Дилемма государственной важности

Дилемма государственной важности


 В ближайшей перспективе отечественное малое и среднее предпринимательство либо расцветет, либо навсегда деградирует


Вести малый бизнес (МБ) в России непросто. Последние годы государство целенаправленно наращивало свою долю в экономике страны. Сегодня она составляет 50% — это в полтора раза больше среднемирового показателя. Каждый второй занятый в российской экономике работает в госсекторе.


Вписан и востребован


В отличие от России в экономике развитых стран главной сферой занятости населения является малый и средний бизнес (МСБ) — на него приходится 60—80% рабочей силы. На каждые 30 человек там приходится одно малое предприятие (МП). Малые и средние предприятия обеспечивают 46% научно-технических нововведений (в Китае — 75%, в США — 55%), создают до 70% ВВП, способствуют поиску и внедрению новых форм производства, сбыта и финансирования.


Во всех этих странах МСБ органично вписан в систему национальной инновационной экономики. Там создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие МСБ. Результатом этой поддержки стал рост числа предприятий МСБ, а также решение адресных социальных задач. В Германии, например, в малом бизнесе (МБ) занято 65% рабочей силы, при этом МБ несет основное бремя по профессионально-техническому обучению 3,5 млн немецких тинейджеров.


МСБ этой страны составляют 99% фирм-налогоплательщиков, они создают более половины ВВП страны. В этот сектор экономики входят как компании с одним-двумя работниками, так и солидные фирмы с крупным годовым оборотом. Вкупе они обеспечивают 80% рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% национального экспорта.


У России аналогичные показатели гораздо скромнее, поскольку у зарубежного МСБ изначально более выгодные условия работы. Так, в Китае МБ предоставляются налоговые каникулы на 3—5 лет. Кроме того, МБ освобождается от платы за использование государственного и муниципального имущества. Ставка страховых взносов в Южной Корее составляет 9%, Канаде — 9,9%, Японии — 14,64%, США — 15,3%, Германии — 19,9%, в России после прошлогоднего снижения — 30%.


Опыт США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии также наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения для индивидуального предпринимателя (ИП) с системой налогообложения для определенных видов деятельности (торговли, автозаправок и т. п.) в форме единого налога на вмененный доход.


Вмененка и упрощенка


Сегодня в малом и среднем бизнесе России трудятся 16,5 млн человек — 19% всех занятых по найму, на их долю приходится 17% ВВП. Доля теневого сектора составляет 30% реального оборота МБ. 50% МБ сосредоточено в восьми субъектах РФ, в том числе 25% — в Москве. В столице выручку в размере от 100 до 500 тыс. рублей получают 8,8% МП от общего их количества в Москве, от 500 до 1000 тыс. рублей — 5,4%, от 1 до 5 млн рублей — 15,4%, от 5 до 10 млн рублей — 7%, от 10 до 50 млн рублей — 12,1%, от 50 млн рублей и более — 7,7%.


Планируется, что к 2020 году в России 50% ВВП должен продуцировать МСБ, в котором будет задействовано 60% населения. Доля инновационных предприятий к этому времени должна составить 10% от общего их числа.


Однако сейчас мало кто из политологов и экономистов верит в то, что такую программу удастся выполнить. Аналогичная программа была принята в 1995 году. Согласно ей, к 2000 году 40% ВВП должно было формироваться МБ, в котором предполагалось занять 45 млн человек.


К 2000 году эта программа была полностью провалена. Однако некоторые подвижки в развитии отечественного МСБ все же наметились. Так, по данным МЭР, работниками предприятий МСБ в РФ в 2011 году было 13,3 млн человек (в 2010 году их было 12,4 млн человек).


