Вышедший в 2006 году фильм Мела Гибсона «Апокалипсис» о цивилизации майя существовавшей на полуострове Юкатан, вызвал тогда большой скандал в среде так называемой «леволиберальной общественности» в США, причем на первый взгляд не слишком логичный.
К тому же по логике, казалось наоборот, они должны были бы приветствовать показанное в фильме символическое поражение теократической власти жрецов майя в борьбе против свободолюбивого индейца.
В конце концов, и «белых людей с голубыми глазами», являвшимися согласно бразильскому президенту Лулу де Сильва источником мирового кризиса, в фильме не было показано за исключением появления испанских кораблей в самом конце фильма, хотя для испанцев голубизна глаз была не столь уж и типична.
Однако как раз леволиберальные организации первыми подняли шум о том, что якобы Гибсон дискредитирует историю индейцев, и лишь потом они догадались привлечь к пропагандистскому шуму пару организаций индейцев из самой центральной Америки.
Причина столь неадекватной реакции была достаточно проста, ибо Гибсон в данном фильме коснулся весьма болезненного для леволиберальной общественности вопроса жертвоприношений в языческих культах.
Хотя сам фильм Гибсона в традиционную для леволиберальной общественности схему «фашистского пугала» никак не вписывается, ибо даже о христианстве в нем не говорится, за исключением крестов на испанских каравеллах в конце фильма, тем не менее, по отношению к его фильму применен в той же Америке привычный набор леволиберальной пропаганды как о расистском и реакционном фильме.
Ведь жертвоприношения у древних майя подробно рассматривались целым рядом ученых, таких как Робичек и Хейлс в книге «Maya Heart Sacrifice» (Robicsek F., Hales D. «Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica», Washington, 1984.), Шили (L.Shele) в работах «Human Sacrifice among the Classic Maya», «Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica», (Washington, 1984) и «The Blood of Kings» (L.Shele,M.Miller, New York, 1986), Лоретт Сежурне в работе «Pensamiento y Religion en el Mexico Antiguo» (Mexico, 1983), Боно Виларехо («Las cuevas Mayas: Simbolisma y Ritual» (Bonor Villareho J.L. Madrid, 1989).
Работы этих и ряда других ученых, рассматривавших вопрос человеческих жертвоприношений в цивилизации майя, основывались на археологических фактах.
Никто из серьезных ученых не отвергал массовых истреблений жрецами майя рабов, пленных, да и самих майя и, по сути, майя сами себя уничтожили, и тут совершенно верны слова из фильма: «Ни одна великая цивилизация не может быть разрушена снаружи, пока не будет разрушена изнутри».
Вообще сама цивилизации майя была долгое время неизвестна, ибо погибла она до появления здесь испанских конкистадоров, и тем самым конец фильма Гибсона с появлением испанских кораблей, в общем-то, историческим фактам не соответствовал.
Первоначально о развитой цивилизации майя в мире узнали лишь после исследований американского дипломата и журналиста Д.Л.Стефенса и американского художника Ф.Катервуда, которые обнаружили в джунглях несколько городов майя.
В 1841 году Стефенс опубликовал книгу «Incidents of Travel in Central America, Chiapas and Yucatan in Mexico» (Впечатления о путешествии по Центральной Америке, Чиапасу и Юкатану в Мексике), однако глубоких археологических исследований далее не последовало, хотя эпос майя «Пополь-Вух» тогда привлек внимание многие европейских ученых.
Лишь позднее, в ХХ веке, цивилизация майя глубоко исследовалась рядом ученых, среди которых можно упомянуть С.Морли, Ф.Блам, Эд Томпсон, А.Руз Луилье, М.Д.Коэ. Теме человеческих жертвоприношений в «индейской» Америке или «Мезоамерике» посвящены многочисленные научные работы этих ученых: Сое M.D. The Maya Scribe and His World. N-Y, 1973; Death and the Ancient Maya // Death and Afterlife in Pre-Columbian America. Wash., 1975; The Lords of the Underworld. Prinstone, 1978; Old Gods and Young Heroes. Jerusalem, 1982; Robicsek F., Hales D. Maya Heart Sacrifice // Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica. Washington, 1984; Schele L Human Sacrifice among the Classic Maya // Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica. Washington, 1984; Schele L., Miller M. The Blood of Kings. N-Y, 1986; Sejourne L. Pensamiento у religiоn en el Mexico Antiguo. Mexico, 1983; Bonor Villareho J.L. Las cuevas mayas: simbolismo у ritual. Madrid, 1989; «The Ancient Maya» Morley S.G. Stanford, 1984; «Archeological Researches in Yucatan» Thomson. E.H.PMM, v. III, 1904; «The Maya». M.D.Coe. London, 1966; «Costumbres funekarios de los antiguos mayas» Ruz Luiller, Mexico, 1968; «La civilization de los antiguos mayas» La Habana. 1974; «The Maya Scribes and his World» Coe M.D. New York, 1973; «Death and Ancient Maya», «Death and afterlife in pre-Columbian America» M.D.Coe. Washington, 1975; «The Lords of the Under World» M.D.Coe. Prinstone, 1978; «Old Gods and Young Heroes» M.D.Coe. Jerusalem, 1982. «The ancient Maya» Morley S.G. Stanford, 1984.
