“Бурановские бабушки”: Картошку сажаем в ударном темпе, чтобы успеть на гастроли
Корреспондент «АиФ» встретился со «звёздами» и обнаружил, что с шоу-бизнесом их роднит только фамилия одной из них – Пугачёва.
«У нас зуд в ногах»
– Мы только отходим от многочисленных новогодних съёмок на ТВ, – рассказывает Ольга Туктарёва, художественный руководитель ансамбля «Бурановские бабушки», – и в Москве были, и в Ижевске. Везде нас любят и очень хорошо относятся. А после мы по районам Удмуртии успели проехаться (у нас ведь уже зуд в ногах, каждую неделю спрашиваем друг друга: ну что, куда дальше-то поедем да скоро ли?). Выступаем в районных домах культуры – и такой везде хороший приём, такие аншлаги, что нам эти выступления не меньше нравятся, чем в Париже. И в Свердловскую область съездили с концертом, а потом артисты оттуда к нам приехали. Мы, чтобы не скучно было, ещё несколько знакомых коллективов из удмуртских деревень пригласили. И все откликнулись! В феврале съехались гармонисты, певцы, балалаечники, гитаристы – и целый день фестивалили в нашем Буранове, с утра до ночи пели. Теперь думаем: может, регулярно свой собственный фестиваль в деревне делать?
– Став популярными артистками, вы смогли свой быт улучшить – дома новые построить да машины внукам купить?
– Четверо из нас теплицы на огород купили. Но это не на те деньги, которые мы выступлениями заработали. Одна из нас корову продала, другая бычка вырастила и сдала на мясо. А я на пенсию живу, – вступает в разговор 73-летняя Галина Конева.
– Вы же в одних концертах с известными артистами поёте. А у них гонорары-то немаленькие.
– А мы не знаем, сколько они получают, не спрашивали. Неловко это – чужие деньги считать. Нам много никогда не платили. Иногда вообще без гонорара едем, если поездка интересная, и нам дорогу оплачивают, гостиницы. Едва у нас заходит разговор о том, что гонорары небольшие, мы сами себя одёргиваем: если бы на гастроли не ездили, как бы мы Францию увидели? Многие из нас дальше Ижевска из Буранова не выезжали. И на какие деньги мы бы в Париж поехали? Для нас даже Москва была как другая планета. А теперь где только не побывали: и в Эстонии, и в Хакасии, и во многих городах России, а в Москве уже столько раз были, что со счёта сбились.
– Успеваете во время гастролей страны посмотреть?
– Успеваем. Вот в Ницце приземлились на вертолёте прямо на набережной. Только вышли, я говорю: давайте пойдём пруд посмотрим. Французы надо мной смеются: это не пруд, а море. А какая нам разница? Вода-то такая же синяя. А набережная очень красивая.
Хрюкать некогда!
У всех бабушек свои хозяйства: скотина, огород. Но они гастроли не отменяют из-за бытовых проблем, правда, не всегда выезжают в полном составе.
– Я оставалась дома из-за своих коров, – делится с нами Наталья Пугачёва, которой 77 лет. – Когда мы должны были ехать на концерты в Москву, корова собиралась отелиться. Правда, пока они ездили, телёнок так и не родился. Очень тогда расстраивалась, что гастроли пропустила. А в один год мы все картошку прямо-таки в ударном темпе сажали, чтобы на гастроли успеть. Если мы куда-то едем, я все домашние дела за пару дней переделываю. Ни на минуту не присаживаюсь, кручусь-верчусь, но всё по хозяйству успеваю. В этом году вот и сажала всё в огороде пораньше, и убирала раньше.
– Неужели ваши родные вас от обязанностей по хозяйству не освобождают?
– А зачем освобождать? Мне все говорят: молодец, всё успеваешь, – улыбается Галина Конева. – А мне и вправду кажется, что, когда мы выступать начали, у нас больше силы стало. Хрюкать-то некогда. Лениться, стало быть. И на болезни времени не осталось. Те, кто дома сидит, ничего не делает, начинают к болячкам своим прислушиваться. А у нас на это времени нет. У нас теперь одно главное слово: «надо». Надо успеть. Надо память хорошую оставить.
И это не просто слова. С гонораров бабушки большую часть на восстановление храма в Буранове откладывают. «Мы сразу решили, что ни на себя, ни на своих детей и внуков деньги от выступлений тратить не будем, – рассказывают певуньи. – Надо церковь построить. Мы и стройплощадку своими руками расчищали: сухие деревья пилили, мусор сгребали. Сейчас уже строительство фундамента идёт».
В этом году к бабушкам студенты зачастили – не только из Ижевска, но и из Челябинска приезжали, и из Петербурга. Пишут дипломные работы по фольклору и народному костюму, используя опыт ансамбля. А бабушки в свою очередь от них о современных популярных песнях узнают. Вот Юрий Шевчук на очереди.
– Самая старшая наша бабушка, 86-летняя Елизавета Зарбатова, две новые песни написала. И другие удмуртские авторы для нас пишут, – делится Ольга Туктарёва. – Ещё кавер-версию песни Юрия Шевчука «Всё, что останется после меня» на удмуртском репетируем. Нам сделали аранжировку с богатой оркестровкой, но бабушки робеют пока от такого пышного звучания. На концертах просто под гитару поём. Душевный он, этот Шевчук, всем очень нравится…