Выйти на эти показатели бизнесу удалось не без помощи премьера РФ Владимира Путина. Главными его достижениями в этой сфере стало введение «упрощенки» (сейчас ее используют 2 млн организаций и ИП) и «вмененки», которые улучшили условия ведения МБ. «Упрощенка» разрешает не вести бухучета, платить единый налог вместо нескольких и использовать ставку 6% с неспециализированной выручки либо, по выбору, 15% с разницы между расходами и доходами. «Вмененка» (единый налог на вмененный доход, ЕНВД) — это система, когда бизнесмен платит не проценты со своих доходов или прибылей, а легко рассчитываемую и понятную сумму. Например, ежемесячно определенную сумму за каждый столик ресторана или за каждое маршрутное такси.


К сожалению, приведенная выше статистика и фактическое положение дел в МБ России существенно расходятся. Ведь предпринимательскую активность характеризует не рост пустых «юридических оболочек», а динамика таких показателей, как занятость, обороты (выручка), объемы инвестиций в собственное дело. Эти параметры свидетельствуют: дела у МБ не блестящие.


МБ по статистике становится больше, а показатели его реальной предпринимательской активности падают. При росте оборота в секторе объемы инвестиций «в самих себя» тоже упали. Объем инвестиций в основной капитал МБ в 2011 и 2010 годах в целом по РФ оказался на 15% ниже показателя за 2010 и 2009 годы соответственно. Это свидетельствует, что МБ не верит в собственное развитие.


«Скрашивают» официальную статистику также и сложности с закрытием обанкротившихся предприятий МСБ. Последние рождаются и гибнут по всему миру — это закон рыночной экономики. Так, в США ежегодно рождается и умирает 500 тыс. МП. Ликвидировать предприятие там очень просто. В России же, если какого-то предприятия давно уже нет, по статистке оно живо и здорово.


Получается, что пока отечественный МБ прирастает за счет мыльных пузырей и мертвых душ.


Налоговые невозвращенцы


Как-то так получается, что многие хорошие инициативы по поддержке МБ, попав в руки чиновников, приносят МБ не пользу, а совсем наоборот.


Так вышло, например, в 2009 году, когда начал действовать закон, согласно которому плановые проверки юрлиц должны проводиться раз в три года, а внеплановые — только с решения прокуратуры.


Увы, внеплановые проверки можно тоже поставить на поток. Самые массовые из них осуществляются налоговыми органами, полицией, обществами защиты прав потребителей. При этом у проверяющих органов столько возможностей, особенно у Роспотребнадзора, что по «просьбе» конкурентов, исполнительной власти или если им самим предприниматель по каким-то причинам не понравится, они могут разорить любой МБ. По оценке экспертов, административная и коррупционная нагрузка на МСБ ныне составляет 1 трлн рублей. В итоге среднестатистическое МП тратит 10% выручки на взятки чиновникам и проверяющим. Сельское хозяйство — самый малочисленный сектор МБ. 3% МП России работают в этой сфере, обеспечивая 1% оборота МБ. С 2012 года каждый желающий начать собственное дело на селе получит от государства грант, льготный инвестиционный кредит и единовременную помощь на бытовое обустройство. Однако вряд ли удастся стартовать на эти деньги с нуля. Максимальный размер поручительств государства, одновременно действующий в отношении одного заемщика, не превышает 10 млн рублей. Это цена одного комбайна. А ведь нужны еще трактор, плугибороны, сеялки-веялки, грузовик, семена, удобрения, горючее. За последние пять лет объем федеральной финансовой поддержки МСБ вырос в пять раз. Однако эти средства ощутимых результатов не дали. Во-первых, деньги разворовываются миллиардами. Во-вторых, расходуются нецелевым образом. В-третьих, поглощаются инфраструктурой поддержки. В-четвертых, из созданных на эти деньги фирм, как показали исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства, 30% — оболочечные (включая фирмы по обналичке).


