«Душа грустит о небесах, она не здешних нив жилица»

На-перекрестках-Вечности---Рыбакова-С.ННа нашей планете есть множество сокровенных уголков, где Небо соприкасается с землей, и человек, попав туда, оказывается, стоящим на пороге Вечности. Потому что там Творец Вселенной оставил Свой след, а все связанное с Ним выходит за границы времени.

Всемирно известны гора Священного Завета Синай, град Воскресения Христова – Иерусалим, боголюбивый Афон, но есть великое множество святынь, о которых знают одни лишь православные христиане. В эти святые места всегда отправлялись паломники, чтобы побывать там, где явно ощущается присутствие Самого Бога. В древности паломник был еще и посланцем, живым связующим с другими братьями и другими церквями.

На Руси паломничество всегда воспринималось как святое дело, сопряженное с духовным и телесным подвигом. Часто человек, совершивший свое Хожение, увидевший чтимые святыни Родины или дальних неведомых стран, старался оставить об этом событии воспоминания: «да ведают потомки православных». В Древней Руси были известны паломники-летописцы, а в более поздние времена появились писатели-путешественники, оставившие нам живую память о своих современниках и людях, живущих в в иных землях, об их духовной и культурной жизни.

Цель книги «На перекрестах вечности» – продолжение традиции путевых записок паломников и современных православных летописей. В ней собраны очерки людей, ездивших на поклонения святыням, находящимся за рубежами нашего Отечества, а также православных собратьев, живущих в других странах. Поэтому здесь рассказывается не только о христианских святынях, но и о жизни русских верующих Зарубежной Церкви и православных поместных Церквей. Рефреном через всю книгу проходят описания судеб тех священнослужителей, которые сохранили, несмотря на тяжелейшие испытания революцией, верность вере своих отцов, даже покинув Россию или – что не менее чудесно – пришел к Православию из западных вероисповеданий…

Книга разделена на семь частей, а по своей структуре она – «двухслойна». В каждой ее части, сначала идет небольшое повествование из Священной Истории человечества, а затем в эту метафизическую канву живыми иллюстрациями вплетаются рассказы очевидцев, которые в современной реальности соприкоснулись с Вечностью.

В первой части – «Скрижали Завета» – повествуется о священной горе Синай, где Бог явил Себя людям, через израильский народ, и даровал Десятисловие – заповеди их земного бытия. Эти простые, но вечные истины о духовном и личном Боге, о почитании родителей, о целомудрии, о святости человеческой жизни и неприкосновенности собственности ближнего, о совести, не утратят своей силы до конца веков. С тех самых пор человечество стремится к заветной горе Синай, дабы вспомнить главное в его истории событие и поклониться священному месту Богоявления. Об этом ярко и живо рассказывают архимандрит Августи (Никитин) и протоиерей Артемий Владимиров.

«Много есть знаменитых вершин, благословленных Создателем. – Рассказывает отец Артемий о своем путешествии на гору Синай. – Это, конечно, палестинские горы – Фавор, Ермон, Елеон. Но в отличие от Синая их скорее можно назвать высокими холмами. А вот Синайский кряж, который образует цепь вершин, поистине завораживает, будит воображение. Особенно если впервые попал в эту величественную пустыню, где, кроме оазиса в ложбине – Свято-Екатерининского монастыря, и не найдешь, за редким исключением, ни живого деревца, ни кустарника. […] Для человека, мало-мальски знакомого с Библейской историей и со Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов, впечатления особенно остры и сильны. Помимо изумления от красоты дикой природы такой человек вспоминает все, что когда-то читал, слышал, о чем думал и молился. Когда на сердце снисходят духовные помышления, тогда самое восхождение на гору кажется уже чем-то неземным, поистине чудом в вашей жизни. Во всяком случае, большинство людей, которые одолели восхождение, говорят о нем как об одной из самых значительных вех своего земного бытия».

Вторая часть – «Град Царя великого» описывает о Земле Обетованной с центром Вселенной – Святом городе Иерусалиме. Здесь родился наш Господь Иисус Христос, и свершилось величайшее событие – искупительный подвиг Спасителя, и здесь на Страшном суде Божием завершится мировая история. Об этом святом месте рассказывает составитель книги, писатель Светлана Рыбакова.

