Доведет ли язык Украину до раскола?

Доведет ли язык Украину до раскола?

 

 Языковая карта …

 

На одной из недавних пресс-конференций в МИД РФ украинский журналист, к удивлению многих, спросил: а что думают в России по поводу того, что вскоре на Украине опять может произойти оранжевая «революция» и ее возглавит Арсений Яценюк? Притом что в российском внешнеполитическом ведомстве речь шла о событиях в Сирии и вокруг нее. Естественно, коллеге посоветовали узнать об этом на своей Родине.

 

Согласитесь, трудно предположить, что корреспондент, представляющий в Москве серьезное информагентство, мог быть плохо осведомлен о происходящих в его стране процессах. Было очень похоже, что ответ мало его интересовал. Главным для него, как мне показалось, было озвучить вопрос, да еще в присутствии нескольких десятков представителей зарубежных СМИ.

 

Видимо, кому-то очень было нужно, чтобы эхо о грядущей, якобы, на Украине второй оранжевой «волне» облетело планету, причем, непременно в связке с нынешним «буревестником украинской революции» Яценюком.

 

Именно к высшей власти в стране лидер партии «Фронт перемен» Арсений Яценюк рвется давно. Он, кстати, уже побывал и заместителем главы администрации президента, и министром иностранных дел, и спикером Верховной Рады. Вкусил, так сказать… Ющенко напрямую не рассматривал его кандидатуру в качестве своего преемника на президентский пост, однако характеризовал Яценюка как «перспективного, большого политика, который нужен Украине, нации», как политика «европейского типа», к которому он «не скрывает симпатий уже много лет». Еще бы: Арсений Петрович – за НАТО, за Евросоюз, но, главное, – против России. Неслучайно его привечали и привечают в Брюсселе, Лондоне, Вашингтоне, да и лет пять-шесть тому назад приветливо встречали и в Москве. Везде поспел.

 

Но с президентством у «большого политика» дело не выгорело, и он решил возглавить объединенную украинскую оппозицию. Юлия Тимошенко мешала. И еще в 2009 году главный украинский «фронтовик» начал говорить о том, что премьер Тимошенко должна сидеть в тюрьме, потому что, мол, «за годы независимости у нас в стране в сфере газа накопилось преступлений на многотомное дело. Отдельные тома этого дела должны быть посвящены и газовым посредникам». Сбылось: Тимошенко за решеткой, Яценюк организовывает протестные акции и конфликты в Верховной Раде. Благо, с деньгами проблем нет.

 

Яценюка щедро финансируют украинские олигархи, причем разнонаправленной политической ориентации. Таким образом, они противодействуют как приходу российского бизнеса на украинские рынки, так и присоединению страны к актуальным для постсоветского пространства интеграционным проектам.

 

Но «грины», как известно, не пахнут. Если к тому же идут на международный благотворительный фонд, каковой в распоряжении Яценюка тоже имеется. Фонд «Open Ukraine»(«Открой Украину» или «Открытая Украина») был основан в 2007 году, как сообщается в пресс-релизах, по инициативе Арсения Яценюка и польского бизнесмена с «типично польской» фамилией Джимала и туманными кавказскими корнями. Когда в 2008 году в городе Зелена Гура Любушского воеводства (Западная Польша) было открыто консульство Украины, то почетным консулом назначили «известного польского бизнесмена и мецената» Збигнева Джималу, представил которого министр иностранных дел Украины А. Яценюк. Видимо, в знак благодарности за сотрудничество. С тех пор оба основателя активно трудятся над повышением «международного авторитета и популяризации Украины за рубежом».

Эти авторитет и популярность наверняка заметно возрастут после последней на сегодняшний день драки в Верховной Раде – между оппозицией, которая и затеяла потасовку, и депутатами от Партии регионов. Аккурат когда принимался в первом чтении законопроект о языках, узаконивающий использование наравне с украинским языком русского и языков других национальных меньшинств в 13 регионах страны. Правда, «авторитет и популярность» вырастут далеко не за всеми рубежами, но в США – рост точно будет.

 

За океаном прекрасно понимают, что языковая проблема самая острая для Украины. Именно она, в первую очередь, либо может в любой момент расколоть страну на несколько частей, либо, наоборот, объединить украинское общество.

 

В этом смысле весьма показателен доклад бывшего посла США в Киеве Стивена Пайфера «Предупреждая кризис в Украине». Доклад он составлял с действующим тогда послом на Украине Уильямом Тейлором для некоего Центра превентивного действия, официальной целью которого является изучение «конфликтов в странах или регионах, которые задевают интересы США». Таким образом, Украина и то, что там происходит, по признанию американских экспертов, напрямую эти интересы задевает. Об этом 62-страничном «опусе» двух послов в отставке можно было бы и не вспоминать, если бы то, о чем они пишут, не реализовывалось столь явственно.

 

Пайфер те или иные действия относительно Украины открыто и недвусмысленно связывает с «национальными интересами США». При этом не скрывает, что главная обеспокоенность Штатов должна заключаться не в том, что на Украине может разыграться кровавый сценарий, а в том, что Украина будет не в состоянии сформулировать «внешнеполитический курс, с которым могло бы согласиться правительство США».

