Site icon ИА Русские новости

Деофшоризация является важным условием для устранения структурных дисбалансов мировой экономики

«Деофшоризация является важным условием для устранения структурных дисбалансов мировой экономики. Ни для кого не секрет, что именно в офшорах скапливаются внушительные суммы спекулятивного, а порой и откровенно криминального капитала. А те страны и территории, в которых он «прописан», зачастую имеют очень слабое представление о собственниках и происхождении данных денег. Резкие вбросы, неконтролируемое движение этих средств крайне негативно сказываются на мировой финансовой системе. Переток капиталов в офшоры уменьшает налоговую базу, снижает налоговые поступления, грозит потерей налогового суверенитета стран. На таком фоне сложно говорить о построении справедливой системы налогообложения»

 

Президент Российской Федерации

Владимир Владимирович Путин

Аркадий Романович Ротенберг, заслуженный тренер, доктор педагогических наук, автор научных работ в сфере организации и управления тренировочным процессом, наверняка читал строки, которые я вынес в эпиграф статьи. А если не конкретно эти – то любые другие изречения Владимира Владимировича, говорящие о порочной сути оффшоров, которые Президент за годы своего правления изрекал не раз.

Что Аркадий Романович при этом чувствовал – сказать не берусь. Негодование, страх, злость? Или безразличие? Думаю, в любом случае кампания по деоффшоризации должна была найти отклик в сердце заслуженного тренера, хотя бы потому, что история взаимоотношений оффшоров и Ротенберга имеет давнюю и славную историю.

Но для начала давайте определимся с терминологией.

 

Оффшоры – что это такое и с чем их едят

Если «спросить» у компьютера, что же является оффшором, то одним из первых результатов будет Википедия, повествующая о том, что интересующее нас явление – это «финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра».

Но прелесть оффшоров, учитывая наши реалии, даже не столько в налогах, сколько в возможности скрывать истинного собственника бизнеса, спасая его от излишне любопытных глаз прокуратуры, следственного комитета и ФСБ, что подтверждает успешный опыт неуловимого владельца Домодедово, успешно скрывавшего свою личность после страшного теракта.

Так что получаем две основные выгоды – налоги и конфиденциальность. Звучит заманчиво, но по сути оффшоры – это гнойники на теле как мировой «официальной» экономики, так и конкретно экономики России.

Если Вы, дорогой читатель, считаете, что в оффшорах нет ничего плохого, а бизнес имеет право избирать любые средства для получения выгоды – пожалуйста, не читайте дальше. Я уважаю Ваше мнение, но согласиться с ним не могу просто потому, что пока существуют государства и границы, учитывая извечное желание человека жить не хорошо или плохо, а именно лучше соседа – неважно, возвышаясь самостоятельно или втаптывая его в грязь – обороноспособность государства, в котором мы живем, играет первостепенное значение. Вот когда построят мечту так называемых «прогрессивных» слоев человечества – общество кочевников – тогда мы и вернемся к дискуссии о моральном праве обворовывать свое государство (если оно к тому времени будет существовать).

 

Получение контроля над Шереметьево и вывод аэропорта в оффшоры

Официально «вхождение» Ротенберга в собственники аэропорта началось с избранием его оффшорной «TPS Avia» в качестве стратегического партнера, в середине 2013 года. Однако, как нам хорошо известно, официальное – это обычно верхушка айсберга. Так и здесь – конкретные действия по захвату аэропорта начались еще в феврале 2012 года, после того, как в руководстве ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» появились трое менеджеров – Сергей Ярышев, Александр Олейник и Александр Ильин. Кроме того, по сообщению различных источников, близких к руководству ОАО «МАШ», частым, но неофициальным гостем в кабинете генерального директора аэропорта стал Юрий Ширманкин, связанный с известной на всю страну группой «Альфа». И, как ни странно, именно после того, как в документах аэропорта замелькали эти фамилии, «Шереметьево» вместо доходного аэропорта стало крайне убыточным. Можно, конечно, ссылаться на кризисы и кредиты, но падение прибыли и переход на убыточную модель работы произошел еще до начала кризисных событий.

