Эффективность саммита «Большой восьмерки» не выше, чем у встречи глав СНГ
В последнее время многие эксперты высказываются в том духе, что формат G8 исчерпал себя и ему на смену приходит «Большая двадцатка»
Никакой «Большой восьмерки» не существует – есть формат «7+1»
Начать следует с того, что никакой «Большой восьмерки» не существует, а есть формат «7+1». Особенно когда речь идет о глобальной экономике и вопросах финансового регулирования. США являются безусловным императивным регулятором в мире, соответственно, G8 отражает позицию одного игрока. Прямо или косвенно все решения принимает главный мировой регулятор. Вне зависимости от доли ВВП китайской экономики в общемировом масштабе, мировая экономическая система является по преимуществу американской, поскольку она построена на долларе. Эту систему трудно назвать мощной или здоровой. Она просто американская. И никаких признаков перемещения регулятора в другое место не наблюдается.
Опять же, увеличение роли финансовых площадок – Гонконга, Шанхая и прочих еще не означает перемещения регулятора. Это какая-то непонятная аберрация сознания. Китай является настолько же органичной частью мировой экономики, как и сама Америка. Все существующие международные форматы, будь то G8 или G20, по сути, являются не способом принятия решений, а способом этого не делать. Самые существенные решения принимаются в рамках национальных юрисдикций. Или же наднациональных и квазигосударственных (таких как Евросоюз). Но никак не на совещаниях и встречах на высшем уровне. Это, конечно, не означает, что не надо встречаться. Лидеры влиятельных стран должны иметь площадку для неформального и формального общения. Так же как на постсоветском пространстве есть СНГ. Вот почему эффективность встреч G8, G20 не сильно отличается от эффективности встреч глав государств СНГ, которая является притчей во языцех.
Выход на авансцену G20 свидетельствует о кризисе, который переживает глобальный регулятор
Теперь, что касается «Двадцатки». Это такая же тусовка как «Восьмерка», которая не имеет никакого отношения к принятию решений. Это лишь место, где можно сформулировать точку зрения, обозначить позицию и провести неформальные консультации. Что называется, «прощупать почву». Но это совершенно не тот формат, где принимаются глобальные решения. Скажем так: это не место, где люди меряются своими «выпуклостями», чтобы доказать, кто круче. Однако здесь возникает общая позиция или общее решение, которое является руководством к какому-то действию. С другой стороны, размывание формата G8 и выход на авансцену G20 свидетельствует о кризисе, который переживает глобальный регулятор и его ближайшее окружение в лице совокупного Запада. Наконец, оно свидетельствует о том, что центр принятия решений пытается замаскировать свои инициативы в рамках эдакой «матрешки форматов».
Итак: «восьмерка» и «двадцатка» это не более чем консультативные тусовки. В то же время следует иметь в виду, что в любой, даже самой жесткой иерархической системе – даже в армии или каком-нибудь министерстве – действующий руководитель, прежде чем принять решение выслушивает мнения специалистов, экспертов, помощников, своих замов и начальников подразделений. В принципе он для того их и держит. Однако окончательное решение принимает именно он. И все же этот факт не означает, что их позиция на финальное решение никак не влияет.