 

По мнению экс-посла, самое страшное произойдет, если Украина переориентируется «на курс, более сфокусированный на Москве», и «Вашингтон не должен и не может отпускать Украину в московскую геополитическую орбиту».

 

Если далее классифицировать основные «риски», которые выделяет Пайфер, то к ним можно отнести следующее: «крымский сепаратизм», Черноморский флот, отношения с Россией, этнические русские, вопрос русского языка и «политизация вопроса вступления в НАТО». Пайфер пишет о проблеме пророссийских настроений на Юго-Востоке Украины, обращая на это особое внимание Вашингтона. Для решения этой проблемы он настоятельно рекомендует следующее: «Увеличить помощь демократии с целью поддержки политиков грядущего поколения… Помощь должна быть сконцентрирована на обменных программах, главной (но не единственной) целью которых должно быть выращивание политиков в Крыму и Восточной Украине». Эта рекомендация, кстати, последние годы активно внедряется в жизнь различными американскими фондами, давно уже перенацелившими свою деятельность на Юго-Восток Украины и Крым.

 

Делает Пайфер и такой вывод: «Языковой вопрос, в случае манипуляций, может спровоцировать раскол между этническими русскими и их украино-язычными этническими украинскими оппонентами». Одну из проблем для внедрения проамериканской политики эксперт усматривает в следующем: «Многие украинцы не видят драматической разницы между собой и этническими русскими». «Возможность этнических столкновений сохраняется, частично в связи с региональной концентрацией этнических русских. В качестве группы они тяготеют к поддержке признания официального статуса русского языка, поддержке сильных связей с Россией и противостоят движению Украины ближе к НАТО… Украинские националистические группы, преимущественно в Западной Украине, будут действовать более активно в ответ». Заметьте, националисты будут действовать «в ответ»! В то время как именно необандеровцы провоцируют все конфликты на национальной почве.

 

Пару месяцев тому назад, пребывая в Киеве, помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Филип Гордон в полном соответствии с «тезисами Пайфера – Тейлора» заявил, что «мы не просим Украину отталкивать от себя Россию, но мы также не хотим, чтобы Украина чрезмерно зависела от России…»

 

«Если, к примеру, Украина не сможет продвинуться в развитии отношений с ЕС и станет еще больше зависеть от России, то, с нашей точки зрения, это будет досадно, однако это будет еще более досадно для самой Украины». Евгения Войко ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, так прокомментировала слова представителя американского госдепа: «Я с трудом верю в то, что перед госдепом США не стоит задача разделения Украины и России, отделения одной страны от другой и в политическом смысле. Безусловно, такая задача стоит, и эта политика американской администрации была успешна. Я думаю, что в среднесрочной перспективе, в том случае, если будут удачно решены проблемы на Ближнем Востоке и нынешняя ситуация с Ираном, интерес к Украине снова повысится». Кому, спрашивается, выгодно, чтобы на Украине бушевали языковые страсти?

 

Ответ, что называется, лежит на поверхности. И потому уже не кажется странным, что после принятия закона Украины «О ратификации Европейской Хартии о региональных языках или языках меньшинств» в 2003 году не появилось ни одного законодательного акта, направленного на реализацию положений, закрепленных в Хартии. В том числе, нет документа, который определял бы полномочия местных органов власти относительно признания такими языков, которые распространены на территории соответствующих административно-территориальных единиц, что делает невозможной любую эффективную деятельность по применению Хартии. Это лишний раз демонстрирует как остроту языковой проблемы в Украине, так и неспособность государства найти реальные пути ее решения. А многие известные политики и отдельные политические партии, прежде всего, националистического толка, вообще, стараются замолчать проблему языков, показать ее как надуманную и политически обусловленную.

 

Особенно преуспевает в этом разрушительном для Украины деле т.н. объединенная оппозиция. И это несмотря на тот факт, что, по меньшей мере, каждый четвертый гражданин Украины является представителем национального меньшинства, каждый третий – представителем особой языковой группы, и не менее 40% населения страны ежедневно использует в общении, кроме украинского, другие языки. Для более 15 миллионов граждан Украины (30% населения) родным языком является не государственный, а один из региональных языков или языков меньшинств.

 

По данным последней переписи населения, 14,273 млн граждан Украины назвали русский язык родным языком, что в целом составляет 29,6% населения страны. Согласно результатам различных социологических исследований, дома на русском языке говорят от 43% до 82% граждан страны.

 

Наиболее ярко нынешняя языковая ситуация находит отражение в электронных СМИ. Так, за 2004-2011 годы доля украинского языка увеличилась на телевидении на 28,3%, на радио – на 59,9%. Рост происходит в среднем на 3-6% ежегодно. В то же время доля региональных языков или языков меньшинств за тот же период сократилась в радиовещании, минимум, на 50% (до 7-10% от общего вещания), на телевидении – на 25% (до 5-8%).