 

Пусть актив еще не получен (а Шереметьево пока еще государственное, хоть и не на 100%), но развивать то его уже надо, ведь по сути все дело в шляпе, а нехватка пары бумажек никогда не останавливала нашего героя. План по взаимодействию с аэропортом (по крайней мере, его видимая часть) состоит из следующих элементов:

 

 

Первоначально было обещано, что до Шереметьево трасса будет бесплатной, и народ откровенно радовался – очень удобно, быстро, всегда бы так. Однако потом негромко было объявлено, что летом по новой дороге до Шереметьево можно будет доехать за сто рублей (обратите внимание, эта цифра не конечная). Сумма вызывает некоторое недоумение, ведь обычно стоимость проезда определяется километражом, а от МКАД до аэропорта ехать всего ничего. Понятно, что стоимость обусловлена стратегической важностью точки, а опаздывающему пассажиру отдать сто рублей – а будет наверняка больше, ведь «сотку» объявили до изъятия у бедного Аркадия Романовича вилл в Италии, а теперь надо как то возмещать потери – не проблема. Сейчас пока дорога бесплатна, и по ней вполне можно ездить, только лучше не гонять – уже были неоднократные случаи аварий, в том числе достаточно серьезных, ведь разметки и освещения нет как раз в самом опасном месте – там, где будут стоять будки сбора податей – и ночью, да еще и в дождь, не очень опытный водитель может сорвать неплохой такой «джек-пот».

 

 

«Купив» вместе с партнерами – олигархом Пономаренко и депутатом Скоробогатько – грузовой терминал в Шереметьево, Аркадий Ротенберг столкнулся с проблемой отсутствия работы, так как в «Москву Карго» клиент не шел, видимо, не в силах запомнить постоянно меняющееся название, призванное скрыть очередной оффшорный зигзаг. Поскольку клиентов загонять в терминал дорого и долго, Аркадий Романович решил действовать сверху, и нашел нужные точки для давления в крупнейшем авиа-грузоперевозчике – Аэрофлоте. По словам Шереметьевского источника, в Аэрофлоте заинтересованным лицом является первый заместитель генерального директора по авиационной безопасности Антонов Владимир Николаевич, аффилированный с компанией «Аэромаш» (которая, в свою очередь, отстаивает на рынке интересы своего основателя – английской компании «Gate Technologies Ltd»), осуществляющей досмотр грузов. Передача обслуживания грузов «Аэрофлота» складу Ротенберга, по словам знакомых с инсайдерской информацией лиц, позволит разделить работу, с которой до этого в одиночку справлялся склад-оператор «Шереметьево-Карго», на двоих – грузчики грузят, инспекторы досматривают. По всем прогнозам это выйдет дороже и хуже, однако гешефт поимеют все заинтересованные лица.

Наверное, именно поэтому тендер Аэрофлота на обслуживание грузов, проведенный им впервые именно после того, как в Шереметьево пришел Ротенберг, выиграл до сих пор ничем не известный склад «Москва Карго». При этом никакого обоснования сделанных выводов в официальном протоколе не имелось, а имелась лишь строчка – на основании экспертного заключения первого заместителя по авиационной безопасности (то есть того самого Антонова В.Н.). Само заключение, естественно, тоже не было опубликовано.

 

 

Именно эти совместные предприятия и позволяют Ротенбергу с партнерами быстро и безболезненно получить контроль над аэропортом, ведь доля олигархов в СП значительно перевешивает (называлась цифра в 99%, вы вдумайтесь), а аэропорт за свой мизер вкладывает недвижимость и инфраструктуру, а самое главное и ценное – договор с государством на право использования территории, сроком на 99 лет. Как все мы понимаем, данный договор – мощнейший монопольный инструмент, позволяющий держать в кулаке всех, кто хочет работать с воздушными судами в Шереметьево, и было бы странно, если б частный собственник уровня Ротенберга не захотел бы такую монопольную «волшебную палочку» себе в карман. Сделку, разумеется, пропустили через Кипр, правда, события последних месяцев, а именно прямая критика Президента, заставила спрятать оффшор на один слой «сумрака» глубже – теперь TPS рулит всем через российский «Шереметьево Холдинг», что, естественно, сути не меняет совершенно.

