03.07.2008 Депутаты защитят школы от украинизации |
На состоявшемся вчера заседании президиума Верховного Совета Крыма развернулась бурная дискуссия по вопросу об угрозе вытеснения русского языка из сферы образования в автономии. Председатель постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по науке и образованию, заместитель председателя Русской общины Крыма Анатолий Жилин рассказал о новом витке украинизации в школах. Речь идёт о приказе Министерства образования и науки Украины, которым утверждена «отраслевая программа улучшения изучения украинского языка в общеобразовательных школах с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-2011 годы». Что это значит для школьников и как на приказ отреагировали педагоги автономии, «Крымская правда» уже рассказывала («Приказ с сюрпризом», №116, 27 июня 2008 г). Члены президиума крымского парламента отреагировали бурно, заявив, что подобные приказы и программы «противоречат действующему законодательству Украины и Конституции АРК». Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя председателя Верховного Совета Крыма, первого заместителя председателя Русской общины Крыма Михаила БАХАРЕВА: «Ещё несколько месяцев назад, когда рассматривался подобный вопрос и действия министра образования и науки Украины, который не хочет считаться с действующим законодательством, я предлагал объявить его персоной нон грата и не пускать в Крым. То же предлагаю и сегодня. Кроме того, нашему крымскому министру и сотрудникам Министерства образования автономии надо объяснить, что подчиняются они Верховному Совету Крыма, который нанял их на работу и который будет решать – поощрять либо увольнять их, если они не будут выполнять предъявляемое к ним требование. Оно простое: строгое соблюдение Конституций Украины и Крыма, законодательства страны и нормативно-правовых и иных актов автономии, согласно которым русские по национальности, языку, образу мыслей крымчане имеют полное право получать образование на родном, русском, языке. Считаю, что Министерство образования АРК просто должно отправлять подобные приказы в Страсбург, пусть там посмотрят, что творят украинские чиновники, как игнорируют и международное право, и своё законодательство. Я полностью согласен с выступившим на заседании президиума председателем парламента Анатолием Гриценко, который подчеркнул, что у нас все школы являются коммунальной собственностью, и как решит громада, так и будет. Никого, кто захочет получать образование на родном языке, насильно учить на украинском никто не будет. И пусть знают русскоязычные учителя, которые уже в страхе думают о написании заявления об увольнении, что торопиться не надо. Есть отделы образования, есть местные руководители, есть, в конце концов, парламент Автономной Республики Крым. Мы защитим право на преподавание и обучение на родном языке». Как сообщил нам председатель постоянной комиссии крымского парламента по науке и образованию Анатолий ЖИЛИН, его комиссии уже «поручено подготовить в ближайшее время совещание об этой ситуации с руководителями местных органов власти и городских и районных отделов образования». Наталья ПУПКОВА, «Крымская правда».- 2008.- 3 июля Приказ с сюрпризом Не успели крымские школьники, их родители и учителя с горем пополам пережить процедуру внешнего независимого оценивания, как Министерство образования Украины снова преподнесло им сюрприз: приказ N461 от 26.05.2008 г., утвердивший отраслевую программу улучшения изучения украинского языка в общеобразовательных школах с обучением на языках национальных меньшинств на 2008-2011 годы. Историю появления этого приказа подробно рассматривали участники заседания за “круглым столом”, посвящённого проблемам образования в Крыму, который состоялся на днях в первой симферопольской гимназии. Участие в нём приняли директора крымских школ, представители Верховного Совета Крыма, Министерства образования Крыма и Симферопольского горсовета. Вот, говорят они, завершилось внешнее независимое тестирование. Пострадал учебный процесс из-за того, что его проводили в апреле. Пострадали школы, которые были определены как пункты регистрации и тестирования учеников. Пострадали ученики, обнаружившие в тестах фактические ошибки, а также вопросы, рассчитанные на учебники, которых не было в Крыму. А потом