«Что стоим? Кого ждем?»

Круглый стол, собрав, как самих страховщиков, так и представителей ассоциации по защите прав автомобилистов, а также теоретиков страхования, позволил дать довольно пространные ответы на многие насущные вопросы автострахования.
В качестве основной проблемы, с которой столкнулись страховые компании с момента введения обязательного страхования автотранспорта, является его убыточность для самих страховщиков. По мнению присутствовавших на круглом столе представителей страхового бизнеса это связано, прежде всего, с тем, что тарифы ОСАГО не изменялись с момента его введения, то есть с 2003 года, а также с непродуманностью так называемых региональных коэффициентов. Была высказана тревога и о том, что законодательные нововведения в Закон об ОСАГО способны увеличить эту убыточность еще на 15-25%.
Однако, как заявил директор департамента управления автострахования «Росгосстрах Северо-Запад» Михаил Меженик, в свое время эти тарифы были определены правильно, но с некоторыми ошибками. Эти ошибки и отразились, прежде всего, в региональных коэффициентах. Это связано, как со статусом самого региона (убыточного или донора), со средней заработной платой по тому или иному региону, так и с большими различиями в качественном составе их автопарков. Так, в больших мегаполисах, в том числе и в нашем городе, автопарки стремительно обновляются. Значительное место в них занимают иномарки с большой мощностью двигателей, тогда как в провинции по-прежнему преобладают старые отечественные автомобили, а потому страховые взносы автовладельцев там значительно ниже. По заявлению представителя ЗАО «СГ «Спасские ворота» Михаила Петрова, в целом по стране законодательная норма в сфере автострахования не соответствует реальной ситуации. Такая же проблема и с лимитами возмещения убытков.
Большая часть страховщиков видит выход из создавшегося положения в подъеме тарифов ОСАГО, что, по словам доцента кафедры страхования ФИНЭКА Дениса Горулева, лишний раз простимулирует автомобилиста к ответственному и аккуратному вождению. Он же, еще раз напомнил, что ОСАГО существует, прежде всего, как система социальной защиты граждан, позволяющая цивилизовано разрешать проблему возмещения ущерба при авариях.
Однако, по мнению участников круглого стола следует говорить в общем не о повышении тарифов, а об их изменении. Ведь при разумном учете всех факторов, влияющих на формирование страховых взносов, повышение стоимости полиса по одним показателям действительно может повыситься, а по другим может остаться на прежнем уровне или даже понизиться.
Важным событием на рынке автострахования явилось и то. что предполагавшееся введение с 1-го июля этого года так называемого прямого урегулирования убытков, так и не состоялось. Как заявили собравшиеся, это связано с тем, что представители страхового сообщества, так и не смогли создать систему и отработать методику расчетов. Теперь, когда, по заявлению Михаила Меженика работа по созданию такой системы максимально активизирована, введения прямого урегулирования убытков следует ждать в марте 2009 года. При этом сама идея такового введения явно скептически воспринимается «Комитетом по защите прав автомобилистов». Как заявил вице-президент его Санкт-Петербургского отделения Александр Холодов, неминуемым следствием применения практики прямого урегулирования, станет резкий скачок мошенничества, огромное количество обращений в суды и так далее. Как это было при введении подобной практики во Франции. Автомобилисты, в конце концов, зачастую сами не способны правильно оценить ущерб при аварии и определить степень виновности каждого.
Напомним, что законодательно возможность прямого урегулирования допускается, в случае если ущерб от аварии не превышает 25 тыс. рублей. И несмотря на возникавшие то и дело споры между страховщиками и автомобилистами, все они единодушно советовали вызывать ГАИ даже в случае если сумма ущерба может и не превышать указанной выше суммы. Хотя, уже упомянутый нами доцент Горулев, посетовав на отсутствие нормативной базы в этом вопросе, заявил о необходимости полного перехода регистрации аварий от ГИБДД к аварийным комиссарам.
Далее речь шла о возмещении ущерба, наносимого эвакуаторами. Было замечено, что в Москве уже существует практика страхования транспортных средств при их принудительной эвакуации, а также при содержании на соответствующих стоянках. Основной проблемой в решении этого вопроса был назван принцип налогообложения в этой области, делающий такую страховку крайне невыгодной для эвакуаторов. Напомним, что сейчас в нашем городе все эвакуационные мероприятия осуществляются частными фирмами.
Для борьбы со страховыми мошенничествами, к сожалению весьма распространенными, некоторые участники порекомендовали покупать полисы ОСАГО непосредственно в офисах страховых компаний, обращая внимание на ее статус и длительность пребывания на рынке страховых услуг. А если, клиент, все же решил воспользоваться услугами брокеров, то обязательно проверять наличие у них лицензии на соответствующую деятельность. Было, в частности сообщено, что при наличии достаточного количества честно работающих брокеров, то и дело возникают «фирмы-однодневки», которые, приняв от страховщика настоящие полисы и продав их автомобилистам, бесследно исчезают. Естественно, что при этом, они не передают в страховую компанию полученных при продаже денег и, самое главное, не регистрируют в ее реестре проданный полис. В этом случае, автолюбитель даже имея на руках настоящий полис с печатью страховой компании и отпечатанный на Гознаке не получит ни какой страховой выплаты!
В самое ближайшее время, участники круглого стола прогнозируют уход с рынка автострахования многих компаний. Это связано с ранее поднятыми проблемами убыточности этого вида услуг и с нерешенностью вопроса о тарифах и региональных коэффициентов.
ИА “Русские новости”