Site icon ИА Русские новости

Доллару и евро указали на выход

Доллару и евро указали на выход


БРИКС откажутся от евро и доллара в своих взаиморасчетах, а в перспективе возможно создание собственного банка развития этого международного объединения. Таковы главные итоги саммита пяти быстроразвивающихся стран, завершившегося в четверг в Нью-Дели. И хотя от декларации до реального воплощения в жизнь столь масштабных планов пройдет немало времени, развитым государствам есть над чем задуматься.



Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР недвусмысленно претендуют на усиление своих позиций на мировой арене, пропорциональное их вкладу в глобальную экономику. На БРИКС приходится 40% населения Земли, 20% мировой экономики и 15% международной торговли. По оценкам МВФ, до 2015 г. именно они будут выступать локомотивом мирового экономического роста.


Нынешние лидеры, понятное дело, уступать не хотят. Но хотят получить побольше денег от “машинистов” этого локомотива на решение накопившихся за время кризиса проблем. БРИКС такой подход не устраивает. В частности, пятерка уже дала понять, что без увеличения квот в МФВ, которого она настойчиво добивается, рассчитывать на ее щедрость не стоит.


“Все мы заинтересованы в реформировании устаревшей финансово-экономической системы мира. Сейчас такое реформирование идет, но сегодня мы выразили недовольство тем, какими темпами это осуществляется”, – заявил Дмитрий Медведев на заседании лидеров БРИКС в расширенном составе. По словам российского президента, эта реформа не учитывает ту роль, которые участники названного блока и другие развивающиеся государства играют сегодня в глобальной экономике.


Основным поводом для раздражения на данный момент является ситуация вокруг выборов нового главы Всемирного банка, руководитель которого Роберт Зеллик летом собирается в отставку. Традиционно этот пост занимали представители США, тогда как управление МВФ отдано европейцам. Однако участники БРИКС неоднократно указывали на несправедливость подобного распределения мест в изменившемся мире и надеялись, что в этот раз приоритет будет отдан кандидатам из других регионов.


Казалось, к тому все и шло: до недавнего времени фаворитами считались министр финансов Нигерии Нгози Оконджо-Ивеалы, которую поддерживает Южная Африка, и бывший глава Минфина Колумбии Хосе Антонио Окампо, угодный Бразилии. Но неделю назад президент США Барак Обама объявил о выдвижении на этот пост профессора Дартмутского колледжа Джима Ен Кима – корейца с американским паспортом. В преддверии президентских выборов Обама, позиции которого и так достаточно зыбки, сделает все возможное, чтобы Всемирный банк вновь возглавил представитель США, полагают эксперты.


Возможно, ответом на этот демарш и стало рассмотрение выдвинутого Индией предложения о создании Банка развития БРИКС. Впрочем, пока это лишь теория. Минфинам поручено изучить данный вопрос и создать рабочую группу для его дальнейшей проработки, предоставив первый доклад о результатах к следующему саммиту.


А вот стремление снизить зависимость от евро и доллара получило реальное воплощение. В рамках саммита было подписано два важных документа: генеральное соглашение о предоставлении кредитов в национальных валютах и многостороннее соглашение о подтверждении аккредитивов в рамках механизма межбанковского сотрудничества БРИКС (обязательство приоритетного обслуживания транзакций банков этих стран). Это первый шаг на пути к переходу на национальные валюты во взаиморасчетах, уверяют политики. Однако путь предстоит долгий.


Соглашение предусматривают создание базовых механизмов для осуществления расчетов и финансирования проектов в национальных валютах между уполномоченными банками участников БРИКС. Его подписали Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Экспортно-импортный банк Индии, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Банк развития Южной Африки. Процесс перехода к расчетам в нацвалютах завязан на приведение к общему знаменателю национальных законодательств, так что на это потребуется время.


Россия и Китай, которые уже осуществляют часть взаиморасчетов в рублях и юанях, шли к этому около трех лет. Примерно в те же сроки может уложиться процесс перехода и у БРИКС. По словам председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, это не только символический шаг и сигнал к тому, что национальные валюты БРИКС могут в полной мере служить расчетными единицами во взаимной торговле, но это и знак того, что мир перестает быть однополярным.

Exit mobile version