После Вознесения Христова святые апостолы понесли благую весть – «Евангелие» – по всей Вселенной. О чем повествуется в третьей части книги – «По стопам апостолов: Римская империя и Византия».

Об исчезнувшей империи, «Между Востоком и Западом: ушедшая Византия», написали посол России в Турции П.В. Стегний и советник посольства Росси в Турции О.В. Рогоза. «Издревле Константинополь – Царьград – Стамбул славился своим собранием святых реликвий разных эпох, от пророков Ветхого Завета до христианских мучеников. […] Неслучайно многовековой путь русских паломников к Гробу и Святой Земле пролегал через Константинополь и Малую Азию, ставшими для них воротами в Иерусалим». – Разворачивают свое повествование русские послы.

Однако о паломничестве в Италию с ее Вечным городом Римом, «…между «своими» и «чужими»», писатель, живущий в Неаполе, Михаил Талалай начинает рассказ с противоположного наблюдения. «Палестина, Афон, Константинополь – эти места всегда были дороги сердцам православных пилигримов (хотя они находились в руках мусульман), в то время как Италия, пусть и обладательница великих раннехристианских святынь, сильной тяги у русских странников долгое время не вызывала. Частое вмешательство римских пап во внутренние дела Московского государства и обширная антикатолическая полемическая литература создали атмосферу недоверия в православных кругах, поэтому паломничества в инославную Европу были единичны, выбиваясь из общего русла благочестивых путешествий россиян. Если христианский Восток воспринимался своим, единоверным (с рядом оговорок), то этого нельзя было сказать о католическом и тем более протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX–XX вв., причем их авторам приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению православных (вселенских) святынь…»

История Элладской Церкви с ее священной Горой Афон вошла в отдельную, четвертую, часть книги. «Земля Эллады священна, – пишет Светлана Рыбакова, – по ней ходили ученики Спасителя, принесшие сюда свет Евангелия и принявшие здесь мученическую кончину. В этой удивительной стране родились, жили и творили благословенные Богом люди: апостолы, святые, герои, окропившие ее землю потом и кровью. И сейчас современная Греция буквально усыпана священными местами, храмами, где находятся мощи святых мучеников, монастырями, неповторимыми памятниками старины». А писатель Валентин Распутин, побывавший на Горе Афон, раскрывает перед читателями страницы ее вечной истории: «…Святая Гора, поднята от подножья более чем на две тысячи метров. Издали она кажется необитаемой, однако, в ясную погоду на вершине ее видна церковь, а склоны ее при приближении оказываются утыканы норами-пещерами, где, непонятно как выживая, многими столетиями искали себе сверхсурового жития монахи-пустынники. Святая Гора дала название всему Афону; на афонских иконах над нею и простерла свой защитный плат-омофор Богородица. Это Ее земной удел […].

Из конца в конец по каменистому гребню, спадающему по бокам к берегам, протянулся Афон на сорок километров, имея в поперечнике от восьми до двенадцати километров. Сверху смотреть – точно звезды небесные, срываясь, засеяли эту землю и дали волшебные всходы — монастыри и скиты с задранными вверх маковками церквей. А вокруг них выбиты из камня виноградники и огороды и от одного монастыря к другому проторены узкие, нередко нависающие над ущельями, лесные тропы. Тут всюду древние, переплетающиеся, как морщины, тропы, тут от молитв все кажется живым, молвящим, и воздух сладостно насыщен молитвами, как запахами весеннего цветения».

Пятая часть сборника, точнее ее историческая часть, посвящена обращению ко Христу славянских народов, но основной рассказ идет о Сербской Церкви и многострадальной Косовской земле. Поэтому она называется «Под знаком креста и свободы». В нее вошли материалы, о Косовской Голгофе, известной журналистки Александры Никифоровой и протоиерея Геннадия Беловолова. Недавно почивший Сербский Патриарх Павел призывал паству сохранить край Косово и Метохии в своих сердцах, тогда никто не сможет его отнять у сербов. В своем Пасхальном послании 2008 года предстоятель Сербской Православной Церкви писал: «Судьбу Косово и Метохии мы не предоставим решать лживым людям с их интересами, но предоставим это Богу и Его суду. Как некогда пел Псалмовец разрушенному Иерусалиму, так и мы поем в духе Косовского завета: «Если забудем тебе, Косово, если забудем тебе, Метохия, пусть забудет меня десница Господня! Пусть прилипнет к небу язык мой, если тебя забуду, Косово!»

