Четвертую годовщину памяти митрополита Лавра отметили в церкви Святителя Николы на Берсеневке

«Логично и почетно…»

Промыслительно храм Николы Чудотворца на Берсеневке был выбран местом молитвенного поминовения Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра. Настоятеля храма – игумена Кирилла (Сахарова) все три года после кончины митрополита Лавра приглашали на  вечера памяти в Центр Русского Зарубежья, где он традиционно духовно укреплял всех, собирающихся почтить светлую память владыки.  В этом году игумен Кирилл пригласил почитателей приснопоминаемого Владыки к себе. 16 марта в 13.00 игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель храма Николы Чудотворца на Бересеневке совершил панихиду по старому обряду, перед началом памятной встречи о Митрополите Лавре, в своем храме.

 

В своем слове игумен Кирилл остановился на основных жизненных вехах Владыки Лавра. Из его уст рассказ об исторической личности, и вместе с тем о родном и добром пастыре, Русского Православия звучал особенно проникновенно.

 

«То, что этот день памяти проходит в нашем приходе – это логично и почетно для нас. В 2005 году Митрополит Лавр в один из самых трудных периодов жизни нашей общины приехал и поддержал нас, став нашим почетным Попечителем. Его молитвенное попечение мы чувствовали и чувствуем все эти годы. Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Ладомирове, в так называемой Пряшевской Руси. Он происходит из той героической части православного русского народа на Карпатах – прародины славянства, – которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения и угнетения иноверцев и иноплеменников, твердо хранила свою святую православную веру, даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом, и свое национальное русское самосознание. Крещение младенца Василия совершил начальник Православной миссии в Словакии архимандрит Виталий (Максименко), впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви (бывший священно-архимандрит Почаевской Лавры и восстановитель церковной типографии). Владыка Виталий был не только настоятелем обители, но и основателем братства преподобного Иова Почаевского. И не случайно в Джорданвилльском монастыре – в некотором смысле преемнике ладомировской обители – типографское братство тоже носит имя почаевского подвижника. Здесь же находится и икона преподобного с частицей его святых мощей».

Произносивший памятное слово игумен Кирилл (Сахаров) сказал о своей духовной связи и с Почаевской Лаврой, где он подвизался в конце 70-х годов, и через нее с приснопоминаемым Владыкой Лавром. Единые духовные истоки особо сближают и объединяют, и в этом есть своя «логика»  дальнейших событий.

 

«Послушанию в типографии будущий Владыка Лавр, впоследствии, отдаст не один день своей жизни.

 

В 5-6 лет он начал уже прислуживать по праздникам в храме, вставал с братией на полунощницу в 4 часа утра, выстаивал неукоснительно все длинные монастырские службы, ревностно выполнял возлагаемые на него посильные послушания… Он был тих, молчалив и послушлив».

 

Учиться послушанию у Владыки нам необходимо всю жизнь, как и скромности, и тишине. И что очень важно нам нужно учиться выполнению завещаний своих духовных учителей.

 

«Владыка Виталий Максименко – крестивший маленького Васю, своим завещанием оставил Владыке Лавру драгоценный и памятный наперсный крест, полученный им от Союза русского народа. О его ценности и значении Владыка Виталий высказался однажды так: “Из всех церковных предметов, которыми я владел в течение моей церковной службы, сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне, архимандриту, от Волынского союза русского народа. Я им особенно дорожу…”

 

Неоценимо влияние на Владыку Лавра самого Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. “Я, можно сказать, вырос в этой обители” – вспоминал неоднократно Владыка.

 

1960 году он был назначен на должность инспектора семинарии. Одновременно, в течение ряда лет он исполнял в монастыре послушания секретаря духовного собора и заведующего книжным складом и экспедицией монастыря. В 1966 году отец Лавр совершил поездку в Сан-Франциско, где участвовал в отпевании и погребении Святителя Иоанна (Максимовича).

 

