Site icon ИА Русские новости

Бразилия стала мировым “хулиганом”

Бразилия стала мировым “хулиганом”


В бессмертной комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» действие завязывается в тот момент, когда перетрусившим чиновникам, которые не знают, с какой стороны ждать неприятностей, предлагают пусть неожиданное, но такое долгожданное решение.


Еще более сильная реакция на решение может быть в том случае, если оно выражено в рамках, которые до того считались если не запретными, то, во всяком случае, явно неприличными.


Сегодняшняя ситуация в мире в чем-то напоминает гоголевскую. Руководители большинства стран, крупных компаний, международных организаций ищут решение проблемы, но многие темы для них закрыты, поскольку являются «неприличными» в рамках современного, монетаристского понимания мира. Но только до тех пор, пока кто-то первым не произнесет ранее запретные слова, после чего их тут же подхватят все остальные. По этой причине, кстати, те, кто позволяют себе говорить несколько больше, чем другие, сегодня получают серьезное преимущество в «большой» политике, поскольку именно они будут определять направление движения.


И сегодня таким «хулиганом» становится Бразилия. Она была первой страной, открыто заявившей о том, что бесконечные программы количественного ослабления, проводимые Федеральным резервом, являются валютной манипуляцией. А на днях сделала еще один шаг в борьбе с этим явлением. «МВФ должен придумать методику расчета, которая поможет определить, курсы каких валют отражают реальное положение дел в национальной экономике, а какие являются результатом манипуляций со стороны Центрального банка, – заявил в интервью газете O Globo министр финансов Бразилии Гуидо Мантега. – На основе подобного метода должен быть создан индекс валютных манипуляций, который, в свою очередь, позволит ВТО применить к манипулятору соответствующие санкции».


Это – сильный и жестокий удар против США. Дело в том, что именно они в период своего абсолютного доминирования требовали от окружающих соблюдения «правил игры», ими же практически произвольно установленных в своих интересах. И одним из главных правил был запрет на эмиссию национальных валют, мягкий или жесткий (последний известен как «валютное управление» (currency board)). Более того, этот принцип был настолько жестким, что под него было подведено серьезное теоретическое обоснование, которое состояло в том, что только отсутствие инфляции может вызвать приток иностранных инвестиций, без которых невозможен экономический рост. Вспомним, как с пеной у рта этот принцип отстаивал Гайдар, и к каким печальным результатам привело его соблюдение для экономики России. Зато отказ от этого принципа в 1999–2003 гг. дал невиданный за последние 20 лет экономический рост.


Отметим, что сами США совершенно не рассматривали этот принцип (запрет на эмиссию) как сколько-нибудь существенный фактор для их собственной денежной политики. Начиная с 1981 года, они активно стимулировали частный и государственный спрос за счет эмиссии и не испытывали никаких угрызений совести по этому поводу. Почему же все остальные молчали?


А дело все в том, что основные игроки на мировой экономической арене получали такие большие доходы от продажи на американских рынках (т. е. за счет совокупного спроса в США), что глупо было рушить такую замечательную картину. А те, кого на американские рынки не допускали, были или слишком малы, или политически зависимы (например, Россия).


Зато по мере развития кризиса ситуация стала серьезно меняться. Напомним, что основной механизм кризиса – это падение совокупного спроса как раз в США, а в этой ситуации у всех остальных игроков есть только один вариант – стимулировать экспорт в США путем девальвации национальных валют. Что мы и имеем в виде «парада девальваций» (термин из нашей книги 2003 года), который сегодня, с легкой руки бразильского министра финансов, называют «валютными войнами».


Сами США, у которых отбирают их собственный спрос, не могут, естественно, оставаться безразличными, тем более в год выборов, и денежные власти этой страны начали свою кампанию по опусканию доллара. Но то, что устраивало всех несколько десятилетий, категорически не нравится всем остальным странам сегодня. Однако выступить первым против еще недавно (а может быть, и до сих пор?) всесильных США было страшно – до тех пор, пока кто-то не сказал первым важные слова.


И вот теперь у США – достаточно неприятная ситуация. Обвинить Бразилию во лжи невозможно. Принять ее предложения для МВФ – тоже, поскольку в этом случае МВФ из послушного инструмента в руках США становится как минимум неэффективным инструментом, а в худшем случае – опасным оружием против США… Значит, остается блокировать бюрократическими методами бразильские инициативы, хотя и это ослабляет МВФ как инструмент американского влияния.


Но если США не возразят активно на такое поведение Бразилии, то это станет и для нее, и для остальных стран косвенным стимулом, который показывает, что агрессивное поведение не наказуемо, а наоборот, приносит ощутимые дивиденды в виде политического лидерства. А это значит, что «раскачивание» американского доминирования все более и более ускоряется.


 

Exit mobile version