Дальний Восток станет «государством в государстве»?
Отвечающему за его развитие ведомству, вероятно, будут предоставлены гигантские полномочия
Дальневосточный федеральный округ был образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года со «столицей» в Хабаровске. Занимает территорию в 6,2159 млн кв. км, являясь самым большим федеральным округом Российской Федерации. Включает в себя Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую и Еврейскую автономную области, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, а также Республику Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ.
А на сладкое – хоть и ожидаемая, но все же сенсация: в России решено сформировать второй центр, этакий «спутник Москвы». В опубликованном проекте положения о министерстве по развитию Дальнего Востока этому региону, занимающему, на минуточку, 36,3% территории России, предлагается стать максимально независимым от федеральных органов власти, в частности, в том, что касается управления федеральным имуществом и природными ресурсами. Министерству, которое возглавил полномочный представитель президента Российской Федерации в ДВФО Виктор Ишаев, предполагается здесь дать полную вольницу.
В частности, предлагается наделить министерство правом координировать все этапы подготовки технических проектов по разработке месторождений. Т. е. фактически предполагается поставить Минвостокразвития надзирающим над Минприроды, которое до сих пор ведало этими вопросами единолично. Но, как говорится, и это – лишь только цветочки: новосозданное министерство с полпредом во главе будет, как предполагается, управлять всеми без исключения энергоактивами. При этом полномочия ведомства будут распространены на все без исключения «субъекты электроэнергетики», присутствующие в ДВФО.
Реализация таких сверхполномочий немыслима без еще одной сущей мелочи – права владения федеральным имуществом. Правда, в проекте положения дана оговорка, что ведомство должно обосновать, что это право необходимо ему для успешной работы. Но это скорее похоже на «фигуру речи»: в конце концов, не для того создавалось отдельное министерство по развитию Дальнего Востока, чтобы праздно кокетничать. Права же владения федеральным имуществом, как поясняется в документе, предполагают, кроме всего прочего, возможность сделок с приватизируемым федеральным имуществом, при этом оценку продаваемого имущества, как предполагается, также будет осуществлять Минвостокразвития. Контроль управления федеральными земельными участками, подготовка предложений по корректировкам перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, составление проектов решений правительства о назначении представителей в органы управления ОАО с госучастием и ряд не менее интересных функций также предполагается передать министерству.
Надо ли говорить, что и глав дальневосточных регионов, согласно проекту положения, также предполагается жестко подчинить ведомству Ишаева. Минвостокразвития, как предполагается, будет не только контролировать работу региональных администраций в ДВФО, но и спускать им обязательные для исполнения предписания, корректирующие местные правовые акты, касающиеся непосредственно переданных министерству полномочий. Более того, провинившихся начальников на местах, как предполагается, министерство будет и карать: в предлагаемом положении также предусмотрено такое право.
О том, станет ли ДВФО в итоге действительно «государством в государстве» со «столицей» в Хабаровске, говорить, пожалуй, рано: предлагаемый проект положения о министерстве еще должен пройти не один этап обсуждений. Но объективная нужда в некотором альтернативном центре влияния на Дальнем Востоке, безусловно, есть. Пусть речь идет и не о переносе столицы, даже не об «альтернативной столице» (очевидно же, что ключевые решения все равно остаются за Москвой – при любом раскладе и любых сверхполномочиях Минвостокразвития), но совершенно очевидно требуется некоторое административное равновесие: как-никак, опасность потери Дальнего Востока – увы, не детская страшилка.
В беседе с обозревателем KM.RU председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов высоко оценил представленный проект положения о министерстве по развитию Дальнего Востока:
– Главные позитивные моменты – резкое повышение статуса управления Дальним Востоком и выделение дальневосточной проблемы в качестве одной из ключевых. Это, в любом случае, безусловный плюс, и как-то негативно относиться к данной инициативе могут лишь люди, не понимающие происходящих в мире и в России процессов.
Что же касается звучащей критики «избыточности полномочий» – за ней ровным счетом ничего не стоит, потому что полномочий всегда должно быть достаточно для эффективного решения проблемы. Дальний Восток не просто крайне запущен, но находится в чрезвычайной ситуации, учитывая свою географическую близость к Китаю, Японии, Корее, и управление им должно носить соответствующий характер.
Другое дело, что за деятельностью министерства, наделенного столь обширными полномочиями, должен быть, конечно, установлен жесткий мониторинг, но это вовсе не отрицает самой необходимости предоставления ответственному министерству широких полномочий. Жизнь, конечно, внесет свои коррективы, и ряд изложенных в проекте предложений, думаю, не будут реализованы. В частности, вряд ли будут урезаны полномочия субъектов Российской Федерации. Но в целом направление правильное, хотя и недостаточное, потому что пока нет самого главного – системы проектов развития Дальнего Востока.
– Надо ли понимать, что власть предложила компромиссное решение, которое устраивает и сторонников переноса столицы на Дальний Восток, и противников такой идеи?
– Это – первый шаг на пути к переносу столицы. Это уже объективный процесс, и это очень важно.