Борис Гребенщиков: “Я православный человек”
Некоторое время назад БГ пообещал, что дает последнее интервью о политике — и свое слово держит.
Если же его о ней спрашивают, отвечает максимально корректно. Чаще — что не следит за событиями в стране, не смотрит телевизор, не читает газет. А на опасения, что Россия становится милицейским государством, бодро отвечает: «В нашей стране люди всегда друг с другом договариваются. Если к каждому человеку приставить милиционера — они все равно договорятся!»
— Как вы отнеслись к поражению наших футболистов в матче со Словенией?
— Моя голова чиста от этого футбольного матча и других матчей столетия. Я ничего не знаю об этой игре. О разведении пум в Южной Америке я думаю больше.
— Вы всегда выглядите очень стильно — необычно одеваетесь, необычно бреетесь. Как сложился ваш индивидуальный стиль?
— Я надеваю то, что попадается под руку, и знаю только один способ бритья!
— То, что попадается под руку? А как под нее попали джинсы, расшитые райскими птицами?
— Да, было такое… (смеется) Есть у меня знакомые, которые дают хорошие рекомендации по части одежды.
— Как Вы считаете, у человека должна быть одна религия или можно «пользоваться» всеми сразу?
— «Пользоваться» всеми затруднительно: не хватит времени и медитировать, и лоб разбивать об пол, и исповедоваться. Религия — способ открыть в себе любовь к другим живым существам, поэтому должно быть время их заметить. Нужно оставаться в той религии, которая слилась с энергией земли, в которой мы родились. А потом, если будет возможность, изучать другие религиозные культуры. Я православный человек.
— Как по-вашему, есть ли сейчас в России навязывание православной религии — и в школах, и обществу в целом?
— Я не нахожусь в числе тех людей, которым что-то можно навязать. Но, думаю, в навязывании нет ничего особенно страшного… Перегиб через край — это наша национальная черта. Будут еще попы линейкой по голове бить, будут… Но если взять историю страны не 10-летней, а 200-летней давности, то мы увидим, что тогда повсеместно преподавали Закон Божий — и ничего!
— А если для Ваших детей или внуков придется выбирать, какой предмет они будут изучать, — основы одной из религиозных культур или светскую этику — что Вы выберете?
— Конечно, основы православной культуры! Кто будет преподавать в наших школах ислам?
— А кто будет преподавать православие?
— Ну да… Замечательные батюшки есть, но их — один на миллион…
— Вы ведете передачу «Аэростат» на Радио России. Можно присылать туда свои «заявки»?
— Конечно, можно. Но, бывает, меня просят поставить какие-то песни собственного сочинения, а я не могу ставить то, что мне самому не нравится.
— «Аэростат» — полностью Ваша авторская программа?
— От первой до последней секунды! Если в то, что я делаю, пытается вклиниться кто-то другой, я перестану это делать.
— Вы человек, который больше отдает или получает?
— Я не могу больше получать! (эмоционально, страстно) Мне уже «складывать» некуда, я просто лопну! Пожалуйста, возьмите у меня! Мужчины вообще по природе своей не созданы получать, они отдают.
— Билеты на Ваши концерты всегда очень доступны по цене, выступления куда менее именитых музыкантов зачастую гораздо дороже. Это политика группы?
— Это полностью заслуга тех, кто нас приглашает! Было время, когда я рвал на себе волосы: «Давайте делать цены доступными!» И тогда мне с бумагой и ручкой в руках объясняли, что это невозможно, что даже если мы сами будем доплачивать по каким-то статьям расходов, все равно цены от этого сильно не изменятся. Гонорар музыкантам — всего лишь восьмая строка расходов. Так что честь и хвала организаторам концертов!
— Вы планируете в этот свой приезд погулять по городу?
— Да, планы у нас есть. В нашей группе есть родственник… человек, который еще не видел Вологду, ему нужно показать мой любимый вид города…
…Концерт «Аквариума» был практически беспрецедентным, несмотря на долгую историю теплых взаимоотношений группы и вологжан: музыканты трижды выходили на «бис» и отыграли для восторженных зрителей дополнительный час. Гребенщиков, будто опровергая слухи о своем пошатнувшемся здоровье, стремительно выбегал на сцену, изображал «неумирающего» лебедя, активно общался с залом и по обыкновению не скупился на теплые слова. После концерта автографы получили абсолютно все желающие.