В итоге владельцы промышленных предприятий МСБ, до которых по любой из приведенных причин господдержка не дошла, нередко оказываются перед выбором: банкротство или переход бизнеса к бандитам (у них с инвестициями получше) или к китайцам (легкая промышленность). Организации, представляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка — это те, кто близок к органам власти. А экономический эффект возникнет, когда льготами воспользуются не менее 15% МСБ.


Для МСБ тяжелой проблемой является доступ к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах запредельно дороги. У 54% предпринимателей на оплату аренды уходит 30% всех расходов предприятия, а у некоторых и более. Либо приобретение этих площадей сопряжено с необходимостью преодолевать искусственные административные барьеры.


Чтобы решить проблему, в этом году МСБ предоставили возможность выкупить арендуемые площади на льготных условиях. По данным ФАС, в большинстве случаев муниципалитеты даже сформировали перечни недвижимости, предназначенной для предоставления во владение или в долгосрочное пользование (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСБ.


Однако, по мнению экспертов, МСБ, арендующий соответствующие объекты перечня, фактически исключен из всех предоставленных государством возможностей воспользоваться имущественной поддержкой.


А вот уж и вовсе удар под дых. Компании, применяющие «упрощенку» и «вмененку», с 2001 года были освобождены от единого социального налога (ЕСН), а с выдаваемой работникам зарплаты обязаны были перечислять в ПФР 14% и от 0,2% до 1% — в ФСС. С 1 января 2011 года ЕСН для МБ был повышен с 14% до 34%, то есть в 2,5 раза.


К такой нагрузке бизнес был не готов. В итоге 20% доходов МБ ушли «в черную», бизнес вынужден был увести зарплаты в тень или заставить сотрудников отдавать деньги на оплату фондов. А сколько МП не справились с ростом налогов и закрылись?!


До этого власти выводили МБ из тени 13 лет: «упрощенка», 13% НДФЛ, работа без НДС, низкий и простой в уплате ЕСН. Бизнес переходил «в белую», так работать было проще, объем черного нала падал, собираемость налогов росла. И вот все эти достижения были уничтожены одним росчерком пера.


Проанализировав ситуацию, с 2012 года власти снизили ставки с 34 до 30%. Льготные налоговые ставки — 26 и 20% от фонда оплаты труда за 2011 и 2012 годы вместо 34 и 30% соответственно распространяются на всех производителей и строительные компании, организации социальной сферы (здравоохранения, образования, спорта, музеи, библиотеки, зоопарки, кинотеатры) и МП, занимающиеся научными исследованиями, осуществляющими деятельность в сфере информационных технологий или управления недвижимостью. Но и после этого «в белую» вернулось лишь четверть зарплат, 50% работников МБ трудятся без оформления трудовых отношений.


Когда нельзя через запятую


В России существуют 40 тыс. компаний среднего бизнеса (СБ). Их валовое производство составляет 39% всех производимых в стране товаров и услуг. Средний бизнес создает в нашей стране почти столько же стоимости, сколько крупный. Соотношение их выручки составляет 44% против 56% в пользу крупного. И очевидно, что обороты СБ в разы превосходят обороты МБ. То есть СБ — важный игрок нашей экономики.


Однако в отечественных нормативных актах СБ до сих пор не выделяют как самостоятельную единицу экономических отношений. В ключевых государственных документах его упоминают после МБ, через запятую. Также нигде не уточняется, чем конкретно СБ отличается от МБ. И, соответственно, государство в отношении СБ специальной политики не ведет. А можно сказать, что не ведет и вообще никакой.


Предусмотренное законодательством ограничение по численности работников для средних предприятий — от 101 до 250 человек; для МП — до 100 человек включительно. Среди МП выделяются микропредприятия — до 15 человек. Предельные значения выручки без учета НДС для микропредприятия — 60 млн рублей; для МП — 400 млн рублей; для СП — 1 млрд рублей.