 

Евросоюз представляет правительству Украины уже второй периодический Общественный отчет об исполнении положений Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, который был составлен в соответствии с планом, утвержденным Комитетом Министров Совета Европы еще 6 мая 2009 года. В отчете учтены также положения доклада Комитета экспертов ЕХРЯЯМ от 27 ноября 2008 года и Рекомендации для Украины, одобренные Комитетом Министров Совета Европы 7 июля 2010 года. Вывод неутешительный: Украина игнорирует требования Хартии и все настоятельные советы Евросоюза. Это притом что Виктор Янукович неоднократно обещал сделать русский язык вторым государственным или официальным и не отказался от курса на евроинтеграцию, намеченного еще президентом Леонидом Кучмой и активно продвигаемого Виктором Ющенко. И когда дело, наконец, доходит до обсуждения в Верховной Раде законопроекта о региональных языках, который хотя и не решает языковую проблему, но все-таки сдвигает ее с мертвой точки, оппозиционеры учиняют настоящий бунт: драка в высшем законодательном органе страны и шумные многодневные митинги протеста под стенами Верховной Рады.

 

И как всегда, когда встает вопрос о положении русских и русского языка на Украине, зачинщиками выступают политики и политические силы из западных областей.

 

Галичане лукаво отождествляют придание русскому языку статуса государственного (официального) с потерей независимости Украиной.

 

После первого чтения названного выше законопроекта лидер УНА-УНСО, Герой Украины (от Ющенко), сын генерала УПА Шухевича – Юрий призвал к мобилизации созданной им же этой профашистской организации. В преддверии обсуждения законопроекта Львовский облсовет объявляет 2012 год годом УПА. А в Украинском католическом университете вводят специальный учебный курс об особенностях повстанческой войны и тактике боевых действий УПА, поскольку, мол, тактику УПА изучают даже в американской армии.

 

Группа политиков и деятелей культуры Галиции обращается в Верховную Раду с призывом «Всеми средствами остановить разгул антиукраинских сил и наших доморощенных предателей и ростовщиков!» Есть в обращении и такие слова: «Как никогда за весь период независимости вокруг Украины и в ее сердцевине не было такой концентрации антиукраинских, враждебных украинству сил. Открыто и цинично вводится в учреждениях, средствах массовой информации русский язык, в Восточном и Южном регионах закрываются украинские школы…» Заметим, что при такой страшной «русификации» в период с 2007 по 2009 годы количество изданий на языках национальных меньшинств насчитывает единицы, а в 2010 году – не издано ни одной книги. Откуда же всплеск столь откровенной злобы ко всему русскому и русским? Почему именно сегодня затеян очередной русофобский шабаш?

 

Мир вступил в фазу формирования нового мирового порядка. Его субъектами станут те, кто сумеет образовать достаточно большие, заинтересованные в усилении интеграции пространства. На Украине тоже заметен рост популярности идеи «собирания земель». И поскольку индустриальный (русскоговорящий) восток Украины в значительно большей степени нуждается в русском интеграционном проекте, чем ее полонизированный запад, основное противоречие между сторонниками этого проекта и его противниками лежит вдоль культурно-исторического разлома, осью которого является русский язык. Тем более, что «галицкий» проект «построения» Украины, на который все годы независимости работали Запад и украинская «элита», реализовать не удалось. И теперь уже вряд ли удастся. Так называемые «украинские смыслы», предложенные Украине Галичиной и позволяющие всем «мыслить по-украински», оказались совершенно не конструктивными по причине господствующего в них национализма.

 

Достойную внимания мысль высказал однажды известный политолог, заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов:

 

«Сейчас еще есть последний шанс их (неонацистов – В.П.) остановить, а именно: прекратить с ними заигрывать, провести Нюрнберг над неонацизмом в Галиции, вспомнить все, начиная с того, как эта идеология впервые себя проявила…»

 

«На этом Нюрнбергском процессе необходимо показать, что галицийские неонацисты – враги не только России, но и Украины». Очевидно, что в настоящих условиях объединяться России с Украиной можно лишь при обязательном условии снятия того антирусского контекста, который украинской «элите» удалось насадить за 20 лет независимости. В противном случае интеграция станет механизмом отравления русской цивилизации через украинскую идеологию, с самого начала своего создания заточенную против Руси-России. А силу влияния ее недооценивать нельзя.

 

Когда-то Арсений Яценюк назвал Украину мини-империей, которая «состоялась в своих границах во времена Советского Союза». Сегодня, активно разыгрывая языковую карту, он старается стать достойным продолжателем дела Ющенко.

 

И если этот контекст наложить на нынешнюю украинскую ситуацию, то вопрос украинского журналиста на пресс-конференции в МИД РФ уже не кажется неуместным, а отчетливо приобретает провокационную окраску. Прежде всего, в отношении России, которую решили, таким образом, прощупать на предмет смены украинской политической власти. Опять, разумеется, при поддержке извне.

 

http://www.stoletie.ru/politika/jazykovaja_karta_781.htm

СтраныУкраина
Предыдущая статья
Следующая статья

Ещё похожие новости