выяснилось, что крымские выпускники хуже всех справились с тестами по украинскому языку и литературе. Тот факт, что многие из них вообще его не учили по тем или иным причинам, а другие учили много лет назад и рассчитывали иметь право выбора, разумеется, не учитывался. Вот власть имущие и решили: раз вы, дорогие крымчане, так плохо знаете украинский язык, то нате вам соответствующую учебную программу и горячий привет от Минобразования Украины. И теперь согласно утверждённой программе в новом учебном году должны быть увеличены часы на изучение украинской литературы, причём за счёт вариативной части учебного плана – то есть за счёт профильных предметов. В одиннадцатых классах с первого сентября вводится изучение истории Украины на украинском языке, а также двуязычное преподавание математики и одного из предметов по выбору ученика. Кроме того, в десятых классах добавляется два часа на изучение математики на украинском языке и ещё два часа на историю Украины. В шестых классах предлагается ввести двуязычное преподавание географии, а с седьмого класса – двуязычное преподавание математики, начиная с одного часа в неделю. И это опять же за счёт профильных предметов. Сказать, что крымские работники образования возмущены этим приказом, – ничего не сказать. По их словам, отдельные пункты программы нарушают закон об образовании и статьи NN 3, 4, 5, 8 закона о языках. Опровергают государственный стандарт базового и полного среднего образования, утверждённый постановлением Кабмина Украины в январе 2004 года, согласно которому обучение в старших классах является профильным. Противоречат четвёртому пункту Национальной доктрины развития образования, утверждённой президентом Украины в 2002 году, – об обеспечении права нацменьшинств на решение проблем в образовании с помощью родного языка. Это не говоря уже о правах ребёнка и его родителей, которые на законных основаниях могут поинтересоваться, почему предметы читаются не на том языке, который был указан в заявлении при поступлении. Не слишком ли много нарушений для одного приказа? Заместитель министра образования Крыма Айдер Аблятипов начал своё выступление с того, что он эти вопросы не курирует, но всё, что здесь услышал, обязательно передаст министру. Вопрос участников заседания, почему же не явились те, кто эти вопросы курирует, Айдера Серверовича смутил. Впрочем, все и так всё поняли, и зам. министра продолжил выступление. – Я вам скажу и как чиновник, и как человек: этот приказ не нужно выполнять, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины. Все приказы, которые касаются прав человека, обязаны проходить такую регистрацию! – заявил он. Все зааплодировали. Кроме того, зам. министра добавил к списку уже перечисленных проблем внешнего независимого тестирования ещё один пункт. По его словам, около тринадцати процентов зарегистрировавшихся выпускников не явились на тестирование, а более двенадцати процентов набрали на тестах по украинскому языку меньше баллов, чем необходимо. Таким образом, четверть крымских выпускников в этом году не имеет возможности поступить в вуз. В свою очередь председатель постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по науке и образованию Анатолий Жилин заверил, что крымские власти ни в коем случае не оставят эту проблему без внимания. По его словам, на июльскую сессию парламента автономии планируется вынести проект постановления и принять обращение к Верховному Совету и Кабинету министров Украины с требованием отменить нарушающий права крымчан приказ. Пока же участники заседания за “круглым столом” приняли обращение к Верховному Совету и Совмину Крыма, к министерствам образования и науки Крыма и Украины, а также к Верховному Совету Украины. В документе говорится, что программа улучшения изучения украинского языка в школах с обучением на языках нацменьшинств “противоречит основным положениям Конституции Украины, Конституции Крыма, Закону Украины “Об образовании” в части права обучения на родном языке, лишает возможности полностью осуществить Концепцию профильного обучения в классах третьей ступени. Всё вышеперечисленное автоматически приведёт к потере конкурентоспособности выпускников Крыма и к созданию напряжённой политической обстановки на полуострове”. Диана СКЛЯРЕНКО, «Крымская правда».- 2008.-27 июня |