Дальше некуда
1 апреля нынешнего года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушанья, посвящённые проблемам российско-украинского сотрудничества. Актуальность данной темы невозможно переоценить – развитие геополитической ситуации, в которой Москва и Киев вот-вот могут оказаться по разные стороны баррикад, требует оперативного вмешательства политиков обеих стран. Проще говоря, России и Украине надо, наконец, решить, как жить дальше. Оставлять этот вопрос в подвешенном состоянии больше нет возможности.
Поведение Киева давно уже вызывает опасения в Кремле. Украина, охваченная оранжевой истерией, открыто выказывает свою неприязнь к России, ища дружбы и поддержки на Западе. По всем направлениям – начиная от внешней политики и заканчивая культурой, – власти республики ведут самую настоящую войну с Москвой, пытаясь ужалить восточного соседа побольнее. Трудно не замечать этого, когда факты говорят сами за себя.
Украина, вопреки мнению Кремля, проявляет нескрываемое желание стать членом НАТО. Утверждения Ющенко о том, что данное стремление Киева не несёт в себе угрозы РФ, не выдерживает критики. Северо-атлантический Альянс, когда-то созданный в противовес СССР, всё ещё видит своим противником Москву, всячески стремясь ограничить ей влияние в мире. Любое из вступивших в проамериканский военный блок государств автоматически присоединяется к его негласной военной доктрине.
Вместе с тем это не останавливает украинские власти. Ради иллюзорного счастья быть вместе с Западом Киев готов идти на конфликт с Россией, превращаясь в её стратегического противника.
Не может не настораживать и плотное сотрудничество Украины со странами, чья риторика давно уже носит откровенно антироссийский характер. Дружба Киева с Варшавой и Тбилиси, кои не устают обвинять Кремль во всех смертных грехах, свидетельствует о царящем в кулуарах украинской власти отношении к России. Ющенко не скрывает, что намерен и в будущем укреплять связи с Качинским и Саакашвили, несмотря на имеющиеся между ними противоречия. И этому не стоит удивляться – ничто так не сближает, как ненависть к общему врагу.
То, что Киев считаем Москву своим врагом, уже практически не вызывает сомнений. Лишним тому подтверждением является внутренняя политика оранжевых, развернувших в стране антироссийскую и антирусскую компании. Смена приоритетов во внешней политике, прежде всего, отразилась на государственной идеологии республики. Стремясь показать свою преданность Западу, власти Украины открыли охоту на российскую культуру, ведя борьбу с её наследием, а главное носителями. Переписываются учебники истории, в которых Москва называется угнетателем всего славянского мира, объявляются имена новых национальных героев, чью репутацию не отмыть даже времени.
Положение русскоговорящих граждан Украины не иначе как тяжелым не назовешь. Язык, некогда объединявший восточных славян, ныне объявлен Киевом вне закона. Серьёзно ограничены возможности его распространения и развития. Кабмин делает всё, чтобы убрать русский язык из системы образования, государственного управления, книгопечатанья и даже кинопроката.
Кто виноват?
Российская общественность больше не тешит себя иллюзиями в отношении Украины. Всем уже давно понятно – только решительные действия Москвы способны остановить перешедшую границы дозволенного политику Киева. Однако, позиция Кремля в украинском вопросе остаётся беззубой и маловнушительной. И это притом, что претензии России к соседу имеют все международно-правовые основания.
В 1999 году Москва и Киев скрепили себя узами межгосударственного договора «О дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнёрстве», получившего прозвище «Большого». Документ определяет условия и порядок взаимоотношений двух стран в сфере внешней и внутренней политики, экономики, культуры. Многое указывает на то, что практически ни по одному из пунктов договора Украина не выполняет своих обязательств.