А следом, шестая часть книги рассказывает об иной, «Неизвестной Европе», которая, вероятно, к нашему всеобщему удивлению, очень интересуется Россией, ее историей и верой. Мы даже не представляем себе, что многие люди на Западе, по слову философа Татьяны Горичевой «испытывают невероятно трепетные чувства к нам и нашей стране, хотя никогда не бывали в России». Именно об этой Европе рассказывают в своих очерках священник Филипп Парфенов «Православие во Франции: история и современность», диакон Кирилл Крепс «Православие в Германии», Анна Мейхью-Смит «В старой доброй Англии», Светлана Рыбакова «Навстречу Богу и друг другу: по православной Голландии и Бельгии» и «Неожиданная Польша».

Многие западные христиане стали интересоваться православным христианством благодаря тем верующим людям, которые были вынуждены покинуть Родину после революции 1917 года. Свыше миллиона русских людей разъехались по всему миру и разнесли повсюду весть о живом Православии, и о своей любви к России, которая их не приняла. «И за то, что нас Родина выгнала, — Мы по свету ее разнесли». – С неизбывной печалью написал об этом поэт Алексей Ачаир.

Завершает книгу часть седьмая – «Свет Христов просвещает всех», где рассказывается о народах, пришедших к вере Православной не так давно. Православных японцев в своих статьях описали Галина Бесстремянная «Православие в Японии» и инок Всеволод (Филипьев, принявший на Святой Горе Афон в 2014 году монашеский постриг с именем Салафиил), «Страна восходящего Солнца Правды». Отец Всеволод рассказал, что «видел, как к часовне святителя Николая Просветителя Японии постоянно идут люди: подходили местные скауты и студенты, современно одетые молодые люди и пожилые японцы, идут целыми семьями, и было видно, что среди них, конечно, не все православные. Оказывается, в Токио и вообще в Японии святителя Николая очень почитают. Люди, еще непросвещенные крещением, приходят в часовню к нему, чтобы помолиться и попросить о своих нуждах, веря, что он может им помочь. Другой интересный факт: в соборе Николай-До находится икона святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, многие девушки японки, в том числе и некрещеные, приходят к этой иконе, стоят и долго на нее с умилением смотрят. После этого некоторые из них принимают крещение. Японки особенно почитают эту икону, молятся перед ней как-то по-своему, а потом постепенно начинают воцерковляться и приходят ко крещению. Неисповедимы пути Господни…».

Своими впечатлениями о «Русской Америке» поделилась ныне проживающая в США журналистка Татьяна Веселкина.

О непростой судьбе русской православной Австралии, такой далекой и загадочной, нашим читателям поведал митрофорный протоиерей Михаил Протопопов. Батюшка напомнил нам, русским, живущим в России, что русские люди, насильно выдворенные из страны, всегда любили Россию и носили ее в уме и сердце. «Последнее время, – пишет отец Михаил, – очень часто вспоминаются слова старой белогвардейской песни, которую пели офицеры, когда шли на войну: “Да возвеличится Россия, да гибнут наши имена…” – это, мне кажется, хороший принцип. Не надо делать для себя, не надо искать свою выгоду, надо делать ради России. А если делаешь что-то для России, то делаешь это для русского народа, потому что страна без народа – ничто». Это надо душой понимать и помнить.

Отрадно видеть, что в то время, когда мир раскалывается на части, православные верующие люди всего мира, вопреки всеобщему распаду, находят в себе мудрость и силу, обретать общие точки соприкосновения, взаимопонимания и любви. И, чем больше мы, православные христиане будем узнавать друг о друге, тем сердечнее станет наше молитвенное общение, согласие и доверие. Ведь мы – Единое Тело Христово.

Книга «На перекрестках вечности» просто и с любовью еще раз напоминает нам об этой очевидной истине.

 

Книга “На перекрестках вечности” продается в магазинах Москвы: Магазин издательства Московской Патриархии на Погодинке, Троицкая книга, Сретение. Ее можно заказать на складе издательства “Лепта”: тел. 8 (495) 638-51-60. Также книгу можно приобрести в Интернет-магазине «Остров-книг».

СтраныРоссия

Ещё похожие новости