроля, обнародованные накануне Минобороны РФ

Ведомство представило наглядные доказательства того, что в небе рядом с малайзийским “Боингом” находился украинский штурмовик, и что Киев незадолго до трагедии переместил в этот район свои зенитно-ракетные комплексы “Бук”
Неопровержимые улики – вот что такое данные объективного контроля, если использовать гражданскую терминологию. И чем больше таких улик, тем точнее и быстрее поиск преступника. Пристальный интерес к происходящему на юго-востоке Украины сейчас проявляют разведывательные ведомства многих стран. В том числе и российские военные, которые по возможности фиксируют любые перемещения всех объектов в зоне активных боевых действий.
Обычно эти данные имеют гриф “совершенно секретно”, однако в истории с малазийским лайнером Минобороны России опубликовало всю известную информацию. И эти факты заставили задуматься многих экспертов. Например: чем объяснить, что всего за несколько часов до трагедии в прифронтовой полосе оказалось сразу несколько пусковых установок “Бук”.
“Утром этого же дня в районе населенного пункта Зарочинское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8 км южнее Шахтерска, обнаружена батарея “Бук”. Возникает вопрос, почему батарея оказалась в этом районе, вблизи территории, контролируемой ополченцами, и непосредственно перед трагедией?” – говорит начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Андрей Картаполов.
Российские военные отследили перемещение ракетных комплексов украинской армии. Вот фотография 14 июля: пусковые установки еще на месте постоянной дислокации. А вот уже 17 июля: прифронтовая территория.
“На снимке хорошо видна самоходная установка с повернутой пусковой установкой, около 60 единиц различной военной и специальной техники, укрытия для техники и другие сооружения для техники”, – поясняет Андрей Картаполов.
Проще говоря, комплекс “Бук” в момент фотографирования находился в состоянии полной боевой готовности. Вопрос: с кем собирались воевать украинские ПВО, если у ополченцев нет собственных самолетов или вертолетов? В этой связи маневры гражданского самолета в небе кажутся еще более странными.
Летевший по прямой, на высоте более 10 с половиной километров, “Боинг” неожиданно снижается на несколько сотен метров и отклоняется от прежнего курса на 14 километров севернее. На самом деле это один из ключевых вопросов трагедии. Комплекс “Бук М1” имеет крайне ограниченные возможности. Чтобы поразить летящий на высоте 10 километров со скоростью примерно 900 километров в час самолет, у расчета есть не больше одной-двух минут, иначе цель просто выйдет за пределы досягаемости и ракета взорвется в воздухе, не причинив никому вреда. И, вероятнее всего, если бы “Боинг” заранее не поменял курс, то остался бы цел. Почему же самолет сменил курс, этим вопросом сейчас задаются в Международной ассоциации воздушного транспорта.
“Авиакомпании выполняют требования авиационных властей, которые обозначают безопасное для полетов воздушное пространство и планируют маршруты в соответствии с имеющимися ограничениями. Это похоже на управление автомобилем. Если дорога открыта, то предполагается, что она безопасна. Если закрыта, тогда приходится искать объезд”, – говорится в сообщении.
В тот день дорога в небе была открыта. Хотя еще в начале июля украинские средства массовой информации, со ссылкой на военных, распространили сообщения о том, что якобы у ополченцев есть собственный комплекс “Бук М1”. Но верили ли в это киевские власти? Если да, то почему вместо того, чтобы уберечь гражданский лайнер и направить по безопасному маршруту, его как будто специально вели в самый эпицентр боевых действий.
“Это действительно вызывает большое изумление, почему с точки зрения нормы авиационной безопасности, если Украина считала, что у донецкого ополчения имеются зенитно-ракетные комплексы “Бук”, не было закрыто пространство над районом боевых действий? Очевидно, это говорит о том, что Украина знала, что подобных комплексов у ополчения не может быть в принципе”, – говорит главный редактор журнала “Национальная оборона” Игорь Коротченко.
Однако киевские власти предпочитали делать вид, что комплексы есть. При этом ракетные установки “Бук” украинской армии поставили как можно ближе к позициям ополченцев.
“Развернутая группировка преднамеренно выдвинулась на критически близкое расстояние к позициям сил самообороны и произвела пуск ракеты по этому “Боингу” из этого региона, тогда она могла восприниматься как пуск из района, могли бы объявить, что это пуск из района сил самообороны”, – говорит военный аналитик Константин Сивков.
Перепутать место пуска действительно возможно. Современные системы слежения, в том числе и спутниковые, не могут обнаружить старт этого типа ракет у поверхности земли. Разве что зафиксировать тепловой след на высоте от трех тысяч метров, а затем по траектории ракеты высчитать место пуска. Погрешность при этом может составить несколько километров. В прифронтовой зоне определить, с чьей позиции был пуск ,в таком случае почти невозможно.
При этом еще одна деталь: сразу после падения лайнера украинские ракетные комплексы исчезли с прежних позиций в неизвестном направлении. А ведь если бы они остались, международные эксперты могли бы осмотреть пусковые установки и точно выяснить, стреляли из них или нет. Но украинские военные почему-то стремились этого не допустить.
Так что пока уверенности в том, что самолет был сбит ракетой “земля-воздух”, нет. Это лишь одна из двух версий. Ведь российские системы ПВО четко зафиксировали на радаре еще одну метку рядом с лайнером, которую опознали как боевой самолет. Не исключено, что это мог быть штурмовик Су-25.
“Удаление Су-25 от “Боинга” составило от 3 до 5 км. Су-25 по своим характеристикам способен кратковременно достигать высоты в 10 км. В состав его штатного вооружения входят ракеты класса “воздух – воздух” Р-60, способные захватывать и поражать цели на удалении до 12 км, а гарантированно – до 5 км”, – говорит начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Андрей Картаполов.
Неопознанный военный самолет несколько минут преследовал “Боинг”, а когда малайзийский лайнер начал падать, то и сам резко сменил высоту и исчез из зоны видимости. К версии того, что это могла быть ракета “воздух-воздух”, сейчас склоняется значительное количество экспертов. Они приводят в пример вот эту фотографию: часть обшивки со стороны кабины летчиков густо пробита шрапнелью. У ракет “Бука” поражающие элементы крупнее и разлет осколков гораздо больше.
“Если бы был пуск “Бука” с земли, всегда был бы виден след от стартующей ракеты. И очень в большом радиусе это видно было бы с земли. Скорее всего, мне кажется, это самолет – или Су-25, или еще какой-то”, – сказал летчик-снайпер Сергей Екимов.
Суммируя все факты, некоторые специалисты считают, что малайзийский борт был изначально приговорен. Военные самолеты в воздухе и “Буки” на земле лишь дублировали друг друга. Пока обо всех деталях трагедии приходится лишь догадываться, так что делать однозначные выводы рано.
Многое о последних минутах полета “Боинга” можно было бы выяснить, прослушав переговоры диспетчеров с летчиками. И в частности выяснить, кто именно принял решение о смене курса лайнера. Но служба безопасности Украины изъяла из диспетчерской все речевые записи и до сих пор скрывает их, хотя прошло уже пять дней с момента трагедии. Впрочем, в найденных бортовых самописцах, наверняка, сохранилась копия и, возможно, благодаря ей удастся узнать правду.

Exit mobile version