Взять хотя бы пресловутую натовскую проблему. В своём желании вступить в Северо-атлантический Альянс «оранжевые» ссылаются на действующий в стране закон «Об основах национальной безопасности» от 19 июня 2003 года. Однако они забывают о ряде обозначенных в документе оговорок, явно идущих вразрез с намерениями Киева. В законе чёрным по белому записано, что «обретение членства в Организации Североатлантического договора» возможно исключительно «при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией…».
В свою очередь «Большой договор», являясь гарантом именно «добрососедских отношений» между Россией и Украиной, прямо говорит о невозможности их сохранения, в случае решения одной из сторон присоединиться к враждебному по отношению к партнёру соглашению, блоку или союзу. Таким образом, идя на интеграцию с НАТО Киев, фактически, игнорирует своё же собственное законодательство, исполнением которого он на словах так кичится.
Не меньше нареканий вызывает и нежелание украинских властей следовать договорённостям в области защиты прав нацменьшинств. В статье 11 «Большого Договора» Киев обязуется применять «на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости».
Если так, то почему мы то и дело слышим о фактах межэтнических столкновений в республике, жертвами которых становятся русские. Трудно отделаться от ощущения, что гонения на бывших наших соотечественников, часто заканчивающиеся кровопролитием, спровоцированы официальным Киевом, ведущим борьбу за «чистоту украинской нации».
Что делать?
Складывается впечатление, что «Большой договор» сегодня нужен только России. Москва держится за него как за спасительную соломинку, пытаясь сохранить хоть какие-то отношения с Украиной. Киеву, судя по всему, всё это уже давно не интересно. Оранжевые сломя голову бегут в объятья Запада, давно уже не обращая внимания на мнение соседей и уж тем более на какие-то там договоры, заключенные почти 10 лет назад.
Состоявшиеся 1 апреля парламентские слушанья в ГД РФ должны были ответить на вопрос, что в этих условиях делать России. Примерно через год истекает срок действия «Большого договора», поэтому настало время задуматься о его дальнейшей судьбе. По мнению одного из участников слушанья президента Международного фонда славянской письменности и культуры Александра Николаевича Крутова, с учётом сложившихся внешнеполитических условиях он малоэффективен. «Сегодня многие и с российской, и с украинской стороны говорили о том, что Договор не выполняется по многим пунктам, что это просто бумажка – заявил эксперт, – Но за 9 прошедших лет ни одна из сторон, ни Украина, ни Россия не задалась вопросом, а почему Договор не выполняется? Считаю, что и Россия, и Украина в равной степени несут ответственность за это».
Бессмысленно искать виновных – необходимо работать, пытаясь совместными усилиями исправлять допущенные за годы взаимного непонимания ошибки. Для этого, отметил Крутов, Москва и Киев должны «создать совместную рабочую группу, которая бы проанализировала выполнение Договора обеими сторонами».
Геополитические реалии требуют от России пересмотра своего отношения к соседу. Ясно, что прежней дружбы Москвы и Киева быть уже не может. Если же Украина всё-таки прислушается к голосу здравого смысла и решит сохранить Договор с Россией, то это должен быть совсем другой документ. Более конкретный, принципиальный и в некоторых моментах даже жёсткий. Особенно, что касается вопросов вступления Киева в НАТО и положения русскоговорящего населения.
Говоря в своём выступлении о ситуации вокруг притеснения русских граждан на Украине, Александр Крутов напомнил парламентариям о давно лежащем на полках «Законе о разделённом русском народе». Согласно закону Россия должна взять на себя обязательства по защите 25 миллионов соотечественников, волей судьбы оказавшихся заграницей. Москва не может больше спокойно смотреть на гонения, которым подвергаются наши бывшие граждане на всём постсоветском пространстве. Пора протянуть им руку помощи.
Но всё это будет бесполезным, подытожил Крутов, «если мы ясно и четко не заявим о своем духовном единстве, о том, что мы триединый русский народ». Россия, Украина и Белоруссия – части одного целого и только с учётом этого факта необходимо строить наши отношения.
Международный фонд славянской письменности и культуры