Экономика США: позитивные тенденции исчерпаны
Отметим, что согласно прогнозу экономистов, опрошенных Dow Jones Newswires, число первичных заявок должно было вырасти всего на 2000. Данные за предыдущую неделю были пересмотрены в сторону повышения, до 354 000, тогда как ранее сообщалось о 351 000. Скользящая средняя за четыре недели, которая считается более надежным индикатором, т. к. она сглаживает недельную волатильность, выросла до 355 000, что совсем чуть-чуть, но больше, чем на предыдущей неделе.
Этот рост противоречит тенденции последнего года, когда официальные данные показывали спад. Несмотря на рост в течение последних недель, новые заявки снижаются с прошлой весны и в большинстве случаев остаются ниже уровня 400 000, который считается критическим с точки зрения общего уровня безработицы. Отметим, впрочем, что «сезонные» изменения – вещь сложная, и здесь могут быть самые неожиданные эффекты, в т. ч. значительно снижающие первичные цифры.
Официальные данные по безработице в январе составили 8,3%, за февраль ситуация не изменилась, при этом число рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях экономики выросло на 227 000. Впрочем, если учесть частично занятых и тех, кто хотел бы работать полный день, то ситуация выглядит совсем не так оптимистично – около 17%. Но это все-таки получше, чем пару лет назад, когда эта цифра приближалась к 20%.
Опубликованный в четверг отчет показал, что число вторичных заявок на неделе 19-25 февраля выросло на 10 000 и составило 3 416 000. Данные по вторичным заявкам публикуются с недельной задержкой. Безработица среди работников, застрахованных на случай безработицы, на неделе 19-25 февраля осталась без изменений и составила 2,7%. В общем, тоже не такое уж серьезное изменение, но тенденция к улучшению ситуации, скорее всего, сломана.
Вместе с тем есть еще одни очень интересные данные: по данным ФРС, в IV квартале 2011 г. долг американских домохозяйств вырос на 0,3%, что стало первым приростом показателя со II квартала 2008 г. Объясняется это, конечно, несколько игриво, а именно активными покупками в кредит планшетов iPad, но сама по себе тенденция чрезвычайно интересная. Дело в том, что реально располагаемые доходы населения, в общем, не растут, и почему оно решило все-таки начать брать кредиты – большой вопрос. Скорее всего, частично это – специфические явления. Например, учебные кредиты в США теперь дают не банки, а государство, и все радостно начали их брать, поскольку, как понятно, государству можно и не возвращать. Но это – все-таки бантики.
Еще одной причиной, скорее всего, стало падение сбережений: граждане вернулись к мнению о том, что ситуация улучшается, а значит, можно тратить больше. Во многом это следствие пропаганды и предвыборной кампании, однако и относительная стабильность после двух-трех лет спада дала о себе знать. В любом случае, все это показывает, что оптимистическая пропаганда дает свой эффект. Другое дело, насколько все это надолго и какие даст последствия: рост долга на фоне снижения реальных доходов – это всегда крайне опасно.
При этом эмиссия около €1 трлн (около $1,3 трлн) в Европе не может пройти бесследно, что мы хорошо видим по ценам на нефть. Да, события в Греции дали небольшую передышку в ее росте, но есть мнение, что ненадолго, поскольку напечатанные деньги должны приносить хоть какую-нибудь прибыль их владельцам – а где ее еще можно сегодня получить, как не на спекулятивных рынках?
А рост цен на сырье неминуемо вызывает рост инфляции издержек, которая, скорее всего, к середине года в Евросоюзе и США (куда эмитированные ЕЦБ деньги тоже попадут, куда уж тут деться) приведет к повышению потребительской инфляции где-то до уровня 8-9% (в годовом выражении, разумеется). А потребительская инфляция обесценивает реальный спрос – т. е. на смену оптимизму потребителей, который мы видели в конце прошлого года по усилению их желания брать кредиты, может достаточно неожиданно прийти серьезный пессимизм.
Поскольку допускать такого безобразия до выборов никак нельзя, есть серьезные основания считать, что ФРС уже в начале лета запустит очередной раунд эмиссии, пресловутое «ку-ку-ку» (третий этап политики «количественного смягчения». – Прим. KM.RU). Другое дело, что при этом желательно бы демонстрировать низкую инфляцию, но с этим у денежных властей никогда проблем не было. А реальное состояние дел мы сможем понять по косвенным данным, за которыми нужно будет тщательно следить. Не исключено, в частности, что будут существенно увеличены социальные выплаты из бюджета – для компенсации выпадающего из-за инфляции спроса.
В общем, анализ статистических данных, связанных с потреблением домохозяйств, показывает, что тенденция, господствующая во второй половине 2011 года, постепенно выдыхается. Те позитивные эффекты, которые были связаны с предыдущими волнами эмиссии и другими мерами, выдыхаются, нужны новые меры – со всеми вытекающими из них негативными последствиями. И, скорее всего, мы их увидим еще до начала лета.