Те, кто его знал с ранних отроческих лет, отмечают в нем редкое качество – в связи с возрастанием духовным и возвышением церковно-административным в нем не замечалось перемен, устоявшихся смолоду иноческих свойств. Уже, будучи инспектором семинарии, и читая лекции по одному из серьезнейших предметов, он, если дело требовало, и на огромном монастырском кладбище могилу мог выкопать, и, в порядке монашеского послушания, на кухне поваром работал, и в коровнике трудился. Вся переписка в монастырской канцелярии была на его плечах, сам вел, если обстоятельства требовали, упаковку монастырских изданий заказчикам. Не было работы, которую он считал неподходящей его сану или положению. В субботу 12 августа 1967 года, согласно определению Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, состоялось наречение архимандрита Лавра во епископа Манхеттенского. В слове при наречении он говорил: “В настоящие, священные и, вместе, страшные для меня минуты, когда по воле Божией, вы, святые Владыки, и Священный Собор Русской Зарубежной Церкви призывает меня, недостойного, к епископскому служению: что могу сказать аз, многогрешный? Страх и трепет прииде на мя…” В заключительных словах новонарекаемый смиренно просит: “Богомудрые Архипастыри, помолитесь, чтобы Господь помог мне быть твердым неподкупным хранителем живоносных заповедей и преданий Православной Церкви, не на словах только, а, самое главное, на деле. Молю вас, не переставайте укреплять меня, неопытного, вашими назиданиями”.  Вот это пример обращение к опыту старших тоже является для нас примером послушания, мудрости и смирения.

 

13 августа 1967 года, накануне Успенского поста, 5 архиереев; в числе которых, Преосвященные архиепископы Вашингтонский и Флоридский Никон (Рклицкий) и Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев), возглавляемые Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом (Вознесенским), в Синодальном соборе в Нью-Йорке совершили его хиротонию.

 

Став Первоиерархом, Владыка продолжил нести свое прежнее послушание настоятеля Свято-Троицкого монастыря и главного редактора всех периодических изданий Свято-Троицкого монастыря на русском языке, а именно журналов: “Православная Русь”, “Православная жизнь” и “Православный путь”.

 

17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви подписали Акт о каноническом общении. Затем иерархи Русской Церкви в Отечестве и Зарубежье совершили первую совместную литургию, положившую конец многолетнему разделению.

 

16 марта 2008 года, через год после примирения двух ветвей Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр преставился ко Господу.

 

Не так много ли  на земле было Владык, которые имели за своими плечами сорок лет архиерейского служения, семьдесят лет монашеских подвигов.  Как с начала своего монашеского пути, так и до последних дней своей земной жизни его ровный, кроткий нрав, вносил и вносит сейчас, мир и тихую радость даже в самые мятежные души. Повторю то с чего я начал свое слово. Логично и почетно для нас, что четвертая годовщина памяти Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра проходит в нашем храме».

 

Все собравшиеся в храме, затаив дыхание, слушали полные сыновней любви слова игумена Кирилла. Солнечный свет, освещающий расписанные древней росписью стены, белые облачения, великопостная молитвенная собранность древнего русского храма, подчеркивали особую торжественность дня памяти истинного хранителя Русского Православия- Митрополита Лавра, избравшего это место для сбора продолжателей своего дела. В трапезной, по – домашнему уютной обстановке, своими воспоминаниями делились те, кто знал Владыку Лавра многие годы, те, кто встречались с ним, те  кто почитает его память. По благословению настоятеля храма – игумена Кирилла Татьяна Васильевна Филипьева приглашала выступающих, которые живо откликались и  делились своими воспоминаниями и мыслями.

 

Гости были из многих московских приходов, из Санкт- Петербург, из Подмосковья, даже приехал отец Гермоген с Афона. Приветствие инока Всеволода с Афона зачитала его мама- Т.В Филипьева:- «Сердечно приветствую вас, собравшихся почтить память митрополита Лавра. «Молитвенно разделяю Вашу любовь к нашему приснопоминаемому авве. Неоднократно посещал он Удел Пресвятой Богородицы – Святую Гору Афон. На Афоне владыка поддерживал связь со многими подвижниками молитвы, например, с русским старцем Никодимом Карульским. А известный сербский схиархимандрит Стефан Карульский считал митрополита Лавра своим духовным наставником. Когда владыка Лавр посетил на Афоне знаменитого греческого старца Порфирия незадолго до его кончины, то старец Порфирий воздел руки вверх и произнес: «Великий архиерей!» Митрополит  Лавр наставлял стремиться, прежде всего к смирению, покаянию и молитве.  Будем стараться следовать его заветам».

 

О своих встречах с  Митрополитом Лавром рассказали  Татьяна Филипьева, Сергей Кузнецов- главный редактор журнала «Большой Вашингтон», Александр Чернавский – главный редактор издания «Российское искусство»,  прихожане храма.

 

На памятную встречу в храм Николы Чудотворца на Берсеневке  пришли Алексей Сенин – главный редактор «Русского вестника», Марк Любомудров – Вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, Сергей Чесноков –президент «Международного фестиваля по защите традиционных ценностей «За жизнь», Олег Фомин –редактор газеты «Вефлиемский глас» и многие другие, кому дорога память приснопоминаемого Владыки Лавра.

СтраныРоссия

Ещё похожие новости