Site icon ИА Русские новости

Даже современный Китай – более русское государство, чем Россия

Даже современный Китай – более русское государство, чем Россия


 Предложения Путина по облегчению порядка получения гражданства РФ – путь в никуда


9 июля на совещании послов и постоянных представителей РФ в Министерстве иностранных дел РФ Владимир Путин заявил: «Считаю также необходимым вновь вернуться к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства тем, кто был гражданином СССР и прямым потомком родившихся в СССР или даже в Российской империи». По мнению президента, «роль соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, требует основательного переосмысления, поскольку многие хотят быть полезными своей исторической Родине, хотят поддержать ее, а наши загранучреждения все-таки недооценивают такой настрой и не в должной мере сориентировали свою работу на этом важном участке». Стоит отметить, что благодаря инициативе президента на российские паспорта смогут претендовать граждане Польши, Финляндии, США, Ирана и других стран, территории которых в прошлом входили в состав Российской империи.


Недавно президент России Владимир Путин предложил вернуться к облегченному порядку получения гражданства РФ для всех бывших граждан СССР и их прямых потомков. Аналогичное право может быть предоставлено также потомкам подданных Российской империи (самих подданных, по понятным причинам, вряд ли сыщется много).


 Казалось бы, новые правила должны порадовать русских, не имеющих гражданства России. Но как бы не так. Предложенная схема открывает зеленый свет для получения российского гражданства жителям Средней Азии и Кавказа. Ведь СССР включал в свой состав эти регионы; следовательно, их населяют либо бывшие граждане СССР, либо их потомки.


 Подобный подход выглядит крайне нерациональным. Дело в том, что большинство государств мира – национальные государства. Что такое национальное государство? Это государство, у которого есть юридическая связь с определенным народом.


 Например, гражданином Государства Израиль может стать любой еврей мира, причем под евреем, согласно Закону о возвращении, понимается либо рожденный от матери-еврейки, либо принявший иудаизм. Право на репатриацию в Израиль имеют также дети и внуки таких лиц. Аналогичная картина – во многих других государствах.


 Например, любой «армянин по происхождению» может стать гражданином Армении. Такое право дарует закон о гражданстве этой страны. Белоруссия предоставляет гражданство для «белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь» («Закон о гражданстве Республики Беларусь»).


 Предоставляет гражданство этническим казахам (т. н. оралманам) и Казахстан. Согласно Закону «О миграции населения», «оралманы – иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания». Примеры можно множить и множить.


 Конечно, далеко не каждое государство будет откровенно высказываться по данному вопросу, но практически все даруют гражданство прямым потомкам лиц, которые ранее проживали на территории данного государства, даже если самого государства еще не существовало. Но почти все современные государства существуют в рамках национальных границ. Это значит, что дедушка претендента на гражданство, проживавший в данной местности, с высокой степенью вероятности принадлежал к титульной национальности. Подобные правила действуют, например, в Китае или на Украине. Представьте: вы имеете право на китайское гражданство, если ваш дедушка родился в Пекине. Логика ясна: в 99 случаях из 100 он – китаец.


 Вообще подавляющее большинство государств мира применяют два принципа при даровании гражданства. Первый – принцип происхождения, или принцип крови: чтобы получить гражданство, нужно родиться от родителей, хотя бы один из которых является гражданином данной страны (вариант – принадлежать к титульной для данной страны национальности). Другой принцип – принцип почвы: нужно родиться на территории данного государства, или же на ней должны родиться прямые предки.


 Путин же предлагает иной, странный принцип: российское гражданство должно предоставляться гражданам других государств при условии, что эти люди либо сами были гражданами СССР, либо являются потомками таковых. При этом эти люди вовсе не обязаны иметь предков, проживавших на территории нынешней РФ, или иметь отношение к русскому народу (или даже к каким-либо народам, живущим на территории России).


 Но ведь СССР не исчез в никуда! На его территории возникло 15 независимых государств, все жители которых получили гражданство своих республик. При этом 14 новых государств стали национальными, т. е. установили прямую юридическую связь с соответствующими народами. Украина – государство украинцев, Казахстан – казахов и т. д.


 Только Россия остается «белой вороной» – «многонациональным государством 200 народов», как гласит официальная доктрина. Правда, 80% населения составляют русские, но зарубежным русским этот факт не дает никаких преимуществ. Если уж им захочется получить российское гражданство, придется встать в общую очередь с гражданами Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и т. п.


 Практика показывает, что Федеральная миграционная служба России не только неохотно предоставляет гражданство русским, но и легко отнимает его обратно, что, вообще-то, нонсенс по мировым меркам.


 Получается, что право на получение российского гражданства получат прежде всего граждане национальных государств, входивших когда-то в состав Советского Союза. С точки зрения строительства нормального национального государства это означает, что народы 14 бывших союзных республик (украинцы, казахи, киргизы, таджики, грузины, армяне и прочие) и станут титульными для России. Все бы хорошо, но у русских нет своего государства за пределами России. А значит, в список титульных мы не попадаем.


 Получается, что путинский план предоставления гражданства дарует статус титульных народов России 14 народам бывших союзных республик, но не русским. Русские так, на приставном стульчике примостились, в числе бывших подданных Российской империи…


 Выходит, что у русских в современном мире нет своего собственного национального государства. Значит, русские – народ безгосударственный. Это кажется вздором и нелепостью, но есть ли на карте мира хоть одно государство, где русские признаны в качестве государствообразующего народа? Таких государств нет. Впрочем, в Китае русские считаются одним из нескольких официальных меньшинств, существуют даже «деревни русских по национальности». Значит, современный Китай – более русское государство, чем Россия. Вывод парадоксальный, но совершенно логичный.


 Значит, мы имеем дело с ухудшенным вариантом советской национальной политики. В СССР хотя бы признавалась урезанная РСФСР, которая считалась государством русских (хотя на ее территории и наплодили великое множество национальных автономий). Ныне русским не позволено даже и этого.


 Хотя, казалось бы, чего проще: введите «Карту русского» по примеру Польши, которая сделала аналогичную карту для поляков! Введите облегченное получение гражданства РФ для украинцев и белорусов, и получится нормальная современная Россия. Такое же национальное государство, как Германия или Италия.


 Но советская национальная политика довлеет над умами. Сделать уступку Средней Азии хочется вопреки всему. Как назло, со стороны «братских республик» следует удар за ударом. Узбекистан вышел из ОДКБ, Киргизия и Таджикистан требуют резкого повышения платы за российские военные базы на своей территории…


 На этом фоне предложения о возвращении права на получение российского гражданства всем гражданам бывшего СССР выглядят как односторонняя уступка среднеазиатам, что вполне логично. У национального государства, даже маленького, как Киргизия, есть свои национальные интересы, надо отчитываться перед своим народом. У «многонациональной» России такой проблемы нет. Нет ни национальных интересов, ни необходимости давать отчет. Поэтому даже четвероразрядные государства могут вести себя с Россией нагло – в надежде, что их не накажут, а поощрят (деньгами и ресурсами).


 Парадоксальным образом отсутствие национального государства в России программирует крах российской политики в Средней Азии. Конечно, рано или поздно русские снова обретут Родину, свое национальное государство. Жаль будет, если строить его придется на руинах «многонациональной» РФ, повторяющей все ошибки советской национальной политики.

Exit mobile version