Эти критерии от действительности бесконечно далеки. На самом деле все зависит от отрасли производства. Так, издательство можно считать средним предприятием, если в нем работает 15—20 человек, а автозавод — при числе работников в 10—40 тысяч. Что касается оборота предприятия, и здесь все зависит от сферы его деятельности. На практике в настоящее время к средним в России относят предприятия с оборотом 12—50 млн долларов в год.


Третий критерий — часть рынка, которую занимает предприятие. Средними можно назвать компании, доля рынка которых составляет 1—2,4%. Но государство этот параметр и вовсе не учитывает.


Отметим, что средний бизнес крайне поляризован. Более четверти компаний за минувший год уменьшили свой оборот. В то же время почти 40% росли темпами, превышающими 20% в год, а 7% компаний — темпами более 70% в год. Основных факторов успеха СБ два: уникальность производимого товара либо административно-политическая поддержка властей. При этом в отсутствие стратегической надстройки на уровне государства возникает опасность слишком медленного инновационного развития среднего бизнеса.


Между тем по целому ряду параметров именно СБ жизненно важен для экономического развития страны. Он гибче больших предприятий, но, в отличие от МБ, обладает достаточным масштабом, чтобы оказывать влияние на рынок, заинтересовать инвесторов и, соответственно, иметь относительно большое кредитное плечо для развития, вести научно-техническую деятельность, диктовать свои условия на рынке труда.


Однако в стране до сих пор не решен вопрос о финансовой поддержке среднего бизнеса. В отличие от МБ ему нужны более дешевые деньги на более долгий срок. Эксперты полагают, что эту проблему новый президент России сможет решить за счет компенсации ставки по банковскому кредиту.


Пока в большинстве случаев СП берут банковские займы от 50 до 150 млн рублей на финансирование текущей деятельности и покрытие кассовых разрывов. Привлекают средний бизнес и инвестиционные средства, но не в таких объемах и не на столь длительные сроки, как у крупного. Также его интересуют страхование валютных рисков, документарные операции, лизинговые сделки, различные виды депозитов, депозитные сертификаты и векселя.


При этом у СБ постоянно растет потребность в финансировании. Этим во многом обусловлена негативная статистика Института социологии РАН: доля предпринимателей в СБ за последние пять лет уменьшилась с 13 до 6%. Однако, по мнению экспертов, в ряде случаев это продиктовано желанием воспользоваться льготами, предусмотренными для МБ. Ради этого предприниматели занижают выручку, не заключают трудовые договоры с сотрудниками и т. д. В результате искажается и статистическая картина о МБ, становится затруднительным его регулирование.


Мир чиновникам, война ларькам


МБ в современной России государству не особо нужен. Ему мешают высокие процентные ставки, бюрократические препоны, недостаточная господдержка, дороговизна заемных ресурсов, проблемы сбыта продукции и другие стоп-факторы. Более того, каждый шестой предприниматель в России осужден. По данным организации по защите прав МСБ «Бизнес-солидарность», наши граждане меньше жителей других развивающихся стран верят в способность начать собственный бизнес и меньше всех склонны к мыслям о запуске своего дела.


В итоге МБ в нашей стране развивается крайне медленно. С чем это связано, понять нетрудно. Так, став мэром Москвы, Сергей Собянин начал свою деятельность в столице с массового сноса торговых палаток. Только в ЦАО их демонтировали 650 штук. Были убраны киоски у метро «Улица 1905 года», «Белорусская», «Третьяковская», на Новом Арбате. В центре Москвы исчезли продуктовые, цветочные и промтоварные киоски, хотя с разрешениями у многих «ларешников», как выяснилось, все было в порядке. Даже на окраине столицы, где я живу, куда-то спешно увезли ларек, в котором мы вместе с соседями 20 лет покупали овощи и фрукты.