Долгое время самым фундаментальным трудом по истории майя являлась лишь книга епископа Диего де Ланды «Сообщения о делах в Юкатане», в которой описывались человеческие жертвоприношения у майя.
Эта книга, написанная в XVI веке, считалась, однако «прогрессивными» писателями и историками как неверодостойный документ до тех пор, пока факты не подтвердились археологами. Однако именно в этой книге был описан ныне широко известный колодец Чечен-ица, в который бросали свои жертвы индейцы одного из племен майя.
В советские времена благодаря пресловутой линии партии было заранее известно, что конкистадоры являлись реакционными элементами, и поэтому негоже было вытаскивать на свет факты даже из религиозной практики майя, хотя последние к конкистадорам отношения не имели.
Тем не менее, работы посвященные истории майя в СССР все же выходили, как например, книги Ю.В. Кнорозова («Древняя письменность центральной Америки», «Советская этнография», 1952, №3, «Письменность индейцев майя» Москва, 1963, «Иероглифические рукописи майя» Ленинград, 1975.) и В.И. Гуляева («Города-государства майя». Москва, 1979 г., «Второе открытие цивилизации майя»).
Были так же переведены на русский язык работы некоторых западных ученых на данную тему как, например книга Г.Уилли «Политическая жизнь древних майя», книга Э. Джилберта и М. Коттерелла «Тайны майя», книга Леона Портильи «Философия нагуа» (Москва, 1961).
В дальнейшем над этой темой продолжили работу Г.Г. Ершова («Заупокойные надписи майя» (Древние системы письма). М., 1986; «Майя-тайны древнего письма».2004 г. «Алетейя»), а также Ю.Д. Мамонтова и В. Поликарпов, Д.Д.Беляев, Е.А.Красулин.
Вопрос человеческих жертвоприношений в цивилизации майя рассматривался например, в работах Ю.Д. Мамонтовой «Жертвоприношение в религии древних майя» (2005 г.) и Ершовой Г.Г. «Погребальный обряд как отражение модели мира» (на материалах Мезоамерики) (Древние цивилизации Старого и Нового Света. М., 2003).
Кровь была ключевой частью ритуалов майя, хотя был и бескровный способ принесения жертв. При этом майя занимались и самоистязанием и у них, как пишет Г. Ершова, существовал обычай «нанизывания», когда мужчины, как правило, одного рода, протыкали свои члены поперек шипом и через отверстия протаскивали длинный шнур, как символ пуповины всеобщей матери и Млечного пути и как средство для единения рода с умершими предками.
Как писала в статье «Кровавая жертва или воззвание к небесам» доктор исторических наук Галина Ершова, астрологи майя считали, что созвездие Большой Медведицы – это богиня-старуха, льющая девственную воду мироздания из перевернутого кувшина. Тогда как сама вода мироздания на земле находилась в карстовых пещерах у города Чичен-Ица, где, по верованиям майя, находилась проекция самой северной точки Млечного пути.
Именно поэтому здесь и приносились человеческие жертвоприношения различными племенами майя сбрасыванием в пещеры жертвы, как своего рода посланников к богам.
Часть ученых изначально идеализировала историю майя, отрицая в ней существование человеческих жертвоприношений. Но впоследствии, во второй половине ХХ века археологами были обнаружены следы массовых захоронений жертвоприношений майя, и стали известны подробности ритуалов, запечатленных на камне, о мучениях их жертв, их убийства сдиранием кожи и поеданием их плоти.
Памятники письменности майя часто сопровождались картинами на барельефах или настенными надписями, поэтому процедура человеческого жертвоприношения могла быть достоверно изучена.