Совместные предприятия – пожалуй, самый яркий пример захвата аэропорта, и самый показательный. Во всех новостных лентах пестрят сообщения о том, как же здорово, что частный инвестор вложит свои кровные в отечество, построит терминал, тоннель… Но почему то в центральных СМИ ни слова не говорят о том, что результатом этой работы будет получение оффшором контроля над всем аэропортом, в том числе – над построенными терминалом и туннелем. Получается, что средства, которые вкладывает инвестор совместно с государством, у этого же инвестора и останутся, а государство просто потеряет аэропорт, и даже не бесплатно, так как поддерживать саму аэропортовую инфраструктуру частный собственник, судя по всему, не намерен. В конце концов, всегда может случится оказия в стиле строительства моста в Крым – как мы знаем, страховые компании внезапно отказались страховать возведение моста, а без этого строительство начаться не может – очень удобный повод растянуть срок и дождаться нужного момента, да и государство, надеюсь, возместит простой несчастному бизнесмену.

Дружба с украинскими олигархами

В завершение хотелось бы рассказать еще об одном контакте. Имя Дмитрия Фирташа, украинского олигарха, в последнее время было у всех на слуху благодаря новостным заголовкам. Олигарх Фирташ стал действительно серьезным человеком на производстве минеральных удобрений, а для их производства требуется российский газ, что автоматически ставит, казалось бы, олигарха в зависимость от «Газпрома». Но не тут то было – «Газпром», благодаря административному давлению Ротенберга, отступил и не отстаивает свои жизненно важные интересы, что крайне странно. Так, компания Фирташа «РосУкрЭнерго» «откусывала» достаточно аппетитные кусочки при транзите газа в Евросоюз.

Ротенбергу тоже есть за что сказать спасибо «Газпрому», ведь если бы не продажа им своих подрядных организаций по стартовой цене, не видать Кипру «Стройгазмонтажа», компании, которая объединив пять «газпромовских» предприятий под эгидой Ротенберга, осталась по сути главным подрядчиком российского «сбывателя мечтаний».

Вообще, оффшор TPS и Украина – близкие родственники, начиная хотя бы с двух других его владельцев – Александров Пономаренко и Скоробогатько. Неудивительно, что в числе интересов компании – торговый центр Ocean Plaza в Киеве, война войной, а бизнес по расписанию. И Аркадия Ротенберга не особо смущает открытая поддержка другом Фирташом президента Украины Петра Порошенко, отдавшего приказ бомбить мирных жителей, ведь нужно как то делать гешефт, а с украинскими друзьями в разрушенной стране это делать легче – как было легче получать прибыль в России 90-х, во время которых Аркадий, к сожалению, не успел стать олигархом.

Впрочем, все может измениться, и возможная будущая разруха в России была бы очень на руку. Сейчас пока масштабы не очень – ну можно аэропорт перепродать с наценкой, можно трубы укладывать, ТРЦ строить – все это как то мелко, без размаха. А вот когда на улицах начнут массово убивать друг друга, когда брат восстанет на брата, как в Украине – вот тогда да, можно будет открыто брать власть, строить свою армию и спокойно, с автоматами, заходить в нужные офисы, как Коломойский. Давайте будем объективными – «армии» у кого надо есть и сейчас, это как легальные и полулегальные ЧОПы и службы безопасности, так и совершенно нелегальные группы людей на теневом положении, выполняющие грязную работу в интересах нанимателя. Однако сейчас пока еще, к сожалению, автоматы приходится маскировать за покупными «тендерами» и дружбой с президентом.

Exit mobile version