На моей памяти за последние 13 лет ларьки под надуманным предлогом в Москве убирают уже во второй раз. Ранее такие же репрессии столичный МБ пережил в 1990-х годах. Было также в его истории похожее на погром закрытие рынков в Черкизове и Лужниках. Закрытие силовыми методами вещевых, строительных и продовольственных рынков в столице продолжается и сейчас. Самое страшное, что, пуская под снос павильоны и магазины, никто не позаботился возместить убытки предпринимателю. Увидев такие формы диалога власти с МСБ, молодежь не спешит связывать свою судьбу со столь рискованным предпринимательством.


Экспертное сообщество считает: то, что происходит в экономике России, — это наступление государства на МБ.


Ежегодно МБ мучают изменениями форм отчетности, заявлений, деклараций. Из-за постоянно меняющегося законодательства и правил игры регулярно вводятся какие-то уточнения, дополнения, отчеты, графы, столбики и листки, в корне меняющие бухгалтерскую, налоговую и иную отчетность. Государство словно не понимает, что каждая новая бумага требует от предпринимателя привлечения дополнительных материальных и людских ресурсов. При этом за то, что кто-либо мешает развитию МБ и росту экономики, нельзя завести уголовное, административное или даже гражданское дело.


В дополнение к постоянным издевательствам министерств и ведомств ЦБ РФ наложил лапу на личные деньги предпринимателей. Казалось бы, если предприниматель уплатил налоги, оставшиеся деньги являются его личными. Почему же он с 1 января 2012 года обязан свои личные деньги сдавать в банк?


До сих пор все российские суды, надзорные инстанции и фискальные органы априори рассматривают МБ как источник правонарушений и различных проблем. Например, нарушение кассовой дисциплины — одно из самых «жутких» видов правонарушений. Закон предусматривает штраф в 30—40 тыс. рублей за ошибку в кассовом чеке или, еще того хуже, «неправильно отданный» в руку покупателя чек. Бывает, что вчерашняя школьница пробила свой первый в жизни чек ошибочно и была признана судом «совершившей опасное деяние против государства». И почему за эти ошибки нужно наказывать владельца бизнеса?


От пересортицы к продукции мигрантов


Какова сегодняшняя структура МБ в российской экономике?


Статистика охватывает только легальный бизнес, причем следует учесть, что в ряде регионов до половины МП существует в течение одного квартала и не ведут реальной хозяйственной деятельности.


Кроме того, следует иметь в виду, что неравномерность развития МП в РФ по регионам недопустимо осложнила положение с предпринимательским климатом в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Красноярском крае. Начать здесь новый бизнес, открыть новое предприятие бесперспективно. В основном здесь укомплектован торговый бизнес, а в инновационных и производственных сферах возможности развития отсутствуют.


Итак. Самый большой сектор МСБ — это торговля, в ней работает 80% предприятий МБ, обеспечивая 72% оборота МБ в России. Компании, работающие в сфере услуг, обеспечивают 7,3% оборота МБ, их 10% от общего числа субъектов МБ. В строительстве заняты 11,3% всех МП, они обеспечивают 7,6% оборота МБ. Сельское хозяйство — самый малочисленный сектор МБ (как было указано выше, 3% МП России работают в этой сфере, обеспечивая менее 1% оборота МБ). Легальный производственный бизнес — это 12% общего числа МП, они обеспечивают 9,5% общего оборота МБ. В последней категории в примерно равных долях представлены пищепром, производство товаров народного потребления, компьютерные поделки и производство автозапчастей. На прочее приходится 10% этого сектора.


По данным Росстата, в разных секторах экономики (за исключением торговли, не создающей инноваций) доля малых инновационных предприятий составляет от 1,5 до 10%, в целом они составляют 3% от общего числа МП.


Вряд ли справедливы ожидания власти, что доля инновационных предприятий МБ к 2020 году составит 10% от общего их числа. Что сделать, чтобы в 3,5 раза увеличить их долю в общем числе МП, российские эксперты, похоже, не знают.