Что касается соседних майя-ацтеков, то факты массовых человеческих жертвоприношений, совершавшихся ацтеками, все же сомнений не вызывают. Конечно сами религиозные культы ацтеков, очевидно были ими переняты у более высокоразвитого народа тольтеков, в свою очередь унаследовавших культуру древней цивилизации ольмеков, на чьи земли ацтеки и переселились.
Известно, что культы всех богов у ацтеков были связаны с умерщвлением людей, и ацтеки воспринимали войны совершаемые, по воле бога земли Тлальтекутли, как жертвы богам.
Сама игра ацтеков в мяч возникла из ритуального поединка пленников ацтеков, и в результате проигравшие приносились в жертву.
Согласно Галине Ершовой в Центральной Мексике, в районе городов Тлателькомила, Тетельпан и Тлателолко нашли следы массовых каннибальских пиршеств.
Известный Эрнан Кортес (Hernan Cortes 1485-1547) когда увидел, что представляет собой государство ацтеков, посчитал своим религиозным долгом уничтожить его.
Во время завоевания Мексики Кортес и его спутники, осматривая один из больших ацтекских храмов, «…очутились перед большим камнем из яшмы, на котором производилось заклание жертв. Их убивали с помощью ножей из обсидиана – вулканического стекла – и увидели статую бога Хуицилопохтли… Тело этого безобразного бога – бога войны ацтеков – было опоясано змеей, сделанной из жемчуга и драгоценных камней. Берналь Диас… отвел взгляд и вот тут-то он увидел нечто еще более страшное: все стены этого обширного помещения были залиты кровью. «Смрад, писал он впоследствии, был сильнее, чем на бойне в Кастилии». Он бросил взгляд на алтарь, там лежали три сердца, которые, как ему показалось, еще трепетали и дымились. Спустившись по бесчисленным ступенькам вниз, испанцы обратили внимание на большое здание, стоявшее на холме. Войдя в него, они увидели, что оно до потолка заполнено аккуратно сложенными черепами, то были черепа бесчисленных жертв. Один из солдат принялся их считать и пришел к выводу, что их должно быть здесь по меньшей мере 136 тысяч (Берналь Диас. «Завоевание Новой Испании»)».
В ходе обряда весеннего жертвоприношения в честь другого бога Тепкатлипока, в жертву ему заранее (за год до праздника) выбирали самого красивого из пленников, без физических изъянов. Такой избранник считался воплощением бога на земле. Его окружали роскошью и почестями, исполняли его прихоти и капризы, кормили изысканнейшей едой, одевали в лучшие одежды, но при этом присматривали за ним, чтобы он не сбежал. Когда до праздника оставалось 20 дней, избранник получал в качестве жен-служанок четырех красивых девушек; они тоже почитались как богини. В день праздника пленника вели к храму, клали его грудью вверх на каменный жертвенник, и верховный жрец разрубал ему грудь, чтобы извлечь из нее еще трепещущее, окровавленное сердце и поднести его богу солнца.
Согласно работе «Золотая ветвь» (The golden bough) Фрейзера ацтеки, поклонявшиеся солнцу, в церемонии извлечения еще треплющегося сердца из человека при помощи мира солнца считали, что дают новые силы солнцу в его движении по небесному своду.
Показательно, что в Ригведе описывается первое жертвоприношение богам, когда в качестве жертвы выступил первый человек Пуруши, из тела которого был создан весь видимый живой и неживой мир. При этом принесен был человек в жертву богам садхья и риши, возникших после него, тогда сам Пуруши олицетворял одновременно и Брахму, то есть источник мирозданья. Смысл жертвоприношения заключался в том, что жертва давала возможность самой жертве возродиться.
В религии ацтеков, казалось бы, не знающих о Ригведе, основу составляет миф о добровольной жертве бога Нануатцина, бросившегося в огонь и превратившегося в солнце.
Примечательно, что Кулькулькан, крылатый змей, имел поразительную похожесть с богами целого ряда культов древнего Востока.
Об аналогичных обычаях индейцев в Андах писал в своей «Истории инков» и историк Инка де Ла Вега.
А. Зубов в книге «История религии» делает ссылку на книгу Инка де Ла Веги «История инков» («История государства Инка» Инка Гарсиласо де Ла Вега. Ленинград. 1974 год.), в которой описывается племя чариванов, живших на границах с империей инков, как племя каннибалов, практиковавших съедение своих мертвецов и беспорядочные сексуальные совокупления.
Таким же образом он описывает и жителей провинции Ваика-помпа, завоеванных инками, добавляя, что они ввели культ Солнца, заменив былое многобожие.
Сохранились описания ритуального каннибализма у инков, когда обнаженную жертву, которая, по мнению инков, отличалась большими заслугами, привязывали к столбу, и еще живую начинали разделывать ножами, сразу съедая её на глазах у жертвы. При этом «пиршестве» присутствовали женщины и дети.
Если жертва не выражала голосом своих страданий, то её костям потом поклонялись, в противном же случае её кости разламывались и выбрасывались.
На севере Перу, вблизи океанского побережья, директор музея археологии и этнографии имени Брунинга, Карлос Вебстер во время археологических раскопок нашел массовое захоронение. В заключении, которое сделал Карлос Вебстер, скелеты, датированные XIV веком, были останками человеческих жертвоприношений, большую часть которых составляли скелеты девушек 15-летнего возраста.
Впрочем, нельзя отрицать глубокой укорененности каннибальских обычаев и в среде тех индейских племен, которые ацтекам и инкам подчинены не были и так в Бразилии каннибализм сохранился до сих пор на самом западе сельвы, где многие индейские племена сохранили обычай поедания мертвых.
Как пишут в своих работах авторы П.Клестер (P. Clasters) «Guayaki cannibalism» («Native South Americans». Boston 1974) и Г. Доул (G. Dole) «Endocannibalism among the Amahuaca Indians» (Transactions of the New York Academy of Sciences 1962), южноамериканские индейцы сжигали умерших соплеменников и съедали истолченные в муку их кости вместе с золой, ибо по их представлению, они получали силу умерших, и духи им не только не вредили, а даже помогали.
Сами случаи жертвоприношений и каннибализма были у индейцев тесно связанны с магией, точнее с шаманизмом, который означал «жизнь в мире магии».
Франц Боас немецкий ученый антрополог, который исследовал в Северной Америке в 30-х годах шаманство и сам присутствовал в процессах шаманизма, писал, что за неудачи шаманов изгоняли из племени, и в обрядах шаманизма участвовали все: и шаманы, и коллектив.
Тем самым обычаи индейцев Америки, были далеки от той идеальной картины, которая рисовалась в различных книгах и фильмах ХХ века, и все индейские племена рано или поздно пережили бы судьбу майя.
Разумеется, государства ацтеков и инков действительно разрушили конкистадоры. Но причина успеха их, как совершенно правильно писал Игорь Ростиславович Шафаревич, в своей работе «Социализм как явление мировой истории», в том, что подчиненные им племена с приходом испанцев выступили против своих поработителей, ибо могут ведь и индейцы быть «эксплуататорами» индейцев, а не только ненавистные «белые люди».
Индейцы после нескольких сражений быстро к этому оружию привыкали, тем более что испанцы из-за нехватки людей в свои ряды брали и индейцев, учившихся обращаться с оружием.
Главной причиной поражений ацтеков и инков было то, что большинству индейцев просто надоело, что их и их детей приносят в жертву неведомым богам, тогда как пришлые испанцы подобных жертв не приносили и, тем не менее, вопреки утверждениям священников индейцев, солнце не остановилось.
Источники:
- «Пополь-Вух – Родословная владык. Тотоникапана». Москва, 1994 г.
- «Жертвоприношение в религии древних майя». Ю.Д. Мамонтова. 2005 г.
- «Погребальный обряд как отражение модели мира (на материалах Мезоамерики). Древние цивилизации Старого и Нового Света». Г.Г. Ершова М., 2003.
- «Кровавая жертва или воззвание к небесам». Г.Г. Ершова. Журнал «Вокруг света». Март 2006.
- «Прощание с Пернатым Змеем». Андрей Нечаев. «Вокруг Света» № 3, 2001.
- «Матриархальный мир в Америке». Из книги Neumann, Die grosse Mutter, eine Phaemenologie der weiblichen Gestaltungen des Unbewussten.
- «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М.: Планета детей, 1997.
- «История государства Инка» Инка Гарсиласо де Ла Вега. Ленинград. 1974 год.
- «Социализм как явление мировой истории». И.Р. Шафаревич. Москва. «Советский писатель».1991 год.
- «Постскриптумы смерти от мифологии к мифологии». Польский Анатолий Анатольевич. Северокавказский социальный институт. Ставрополь
- «Тайны ольмекских голов». Андрей Жуков. «Мир зазеркалья”.№ 12, 2006.
- «Сообщения о делах в Юкатане». Диего де Ланда. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР. 1955г.
- «Правдивая история завоевания Новой Испании». Берналь Диас дель Кастильо. «Форум». Москва, 2000.
- «Майя.Тайны древнего письма».Г.Г.Ершова. «Алетейя».Москва.2004 г.