Лишь очень незначительную часть МП можно назвать экспортноориентированными. Причиной тому — изношенность основных фондов, низкая техническая оснащенность производства, нехватка квалифицированных кадров. К тому же машины, оборудование, приборы для предприятий МСБ, учитывающие их специфику, в России отсутствуют. Ограничен для МСБ и доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных затрат.


Незначительная стоимость активов или их полное отсутствие зачастую не позволяют МСБ привлечь для обновления своих основных фондов банковские кредиты. Решить эту проблему с помощью лизинга или венчурного финансирования не удается — эти отрасли не демонстрируют высоких результатов. В итоге многие отечественные МП выпускают несортовую продукцию. Из-за этого Германия, например, разместив в РФ ряд производств, не может выполнить свои обязательства по повышению их локализации. Так, в автомобилестроении в течение десяти лет глубина локализации должна была увеличиться с 21 до 48%, но реализовать это невозможно из-за неразвитости структуры смежного производства и недостатка квалифицированных кадров. Производитель компонентов экономит при производстве в России на трудовых издержках и логистике по сравнению с Западной Европой 3—5%, теряя при этом 15% на низком качестве.


Однако, по данным форсайт-исследования организации «Опора России», структура отечественного МБ в среднесрочной перспективе претерпит существенные изменения. После 2020 года традиционному МБ останется 10—15% рынка, еще 25—30% займут небольшие компании, действующие в сфере высоких технологий. Доля МБ, инициаторами которого станут мигранты, составит 60%.


Действительно, масштабы миграции в Россию в последние десять лет стабильно росли. Ныне 14% российских предприятий и организаций используют труд гастарбайтеров. На рынке труда присутствует сегмент, который уже практически зарезервирован за мигрантами. В МБ он охватывает 25% компаний.


Мрачные перспективы в этом смысле открывает перед отечественным МБ вступление России в ВТО. Прежде всего бизнес, который придет сюда с Запада, более конкурентоспособен из-за дешевых кредитов и новых технологий. Больше всего проиграют наши предприятия пищевой и легкой промышленности, фармакологии и розничной торговли. Их конкуренты из Китая, Турции, Италии, Южной Кореи, где преобладают предприятия МСБ, обладают серьезными преимуществами по качеству и ценам. Российский рынок заполнит вал выпускаемой ими дешевой обуви, одежды, трикотажа, тканей, косметики. Последствием «взрыва» импорта станет резкое падение выпуска в обувной, швейной и пищевой промышленности вплоть до массового свертывания производства в этих отраслях.


Особую роль сыграет снижение ставок пошлин. К примеру, на импортные лекарства пошлины снизятся с 15% до 5%, на медицинское оборудование — до 2—3%. По рынку химической продукции — с 10 до 6,5%.


Чтобы повысить конкурентоспособность отечественного МСБ, президенту России предстоит снизить ставки по кредитам для этого сегмента бизнеса, но пока разговоров о таких намерениях власти не ведется.


Как решит президент


Необходимость МСБ конкурировать на внутреннем рынке со странами ВТО заставляет избранного президента РФ Владимира Путина дать однозначный, внятный ответ, нужен ли государству МСБ. Если нет, предпринимателям нужно дать знать об этом, чтобы те могли принять решение, как им отныне жить. Некоторые из них на этот случай уже предприняли меры, переведя свои деньги в офшоры, и продолжают этим заниматься, пока власть не говорит ни да ни нет. Если да, по мнению экспертного сообщества, государству предстоит раскошелиться, поднапрячься и взяться за дело всерьез.


Прежде всего выработать наконец внутренне непротиворечивую среднесрочную концепцию государственной политики в отношении МСБ. Ранее все меры принимались государством в отношении какого-то усредненного, неизвестно где находящегося и чем занимающегося МСБ. Теперь в этом документе должны быть указаны конкретные контролируемые цели и этапы их достижения, включая конечные сроки и результаты.


Соответствующие программы их реализации должны стать не ведомственными, как сейчас, а федеральными целевыми программами (ФЦП). Также ФЦП должны содержать конкретные критерии оценки результативности, а выполнение программ по срокам и намеченным по этапам конкретным результатам — сопровождаться независимым мониторингом и завершаться оцениванием эффективности расходования бюджетных средств.


Поскольку достоверных данных о состоянии сектора и эффективности проводимой политики сейчас нет и такие исследования не ведутся, предстоит создать и профинансировать государственный орган, который займется созданием детализированных по регионам и видам бизнеса баз данных. Также на него следует возложить создание системы проведения анализа деятельности предприятий МБ и надлежащего учета результатов их работы. Государству и МСБ требуется тщательно выверенная, последовательно приводимая в жизнь система отбора, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты предприятиям МСБ, осуществляющим такую деятельность. Сегодня это означает предпочтение отдельных сегментов сферы производства сфере обращения.


Следует развивать инструменты и механизмы передачи технологий через центры трансфера технологий.


Целевые программы содействия развитию МБ федерального и регионального уровня должны быть структурированы, адресованы важнейшим целевым группам (стартовое предпринимательство, инновационное предпринимательство, молодежный бизнес, женский бизнес, артели инвалидов, растущий средний бизнес). Целесообразно разрешить использование для старта МБ материнского капитала, а также «раскрутить» такие формы взаимодействия между крупным бизнесом и МСБ, как франчайзинг, систему патронажа «центр — периферия», систему малых предприятий, сателлитные малые предприятия. Предстоит также увеличить объемы и направления средств, выделяемых на федеральном уровне на содействие развитию МСБ, до адекватных размеров, чтобы эти средства выступили в качестве акселераторов развития частной инициативы.


Все эти меры будут действенными, только если в стране резко возрастет вовлеченность в реализацию госпрограмм ассоциаций и саморегулируемых организаций, представляющих МСБ. Они должны непосредственно участвовать в обсуждении и подготовке законов и руководящих документов по развитию МБ в ключевых министерствах.


Помимо финансовой поддержки, государству следует дать предпринимателю возможность: — пройти бесплатное обучение и получить консультации по ведению предпринимательской деятельности; для этого помимо всего предстоит создать добротные общедоступные учебники; — создать в регионах систему ежегодных профильных выставок продукции МСБ.


Назад в будущее или вперед в прошлое?


Традиции дореволюционного малого предпринимательства жили в советской России до середины 1960-х годов. Помню молочниц, точильщиков, лудильщиков, продавцов игрушек и леденцов на палочке, стекольщиков, столяров и старьевщиков, ходивших по московским дворам со своими инструментами и нехитрым товаром. На улицах нас встречали вывески часовщиков, дантистов, переплетчиков, слесарей. Москвичи обменивались друг с другом телефонами знакомых маляров, портных, парикмахеров, сапожников и настройщиков фортепиано. И, хотя люди эти работали на совесть, власть старалась удушить их налогами, заодно рассказывая в СМИ о неэффективности малого бизнеса по сравнению с крупным.


В итоге государство пошло на принцип и удавило законопослушных предпринимателей налогами, а всех остальных — милицией и прокуратурой.


Ныне государство вновь заговорило о необыкновенной эффективности МБ. Дескать, у него больше возможностей работы по индивидуальным заказам; большая гибкость и быстрота реакции на новые идеи и вызовы рынка. И вообще, МБ особенно эффективен в выпуске мелких серий продукции и в сфере услуг.


Только теперь, приходя на продуктовые и промтоварные рынки, в сущности, кроме перекупщиков, там никого не встретишь. Пока правительство размышляет, как быть с малым предпринимательством, в регионах оно начинает угасать. Между тем если довести число предпринимателей МСБ хотя бы до нескольких миллионов человек, Россия преобразится. Лишь бы не опоздать…

Ещё похожие новости